Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 сентября 2013 г. N 1195-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Пушкаревой М.В. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Опалева А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
При участии представителей:
Заказчика в лице Администрации Асбестовского городского округа - А.В. Бубнова (распоряжение N 44-04-2926/3 от 10.09.2013 г.),
Заявителя в лице ООО "Новые Технологии" - Д.Б. Абушенко (доверенность N128 от 17.09.2013 г.), Д.А. Логинова (доверенность N5 от 15.01.2013 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Новые Технологии" (623700, Свердловская область, г. Березовский, ул. Ленина, д. 6, оф. 7) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Асбестовского городского округа (624260, Свердловская область, г. Асбест, ул. Уральская, д. 73), его аукционной комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по техническому перевооружению очистных сооружений бытовых сточных вод с использованием комбинированного дезинфектанта "Диоксид хлора и хлор" (установка ДХ-100) (монтаж установок очистки воды с применением диоксида хлора) (номер извещения 0162300053813000008) в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Новые Технологии" (вх. N 01-13731 от 19.09.2013 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице Администрации Асбестовского городского округа при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0162300053813000008 на выполнение работ по техническому перевооружению очистных сооружений бытовых сточных вод с использованием комбинированного дезинфектанта "Диоксид хлора и хлор" (установка ДХ-100) (монтаж установок очистки воды с применением диоксида хлора), поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст.58, 59 Закона о размещении заказов.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО "Новые Технологии" указал, что решение аукционной комиссии о соответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, и о победителе аукциона принято с нарушением процедуры принятия.
Из протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 10.09.2013 г., общее число членов аукционной комиссии составляло 8 человек, при этом (с учетом отсутствовавших - Бубнов А.В., Кожевников Ю.А., Мелихова Л.Д.) участие в голосовании принимали 5 членов комиссии (Симонов И.И., Камаева О.А., Маслакова Н.М., Темирова Б.Г., Рожин В.З.)
Согласно результатам голосования за принятие решения о соответствии заявки ООО "Астрон" на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, проголосовали Симонов И.И., Камаева О.А. и Темирова Б.Г.; Маслакова Н.М. проголосовала против принятия данного решения, Бубнов А.В. не мог голосовать в силу его отсутствия. Таким образом, за принятие решения проголосовали только три члена комиссии из восьми, и, по мнению заявителя, данное решение не является правомерным.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, так как считает, что документация об аукционе соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, а аукционная комиссия действовала также в соответствии с указанными требованиями.
Проведя анализ представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
07 августа 2013 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300053813000008, а также документация об аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по техническому перевооружению очистных сооружений бытовых сточных вод с использованием комбинированного дезинфектанта "Диоксид хлора и хлор" (установка ДХ-100) (монтаж установок очистки воды с применением диоксида хлора).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о размещении заказов заказчиком, уполномоченным органом до размещения на официальном сайте, определяемом в порядке, установленном статьей 16 Закона о размещении заказов, извещения о проведении открытого аукциона принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии.
В ч. 3 ст. 7 Закона о размещении заказов установлено, что число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек.
Согласно ч. 10 ст. 7 Закона о размещении заказов комиссия правомочна осуществлять функции, предусмотренные ч.ч. 6 - 8 ст. 7 Закона о размещении заказов, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
В соответствии с требованием ч. 2, ч. 3 ст. 7 Закона о размещении заказов Распоряжением Главы Асбестовского городского округа от 05.08.2013 г. N 992-РА "О проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по техническому перевооружению очистных сооружений бытовых сточных вод с использованием комбинированного дезинфектанта "Диоксид хлора и хлор" (установка ДХ-100) (монтаж установок очистки воды с применением диоксида хлора)" был утвержден состав аукционной комиссии, в которую вошли Симонов И.И., Мелихова Л.Д., Камаева О.А., Бубнов А.В., Кожевникова Ю.А., Маслакова Н.М., Темирова Б.Г.
В Протоколе подведения итогов от 10.09.2013 г. указаны сведения о составе аукционной комиссии, не соответствующие Распоряжению Главы Асбестовского городского округа от 05.08.2013 г. N 992-РА, а именно в протоколе в качестве члена аукционной комиссии указан Рожин В.З., не являющийся членом аукционной комиссии согласно указанному распоряжению.
В Протоколе подведения итогов от 10.09.2013 г. указаны сведения о принятии участия в голосовании Бубновым А.В., хотя в действительности указанный член комиссии участие в голосовании не принимал, о чем также имеется отметка в протоколе. Также не участвовали в голосовании Л.Д. Мелихова и Ю.А. Кожевникова.
Таким образом, в процедуре голосования на стадии подведении итогов открытого аукциона принимали участие четыре члена аукционной комиссии (Симонов И.И., Камаева О.А., Маслакова Н.М., Темирова Б.Г.) из семи, в связи с чем согласно ч. 10 ст. 7 Закона о размещении заказов комиссия была легитимна.
В ходе голосования за принятие решения о соответствии или несоответствии заявки на участие в аукционе ООО "Астрон" требованиям, установленным документацией об аукционе, три члена комиссии (Симонов И.И., Камаева О.А., Темирова Б.Г.) проголосовали за принятие решения о соответствии данной заявки установленным требованиям, а один член комиссии (Маслакова Н.М.) проголосовала за принятие решения о несоответствии данной заявки установленным требованиям. Таким образом, за принятие решения о соответствии заявки на участие в аукционе ООО "Астрон" установленным требованиям проголосовало большинство членов комиссии, участвующих в процедуре голосования, в связи с чем принятое по итогам голосования решение о признании ООО "Астрон" победителем является правомерным.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов закреплено, что не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В нарушение ч. 1 ст. 41.6, ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов в п. 2.2 документации об аукционе установлены требования к квалификации, в том числе желательные (опыт реализации аналогичных проектов, наличие положительных отзывов Заказчиков по внедренным проектам) и особые (подрядчик не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства; должен являться платёжеспособным).
В п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов указано, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов в разделе 3 "Требование к заявке на участие в аукционе в электронной форме, ее содержанию и составу" документации об аукционе установлены следующие требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
В разделе 3 также указано, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме представлена в разделе 4 документации об аукционе. В разделе 4 "Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в электронной форме" документации об аукционе предусмотрено, что при подаче сведений участниками размещения заказа должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Разделе 2 пункте 3 "Техническое задание. Требование к оборудованию". При этом документация об аукционе не содержит в своем составе Раздел 2 пункт 3 "Техническое задание. Требование к оборудованию". Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит инструкции по заполнению первой части заявки.
Утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет административную ответственность по ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.
В ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов установлены требования к содержанию второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В разделе 3 "Требование к заявке на участие в аукционе в электронной форме, ее содержанию и составу" документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
2) копии документов, указанных в разделе 2 пункте 2.5. документации об аукционе (копии документов прилагаются в полном объеме, включая приложения);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа оказание услуг являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
При этом в разделе 2 пункте 2.5. документации об аукционе предусмотрена обязанность подрядчика представить в комплекте конкурсной документации документы и сведения, не предусмотренные ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, а именно:
- Положение о системе управления охраной труда Общества (СУОТ ГОСТ Р 12.0.009- 2009) (копию);
- сведения об аттестации по охране труда первых руководителей Общества (копии протоколов и удостоверений) (согласно ст.225 Трудового кодекса Постановлении N1 Минтруда России и Постановления N29 Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29);
- копии протоколов обучения и аттестации членов экзаменационной комиссии Подрядчика в специализированных учебных центрах (комиссиях Ростехнадзора);
- копии протоколов установленной формы по проверке знаний работников (ответственных лиц) Подрядчика, направленных для производства работ;
- копию приказа о назначении ответственных лиц и персонала, обслуживающего ГПМ (при необходимости работ с ГПМ);
- сведения о происшедших несчастных случаях на производстве (форма 7- травматизм за последние 3-5 лет); предприятия, причисленные к малому бизнесу, - справку от Государственной инспекции по Труду по месту регистрации предприятия;
- должностную инструкцию инженера по охране труда, положение о службе охраны труда (копии) (Трудовой кодекс РФ, Постановление N 4 от 29.01.2004 г., Квалификационный справочник (КС) должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики);
- копию перечня инструкций по охране труда и копии двух инструкций по охране труда для работников основных профессий Подрядчика (Постановление N 80 от 17.12.2002 г. Минтруда РФ о разработке государственных нормативных требований по охране труда);
- сопроводительное письмо с просьбой о предоставлении работникам подрядной организации, включая работников субподрядных организаций, права работы по нарядам и распоряжениям с указанием номеров телефонов лиц, ответственных за безопасную организацию работ.
Требование о предоставлении вышеуказанных документов и сведений в составе заявки на участие в аукционе установлены в нарушение ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, согласно которой требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Установление должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд требований к участникам размещения заказов, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются обязательные требования к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В п. 2.1 документации об аукционе установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ, указанным ниже, в соответствии с требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"), копии документов прилагаются в полном объеме, включая приложения (пп.2.1.5):
6.1. |
Опалубочные работы |
6.2. |
Арматурные работы |
6.3. |
Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций |
7. |
Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций |
7.1. |
Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений |
7.2. |
Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок |
10.1. |
Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений |
12. |
Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) |
12.2. |
Кладка из кислотоупорного кирпича и фасонных кислотоупорных керамических изделий |
12.7. |
Нанесение лицевого покрытия при устройстве монолитного пола в помещениях с агрессивными средами |
12.9. |
Гидроизоляция строительных конструкций |
12.10. |
Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования |
15.1. |
Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации |
15.4. |
Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха |
15.5. |
Устройство системы электроснабжения |
16 |
Устройство наружных сетей водопровода |
16.1. |
Укладка трубопроводов водопроводных |
16.2. |
Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей |
16.4. |
Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода |
17 |
Устройство наружных сетей канализации |
17.1. |
Укладка трубопроводов канализационных безнапорных |
17.2. |
Укладка трубопроводов канализационных напорных |
17.3. |
Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей |
17.4. |
Устройство канализационных и водосточных колодцев |
23.31. |
Монтаж оборудования предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства |
24.23. |
Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки |
24.29. |
Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения |
24.30 |
Пусконаладочные работы сооружений канализации |
33. |
Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): |
33.7. |
Объекты водоснабжения и канализации |
В соответствии с извещением и документацией об аукционе предметом размещения заказа является выполнение работ по техническому перевооружению очистных сооружений бытовых сточных вод с использованием комбинированного дезинфектанта "Диоксид хлора и хлор" (установка ДХ-100) (монтаж установок очистки воды с применением диоксида хлора).
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом, свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного размещения заказа является объект водоснабжения, то достаточным требованием к участникам размещения заказа будет являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.7 "Объекты водоснабжения и канализации".
Кроме того, п. 2.12 проекта муниципального контракта предусмотрено право участника размещения заказа, с которым будет заключен контракт, привлекать к выполнению работ третьих лиц, что не освобождает его от ответственности перед Заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных муниципальным контрактом работ. При заключении договора с третьими лицами Исполнитель обязан учитывать условия муниципального контракта, а по заключении такого договора передать его копию Заказчику. При привлечении Исполнителем к исполнению муниципального контракта третьих лиц (юридических и физических лиц) к их отношениям применяются правила о генеральном подрядчике и субподрядчике в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Таким образом, требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, является нарушением п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, и ограничивает участие в данном аукционе хозяйствующих субъектов, не имеющих свидетельство о допуске к определенному виду или видам работам, но при этом имеющих свидетельство о допуске к работам по организации строительства, дающий право привлекать к выполнению работ субподрядные организации.
Включение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, влечет административную ответственность по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Новые Технологии" признать необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Администрации Асбестовского городского округа нарушение п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6, ч. 1 ст. 41.6, ч. 2.1 ст. 34, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 7 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику в лице Администрации Асбестовского городского округа, его аукционной комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 7.30, ч. 4.1 ст. 7.30, ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Пушкарева
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
А.О. Опалев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 25 сентября 2013 г. N 1195-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2013