Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 сентября 2013 г. N 1198-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Пушкарёвой М.В. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Опалева А.О. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Литяевой О.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии
при участии представителей:
- заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области - Скрябиной А.Ю. (доверенность N12-3 от 09.01.2013 года), Питерского М.В. (доверенность N12-10 от 09.01.2013 года), Перебатовой И.В. (доверенность N12-9 от 09.2013 года), Бердниковой С.В. (доверенность Nб/н от 26.09.2013 года),
- уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области - Юрченко Е.Ю. (доверенность Nб/н 10.01.2013 года),
- заявителя в лице ЗАО "ДРГ ТехСистемс" - Голубева И.А. (доверенность N02 от 13.01.2013 года), Коменского Г.В. (регистрационный номер в реестре адвокатов г. Москвы 77/5838),
рассмотрев жалобу ЗАО "ДРГ ТехСистемс" на действия (бездействие) заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области, его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на форме на "Поставку оборудования для оснащения электрофизиологической лаборатории (операционной)" (извещение N 0162200011813001848) в части наличия нарушений Федерального закона N 94 -ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ЗАО "ДРГ ТехСистемс" (вх. N 01-13780 от 20.09.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области, его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на форме на "Поставку оборудования для оснащения электрофизиологической лаборатории (операционной)" (извещение N 0162200011813001848) в части наличия нарушений Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N9998 от 24.09.2013 года).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В соответствии с пунктами 2.1.6.2. и 2.1.6.3. технического задания документации об аукционе Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями должна обладать, в том числе, следующими характеристиками:
- Программа 3-х мерного картирования сердца с построением на базе 3D модели изохрональных и изопотенциальных карт;
- Программа анализа морфологии сигнала методом субтракции.
Однако, по мнению заявителя, данными техническими характеристиками обладает лишь один товар на рынке: Системы мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных Bard.
Кроме того, проведение закупки двух видов медицинского оборудования единым лотом, с указанием к одному из них обязательных технических характеристик, относящихся только к единственному виду товара ограничивает количество потенциальных участников, тем самым нарушает права и законные интересы заявителя.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, пояснив, что при проведении аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, его аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила.
30.08.2013 года на официальном сайте в сети "Интернет" размещен заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме на "Поставку оборудования для оснащения электрофизиологической лаборатории (операционной)" (извещение N 0162200011813001848).
Начальная (максимальная) цена контракта: 39 000 000,00 руб.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с указанными нормами Закона о размещении заказов на официальном сайте в сети "Интернет" размещена аукционная документация, а также установлены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), безопасности, размерам товара, его упаковке, отгрузке и иные показатели оборудования для оснащения электрофизиологической лаборатории (операционной).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В п. 37 информационной карты документации об аукционе содержатся требования к содержанию и составу первой части заявки. Первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара;
указание (декларирование) Участником размещения заказа в первой части заявки на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара.
В случае, если в заявке на участие в аукционе не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается Комиссией к участию в аукционе.
В п. 38 информационной карты документации об аукционе содержатся требования к содержанию и составу второй части заявки. В соответствии с пп. 3 п. 38 вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
копия действующего регистрационного удостоверения Минздрава России, Минздравсоцразвития России или Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с приложениями (в случае наличия приложений) на каждую отдельную единицу изделия медицинского назначения, входящую в комплект поставки.
Основание: Статья 38 ФЗ от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан"; "Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения", утверждён Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.10.2006 N 735.
На основании вышеизложенного, заказчик, уполномоченный орган при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на форме на "Поставку оборудования для оснащения электрофизиологической лаборатории (операционной)" включил в один лот два предмета медицинского оборудования, а именно:
1. Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями - 1 шт.
2. Система электрофизиологическая нефлюороскопическая навигационная с принадлежностями - 1 шт.
Кроме того, представитель заказчика обращает внимание, что в данном аукционе производится не закупка двух видов медицинского оборудования, а закупки комплекта оборудования для оснащения электрофизиологической лаборатории (операционной), состоящего из нескольких частей. В электрофизиологической лаборатории (операционной) эти части работают как единый комплекс.
Кроме того, в информационной карте документации об аукционе установлено требование - все элементы комплекта поставки должны быть совместимы между собой без дополнительных переходников и адаптеров.
Однако, в рамках Комиссии УФАС по Свердловской области выяснен факт того, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие в котором были бы указаны оба вида закупаемого медицинского оборудования (2 единицы), представляющего собой комплект на территории РФ отсутствует.
В соответствии с ч. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждена Приказом Росздравнадзора от 16.01.2013 N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2013 N 27292).
На основании вышеизложенного, в соответствии с данными официального сайта Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий вышеуказанные виды медицинского оборудования, соответствующие требованиям технического задания документации об аукционе имеют отельные регистрационные удостоверения.
Кроме того, со слов заявителя, закупаемое заказчиком оборудование, размещенное одним лотом является оборудованием разных производителей, соответственно может закупаться как отдельно, так и последовательно, т.е. имея ввиду, что это медицинское оборудование не продается в комплекте. Факт того, что закупаемое оборудование, является медицинским оборудованием разных производителей представители заказчика не опровергают.
Второе медицинское оборудование, указанное в предаете аукциона - Система электрофизиологическая нефлюороскопическая навигационная с принадлежностями используется, как дополнительное всегда в комплекте с основным оборудованием - Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями, при особо технологически сложных операциях. При этом, основное медицинское оборудование - Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями может использоваться самостоятельно без подключения дополнительного оборудования - Система электрофизиологическая нефлюороскопическая навигационная с принадлежностями.
Кроме того, со слов представителя заявителя, данное дополнительное оборудование используется лишь в 5% случаев, от общего числа, а именно при проведении особо сложных операций.
Комиссия УФАС по Свердловской области приходит к выводу, что медицинское оборудование, являющееся предметом закупки аукциона N0162200011813001848 действительно технологически связано между собой, но при этом оборудование разных производителей одинаково совместимо между собой, программные обеспечения между собой интегрируются.
Под исключительными техническими характеристиками, заявитель имеет ввиду наличие у Системы мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями следующих функции:
- Программа 3-х мерного картирования сердца с построением на базе 3D модели изохрональных и изопотенциальных карт;
- Программа анализа морфологии сигнала методом субтракции.
В рамках проведения Комиссии УФАС по Свердловской области исследован вопрос о количестве производителей медицинского оборудования - Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями подходящего под технические характеристики, указанные в документации об аукционе.
В доказательство доводов жалобы о том что, лишь один товар на рынке отвечает требованиям, установленным заказчиком в техническом задании документации об аукционе, а именно: Системы мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных Bard, заявителем было представлено письмо ЗАО "ДРГ ТехСистемс" о том, что в связи с указанием двух исключительных характеристик невозможно поставить медицинское оборудование следующих фирм - производителей: Дженерал Электрик, Биосенс Вебстер и Штокерт ГмбХ поставляемого ЗАО "ДРГ ТехСистемс", а также аналогичное письмо от ООО "ДжиИ Хэлскеа", входящее в группу компаний "GE Healthcare" корпорации "General Electric".
Представители заказчика опровергли факт установления технических характеристик, относящихся только к единственному виду товара, представив копию инструкции по эксплуатации, не имеющую надлежащего удостоверения системы Элкарт II Навигатор отечественного производителя ООО "Электропульс" (г. Томск), у которой имеется функция 3D электроанатомическое моделирование сердца, но при этом Комиссия УФАС по Свердловской области приходи к выводу, что данный медицинский прибор не может рассматриваться как оборудование эквивалент т.к. Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями и Система электрофизиологическая нефлюороскопическая навигационная с принадлежностями представляют собой единый комплекс, а заказчик осуществляет закупку двух медицинских оборудований (основное и дополнительное), позволяющих их использование как одновременно, так и отдельно (основное без дополнительного).
Также представителями заказчика представлены технические характеристики медицинского оборудования производителя ООО "Л.М.Э. "Биоток", но по совокупности характеристик данное медицинское оборудование не подходит под требования, установленные в техническом задании документации об аукционе.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы Комиссией УФАС по Свердловской области, заказчиком не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о существовании медицинского оборудования подходящего под технический характеристики, установленные в техническом задании документации об аукционе, кроме производителя Bard.
Представитель заказчика поясняет закупку двух медицинских оборудований одним лотом, тем фактом, что заказчик будет иметь гарантию от поставщика на комплект медицинского оборудования, а не на каждую единицу медицинского оборудования.
При этом, в рамках Комиссии УФАС по Свердловской области выяснен факт, что т.к. медицинское оборудование разных производителей, соответственно поставщик не сможет дать гарантию на комплект медицинского оборудование. Сервисное обслуживание, ремонт будет осуществляться представителями - инженерами сервисных служб производителей на каждое медицинское оборудование отдельно.
Со слов представителя заявителя, практика показывает, что все ведущие федеральные медицинские центры страны эксплуатируют медицинское оборудование (85 - 90 штук) разных производителей, при этом медицинское оборудование хорошо интегрируется между собой. Медицинское оборудование производителя Bard эксплуатируется буквально не более 10 медицинскими центрами.
Представители заказчика по факту объединения двух медицинских оборудований в один лот, пояснили, что при приобретении медицинского оборудования у одного поставщика, данный поставщик будет отвечать за интеграцию данных медицинских оборудований, оба медицинских приборов будут максимально совместимы.
При этом, представителем заказчика не представлены надлежащие доказательства о том, что если эти два медицинские аппарата будут поставлены от различных поставщиков, то интеграция систем будет не на максимальном уровне, и что интегрированное оборудование не сможет максимально эффективно отрабатывать свои функции.
Кроме того, п. 1.9. технического задания документации об аукционе установлено требование к наличию в Системе мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями потолочной консоли для крепления мониторов в операционной, при этом данная консоль не является частью данного медицинского оборудования.
Таким образом, размещение одним лотом закупки двух видов медицинского оборудования, с указанием к одному из них исключительных обязательных технических характеристик, относящихся только к единственному виду товара ограничивает количество потенциальных участников размещения заказа.
По вопросу о необходимости установления исключительных требований к медицинскому оборудованию - Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями в форме наличия функциональной возможности - Программа 3-х мерного картирования сердца с построением на базе 3D модели изохрональных и изопотенциальных карт представители заказчика пояснили следующее:
Обычная Программа 2D, выстраивает плоскую двухмерную картинку, которая имеет два измерения - длина и высота. Это по сути та же самая фотография, только очень четкая, сделанная с медицинского аппарата и запечатлевающая то, что происходит внутри человеческого организма. При этом, Программа 3-х мерного картирования сердца с построением на базе 3D модели изохрональных и изопотенциальных карт строит изображение, обладающее, кроме длины и высоты, еще и глубиной, то есть объемное изображение (модель), можно рассмотреть мельчайшие детали (не включая рентгеновскую трубку, т.е. уменьшая вредное воздействие на организм можно увидеть камеры, электроды, точку воздействия), следовательно данная функция наиболее информативна для специалиста.
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган вправе установить требование о наличии в медицинском оборудовании - Система мониторинга, регистрации и анализа электрофизиологических данных с принадлежностями функции - Программа 3-х мерного картирования сердца с построением на базе 3D модели изохрональных и изопотенциальных карт и Программа анализа морфологии сигнала методом субтракции, при этом не объединяя данное медицинское оборудование с исключительными техническими характеристиками с другим медицинским оборудованием.
В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области, утвердившего документацию об открытом аукционе в электронной форме (приложение N1 к приказу Департамента государственного заказа Свердловской области от 30.08.2013 года N2329-ОД содержится нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Таким образом, уполномоченным органом в лице Департамента государственного заказа Свердловской области нарушена ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1. ст. 34 Закона о размещении заказов.
За включение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа установлена административная ответственность на основании ч. 4.1. ст. 7.30 КоАП РФ.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установлена административная ответственность на основании ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5, ч. 10 ст. 17, ч.6 ст.60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
РЕШИЛА:
1. Жалобу ЗАО "ДРГ ТехСистемс" признать обоснованной в части размещения заказа одним лотом закупки двух видов медицинского оборудования, с указанием к одному из них исключительных обязательных технических характеристик, относящихся только к единственному виду товара, повлекшее ограничение количества потенциальных участников размещения заказа.
2. В действиях заказчика в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области, его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на форме на "Поставку оборудования для оснащения электрофизиологической лаборатории (операционной)" (извещение N 0162200011813001848) признать нарушение ч. 1 ст. 41.6, ч. 3.1. ст. 34 Закона о размещении заказов, п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Заказчику в лице Министерства здравоохранения Свердловской области, уполномоченного органа в лице Департамента государственного заказа Свердловской области, его комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях ч. 4.1., 4.2. ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Пушкарёва
Члены Комиссии А.О. Опалев
О.В. Литяева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 сентября 2013 г. N 1198-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.10.2013