Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 октября 2013 г. N 1279-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля за размещением заказов, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля за размещением заказов, члена комиссии;
Песковой О.А. - специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена комиссии,
при участии представителей Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа "Шамарская средняя общеобразовательная школа N26": Ратокля Татьяны Сергеевны (приказ N 51 ОТ 056.08.99), Зеленкиной Светланы Федоровны (доверенность N7 от 14.10.2013),
рассмотрев жалобу в отсутствие заявителя - ОАО "ГЛОНАСС УРАЛ" (620014, г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, 74, оф.402), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения его жалобы, на действия заказчика в лице Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа "Шамарская средняя общеобразовательная школа N26" (623010, Свердловская обл, Шалинский р-н, Шамары п, Первомайская, 31) при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку и установку устройств контроля (тахографов) (код извещения 0362300047913000024), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ОАО "ГЛОНАСС УРАЛ" (вх. N 01-14830 от 08.10.2013) на действия заказчика в лице Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа "Шамарская средняя общеобразовательная школа N26" при размещении заказа путем проведения запроса котировок на поставку и установку устройств контроля (тахографов) (код извещения 0362300047913000024), соответствующая требованиям ст. 57, 58 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (уведомление N 10714 от 10.10.2013).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ч.ч. 5,6 ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
Заявитель указал в жалобе, что заказчик в нарушение Закона о размещении заказов не установил в извещении сведения о товарном знаке и модели тахографа с Bluetooth-интерфейсом.
Кроме того, заявитель указывает, что только одна модель тахографа соответствует требованиям заказчика - "Меркурий ТА-001", производитель ООО "АСТОР ТРЕЙД".
Таким образом, по мнению ОАО "ГЛОНАСС УРАЛ", заказчиком было ограничено количество участников размещения заказа.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.
Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные материалы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
30.09.2013 заказчик в лице Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа "Шамарская средняя общеобразовательная школа N26" разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения запроса котировок на поставку и установку устройств контроля (тахографов) (код извещения 0362300047913000024).
Начальная (максимальная) цена контракта: 350 000,00 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.45 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок, а при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также в случае, предусмотренном частью 6 статьи 42 Закона о размещении заказов, не менее чем за четыре рабочих дня до дня истечения указанного срока.
Согласно ч.2 ст.45 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 Закона о размещении заказов.
В п.4 ст.43 Закона о размещении заказов установлено, что запрос котировок должен содержать сведения о наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Указанные требования устанавливаются в соответствии с частями 2.1 - 3.4 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В силу ч.3 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 ст.34 Закона о размещении заказов.
Из изложенного следует, что Закон о размещении заказов не устанавливает требование к заказчику указывать сведения о товарном знаке запрашиваемого товара при установлении требований к качеству, техническим характеристикам товара.
В приложение N1 к извещению о проведении запроса котировок заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом в приложение N1 к извещению о проведении запроса котировок отсутствуют сведения о товарном знаке запрашиваемого товара.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение Закона о размещении заказов в части не установления сведений о товарном знаке запрашиваемого товара.
По доводу заявителя об установлении заказчиком требований к товару, которые в своей совокупности определяют конкретный товар определенного производителя и тем самым ограничивают количество участников размещения заказа, Комиссией Свердловского УФАС России было установлено следующее:
ОАО "ГЛОНАСС УРАЛ" в нарушение ч.2 ст.58 Закона о размещении заказов не представило документы подтверждающие, что под установленные заказчиком требования подходит только один конкретный товар определенного производителя;
установленным заказчиком в приложении N1 к документации об аукционе требованиям соответствуют такие тахографы как: "Штрих TaxoRUS", "Касби DT-20M", "Меркурий ТА-001".
В соответствии с ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из вышеизложенного следует, что в приложении N1 к извещению о проведении запроса котировок отсутствуют сведения, которые в своей совокупности определяют конкретный товар определенного производителя и тем самым ограничивают количество участников размещения заказа, а значит в действиях заказчика отсутствует нарушение ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов.
Согласно п.8 ст.43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В ст.19.1 Закона о размещении заказов устанавливаются требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта:
1. Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
2. В конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
3. Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 настоящей статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
В приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок представлен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта, проведенный путем исследования рынка. При этом источниками информации о ценах являлись данные из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и коммерческие предложения поставщиков.
Однако, заказчик в расчетах не указал адрес соответствующей страницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которой размещена информация о ценах на товары и обратившись к которой возможно проверить соблюдение предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта, а также не указал реквизиты коммерческих предложений поставщиков.
Кроме того, согласно представленным копиям страниц из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и копиям коммерческих предложений, на основании которых проводились расчеты, заказчик не исследовал цены на стоимость карты водителя, услуги установки и обслуживания тахографа, являющимся предметом закупки. Более того, заказчик использовал при расчете цену на тахограф без Bluetooth-интерфейса.
Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение п.8 ст.43 и ст.19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии со ст.44 Закона о размещении заказов котировочная заявка должна содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
2) идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
3) наименование и характеристики поставляемых товаров в случае проведения запроса котировок цен товаров, на поставку которых размещается заказ. При этом в случае, если иное не предусмотрено извещением о проведении запроса котировок, поставляемые товары должны быть новыми товарами;
4) согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
5) цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
В форме котировочной заявки, являющейся приложением к извещению, заказчик установил в нарушение ст.44 Закона о размещении заказов требование к декларированию участником размещения заказа дополнительных сведений, не предусмотренных Законом о размещении заказов, а именно:
участник размещения заказа не находится в процессе ликвидации и банкротства;
деятельность участника размещения заказа не приостановлена в порядке, предусмотренном КАПП;
имущество участника размещения заказа не находится под арестом, задолженность не превышает 25% балансовой стоимости активов за последний отчетный период;
участник размещения заказа извещен о включении сведений о нем в Реестр недобросовестных поставщиков в случае его уклонения от заключения муниципального контракта;
суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале участника размещения заказа;
численность работников участник размещения заказа за предшествующий календарный год;
выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год;
и т.д.
В силу ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ опубликование должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ОАО "ГЛОНАСС УРАЛ" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа "Шамарская средняя общеобразовательная школа N26" нарушение п.8 ст.43, ст.19.1, ст.44 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице Муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа "Шамарская средняя общеобразовательная школа N26", его котировочной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
О.А. Пескова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 октября 2013 г. N 1279-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.10.2013