Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 октября 2013 г. N 1262-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Пушкаревой М.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
в присутствии представителей заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" - Ю.В. Кулаковской (доверенность N13 от 08.10.2013 г.); в отсутствие заявителя в лице ООО "Комплект сервис", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, д. 3) на действия заказчика в лице МКУ "Управление капитального строительства" (623426, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Суворова, 25) при размещении заказа на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и строительству объекта "Детский сад на 125 мест по ул. Мусоргского, 7 в г.Каменск-Уральский Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью (N 0362300015513000043), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России по принадлежности из ФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-14705 от 07.10.2013) на действия заказчика в лице МКУ "Управление капитального строительства" при размещении заказа на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и строительству объекта "Детский сад на 125 мест по ул. Мусоргского, 7 в г.Каменск-Уральский Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью (N 0362300015513000043), поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 10571 от 07.10.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО "Комплект сервис" указал, что заказчик в нарушение требований Закона о размещении заказов объединил в один предмет торгов строительные работы и поставку оборудования, мебели и инвентаря, технологически и функционально не связанных с объектом строительства.
Кроме того, заявитель сообщил, что в рамках данного аукциона необходимо выполнить работы по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта. Заявитель обращает внимание, что согласно документации, участник размещения заказа должен предоставить копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства. Заявитель считает, что не каждая организация, занимающаяся поставкой оборудования для приготовления пищи осуществляет строительные работы и имеет указанное свидетельство, и в связи с этим ООО "Комплект сервис", осуществляющее поставку специализированного оборудования, лишено возможности участвовать в аукционе.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласились, жалобу просил признать необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
12 сентября 2013 года на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0362300015513000043 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и строительству объекта "Детский сад на 125 мест по ул. Мусоргского, 7 в г. Каменск-Уральский Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью (N 0362300015513000043).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 102 913 688,00 руб.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению N 0362300015513000043 предметом размещения заказа является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и строительству объекта "Детский сад на 125 мест по ул. Мусоргского, 7 в г. Каменск-Уральский Свердловской области" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым оборудованием и мебелью.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вышеуказанные требования к составу и характеристике работ, товаров, которые используются при производстве работ и подлежат поставке, содержатся в разделе 3 "Задание на аукцион" документации об аукционе.
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки немонтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
В ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено установление следующих обязательных требований к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1).
В соответствии с п. 12 Информационной карты аукциона участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, установленным аукционной документацией, в том числе иметь в наличии
1. Свидетельство о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", "13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
2. Свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 33 раздела III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции, и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно - гражданское строительство".
Следует также отметить, что данное требование указано в письме от 13 мая 2013 г. N 3991 БМ/11/ГС Федерального агентства по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Министерства регионального развития РФ - архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Разработка рабочей документации, обеспечивающей, как и проектная документация, безопасность объекта, не является самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, в связи с чем определение термина "рабочая документация" ГрК РФ не предусмотрено.
В связи с тем, что рабочая документация разрабатывается только на основе и в развитии проектной документации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы по подготовке проектной документации и на ее основе - рабочей документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, только при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, по подготовке проектной документации.
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, то обязательным требованием к участникам размещения заказа должно являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, заказчик, действуя в соответствии с требованиями законодательства, обязан включить в состав документов, предоставляемых участниками размещения заказа, копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, соответственно установленные требования не могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вышеуказанные требования к составу и характеристике работ, товаров, которые используются при производстве работ и подлежат поставке, содержатся в разделе 3 "Задание на аукцион" документации об аукционе, Приложении N1 к Техническому заданию "Перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование с качественными характеристиками", Приложении N2 к Техническому заданию "Перечень поставляемых товаров (технологическое не монтируемое оборудование) с качественными характеристиками".
Пункт 6 "Люк чугунный тяжелый для колодцев ГОСТ 3634-99" приложения N1 к Техническому заданию "Перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование с качественными характеристиками" содержит требование к материалу корпуса: СЧ15 или СЧ20 или СЧ25 или СЧ30.
В соответствии с п. 5.3 ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия" требования к сырью, материалам, покупным изделиям корпуса, крышки, ремонтные вставки люков, корпуса и решетки дождеприемников изготавливают из серого чугуна марки не ниже СЧ20 по ГОСТ 1412.
В связи с тем, что требование к материалу корпуса СЧ15 не предусмотрено ГОСТ 3634-99, предусмотренному заказчиком в пункте 6 "Люк чугунный тяжелый для колодцев", данное требование не соответствует п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, так как указанный показатель материала корпуса не позволяет определить соответствие товара потребностям заказчика.
При этом необходимо отметить, что запросов о разъяснении документации об аукционе, относящихся к вышеуказанным пунктам приложения N1 к Техническому заданию "Перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование с качественными характеристиками", в адрес Заказчика не поступало, а также несоответствие характеристик данных товаров не явилось причиной для отказа в допуске к участию какому-либо участнику размещения заказа.
30.09.2013 г. заказчиком на официальном сайте было размещено разъяснение положений документации об аукционе в связи с поступившим запросом. При этом данное разъяснение не содержало указание на предмет запроса в нарушение требований ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, согласно которой в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте. Вместе с тем, в самом разъяснении содержится существо запроса.
Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией порядка разъяснения документации об аукционе влечет административную ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок N1 от 04.10.2013 г. до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 3 (три) заявки.
В результате рассмотрения первых частей заявок Комиссия приняла решение допустить к участию в отрытом аукционе в электронной форме участника N 1/5842134, отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику N 2/5846320 и участнику N 3/58494995.
Участнику N 2/5846320 отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.1 ч.4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов в связи с предоставлением недостоверных сведений, а именно:
- в п.108 заявки перечня основных строительных материалов (горячекатаная арматурная сталь) участник размещения заказа предложил "ГОСТ 5781-82; диаметр: 22 мм; класс: А-I; при изгибе в холодном состоянии на 180° градусов толщина отправки равна диаметру стрежня", однако, в соответствии с требованиями п.2.6 (таблица 8, примечание 4) ГОСТа 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" по предложенному классу арматурной стали А-I и диаметру 22 мм при изгибе в холодном состоянии на 180° градусов толщина отправки равна двум диаметрам стержня;
- в п. 155 заявки перечня основных строительных материалов (ПВХ-покрытие (линолеум)) участник размещения заказа предложил "класс пожарной опасности КМ2; группа возгорания: В1", однако, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Приложение таблица 3) классу пожарной опасности: КМ2 соответствует группа возгорания В2.
Участнику N 3/58494995 отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.1 ч.4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов в связи с предоставлением недостоверных сведений и на основании п.2 ч.4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов в связи с несоответствием сведений, предусмотренных п.п.б п.3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов требованиям документации об аукционе:
- в п. 8 заявки перечня основных строительных материалов (кирпич по ГОСТ 530-2007) участник размещения заказа предложил "кирпич полнотелый керамический одинарный рядовой; пустотность: 5%", однако, в соответствии с требованиями ГОСТ 530-2007 "Кирпич и камень керамические" (п.3.4.), которому должен соответствовать товар в соответствии с требованиями документации об аукционе, кирпич полнотелый - это кирпич, в котором отсутствуют пустоты;
- в п. 20 заявки перечня основных строительных материалов (трубная теплоизоляция из вспененного полиэтилена) участник размещения заказа предложил "класс пожарной опасности КМ1; группа горючести: Г2; группа возгорания: В2", однако, в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Приложение таблица 3) классу пожарной опасности: КМ1 соответствует группа горючести Г1, группа возгорания В1;
- в п. 72 заявки перечня основных строительных материалов (труба мерная стальная электросварная ГОСТ 10704 91) участник размещения заказа не предложил конкретный показатель, указав "предел текучести: более 197 (20,09) Н/мм (кгс/мм
)", в то время как согласно инструкции по заполнению заявок слово "более" в сведениях о конкретных показателях товара в первой части заявки недопустимо;
- в п. 109 заявки перечня основных строительных материалов (дверь деревянная внутренняя ГОСТ 6629-88), участник размещения заказа не предложил конкретный показатель, указав "способ открывания: открываемые поворотом вокруг вертикальной крайней оси в правую или левую сторону", в то время как согласно инструкции по заполнению заявок слово "или" в сведениях о конкретных показателях товара в первой части заявки недопустимо;
- в п. 121 заявки перечня основных строительных материалов (затвор дисковый поворотный), участник размещения заказа не предложил конкретный показатель, указав "рабочее давление: более PN 16";
- в п. 132 заявки перечня основных строительных материалов (источник вторичного электропитания резервированный), участник размещения заказа не предложил конкретный показатель, указав "габаритные размеры: менее 317 х 318 х 106 мм", в то время как согласно инструкции по заполнению заявок слово "менее" в сведениях о конкретных показателях товара в первой части заявки недопустимо;
- в п. 140 заявки перечня основных строительных материалов (извещатель охранный точечный магнитоконтактный), участник размещения заказа не предложил конкретный показатель, указав "сопротивление изоляции, между выводами датчика: не менее 5х106 Ом"; "электрическая прочность изоляции, между выводами датчика и корпусом: не менее 500/700 Вэфф/Впост", в то время как согласно инструкции по заполнению заявок слово "не менее" в сведениях о конкретных показателях товара в первой части заявки недопустимо.
Проанализировав первые части заявок, Комиссия Свердловского УФАС России установила, что участнику N 2/5846320 и участнику N 3/58494995 правомерно отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, указанным в Протоколе рассмотрения первых частей заявок N1 от 04.10.2013 г.
В соответствии с Протоколом о подведении итогов N3 от 07.10.2013 г. Единая комиссия рассмотрела в соответствии со ст. 41.11 Закона о размещении заказов вторую часть заявки ООО "Союзстроймонтаж" открытого аукциона в электронной форме и признала ее соответствующей требованиям аукционной документации. Также по решению Единой комиссии аукцион был признан несостоявшимся, так как в аукционе принял участие только один участник (только один участник признан участником аукциона).
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице МКУ "Управление капитального строительства" нарушение п. 1 ч. 4 ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.7 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику в лице МКУ "Управление капитального строительства", его аукционной комиссии предписание не выдавать в связи с отсутствием нарушений, повлиявших на результаты торгов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Пушкарева
Члены Комиссии Е.В. Быкова
М.Г. Шумкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 октября 2013 г. N 1262-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2013