Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 30 сентября 2013 г. N 243
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов, в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
- А.А. Романов |
- заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- А.А. Демин |
- главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- В.В. Шлыкова
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
|
- Н.А. Шурыгина
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей от:
государственного заказчика:
|
- А.Е. Власова |
- заместителя директора СОГБУ "Смоленскавтодор" (доверенность N 2734 от 13.08.2013); |
|
- Т.С. Дроздовой |
- начальника отдела торгов СОГБУ "Смоленскавтодор" (доверенность N 2060 от 11.07.2013); |
уполномоченного органа:
|
- Н.В. Чепурной |
- консультанта- юриста отдела аналитической и организационно - правовой работы Главного управления государственного заказа Смоленской области (доверенность N 0421/01 от 26.03.2013); |
заявителя:
|
- Н.В. Ходзинской |
- представителя ООО "Мостотранс" по доверенности (доверенность N 7 от 30.09.2013); |
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (приказ Смоленского УФАС России от 15.08.2012 N 113) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и во исполнение положений статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "Мостотранс" (исх. б/н от 23.09.2013) на действия конкурсной комиссии, государственного заказчика - СОГБУ "Смоленскавтодор", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Ермачки - Сапочево - Красные горы - Барсучки в Кардымовском районе Смоленской области строительство путепровода через железную дорогу Москва - Минск) (извещение N 0163200000313003440),
УСТАНОВИЛА:
В жалобе ООО "Мостотранс" (далее - заявитель, Общество), озвученной представителем заявителя Ходзинской Н.В., указано на нарушение конкурсной комиссией законодательства в сфере размещения заказов при проведении вышеуказанного открытого конкурса, выразившееся в следующем.
Общество подало заявку на участие в открытом конкурсе.
Согласно протоколу N2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 12.09.2013 заявителю на основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов, п. 2 Информационной карты, отказано в допуске к участию в торгах в связи с несоответствием заявки требованиям конкурсной документации (в форме N2 "Предложение о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта" не заполнен п. 10; срок выполнения работ, указанный в форме N2 "Предложение о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта" не соответствует указанному в "Приложении к предложению о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта; "Приложение к предложению о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта" заполнено не по форме, предусмотренной конкурсной документацией).
ООО "Мостотранс" не согласно с принятым конкурсной комиссией решением ввиду следующего.
В п. 10 формы N 2 "Предложение о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта" (далее - форма N 2) указано: "Также подтверждаем, что мы извещены о включении сведений о (полное наименование участника размещения заказа) в Реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения нами от заключения контракта".
Заявитель подал заявку на участие в открытом конкурсе от своего имени, и указало в ней сведения, касающиеся конкретного лица ООО "Мостотранс", а не представило сведения, относящиеся к другим юридическим лицам. При этом в п. 8 заявки Общество указало, что "в случае, если наши предложения будут признаны лучшими, мы берем на себя обязательство подписать контракт в соответствии с требованиями конкурсной документацией и условиями наших предложений не ранее через 10 дней и не позднее чем через 20 дней со дня размещения протокола с результатами конкурса на ООС".
Таким образом, Общество, не указав в п. 10 формы N2 свое полное наименование не могло ввести в заблуждение конкурсную комиссию.
Кроме того, Закон о размещении заказов не обязывает участников размещения заказа подтверждать свою информированность о наступлении неблагоприятных последствий при нарушении принимаемых на себя обязательств, в том числе о включении в реестр недобросовестных поставщиков;
Согласно п. 19 Информационной карты, установлен следующий срок действия контракта: с даты его подписания сторонами и до 31.12.2014.
В соответствии с п. 1 Технического задания (Приложение N 1 к Информационной карте), срок начала исчисляется с даты подписания договора, срок окончания работ - 31.12.2014.
Таким образом, конкурсной документацией был определен период, в течение которого работы по контракту, должны быть выполнены.
Однако, в связи с тем, что срок выполнения работ (согласно п. 17 Информационной карты) является одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, участник размещения заказа должен был указать конкретный срок выполнения работ, входящий в установленный конкурсной документацией период выполнения работ по контракту, который ограничен датой - 31.12.2014.
В то же время в п. 4 Информационной карты заказчиком установлены следующие сроки выполнения работ:
- максимальный срок выполнения работ 470 дней с даты подписания контракта;
- минимальный срок- 235 дней с даты подписания контракта.
ООО "Мостотранс" в п. 4 формы N 2 указало, что срок выполнения работ составит 270 дней с даты подписания контракта, что соответствует требованиям Информационной карты.
В соответствии с п. 2 Информационной карты ООО "Мостотранс" представило Предложение о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта в соответствии с формой N 2 с описанием выполняемых работ в Приложении к форме N2, согласно предложенным конкурсной документацией разделов.
Следовательно, конкурсная заявка Общества полностью соответствует требованиям конкурсной документации и требованиям законодательства в сфере размещения заказов, и конкурсная комиссия необоснованно отказала данному участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, чем нарушила его права и законные интересы.
На основании изложенного, ООО "Мостотранс" просит Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов выдать конкурсной комиссии, государственному заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении указанных нарушений законодательства в сфере размещения заказов.
Представители государственного заказчика считают жалобу заявителя необоснованной и не подлежащей удовлетворению, так как поданная ООО "Мостотранс" заявка на участие в открытом конкурсе не соответствует требованиям конкурсной документации и требованиям законодательства в сфере размещения заказов по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 12.09.2013. В этой связи данному участнику размещения заказа было отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "Мостотранс" и проведенной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки соблюдения законодательства в сфере размещения заказов при размещении заказа, являющегося предметом рассмотрения жалобы, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов установлено, что размещение вышеуказанного заказа было осуществлено путем проведения открытого конкурса, что соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
08.07.2013 извещение N 0163200000313003440 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Согласно протоколу N1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 26.08.2013, на участие в конкурсе подано 2 заявки от следующих участников размещения заказа: ООО "АМАЛЬГАМА К", ООО "Мостотранс".
В соответствии с протоколом N2 рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 12.09.2013, данным участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в открытом конкурсе.
В частности, участнику размещения заказа ООО "Мостотранс" на основании п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов, п. 2 Информационной карты, отказано в допуске к участию в открытом конкурсе в связи с несоответствием заявки требованиям конкурсной документации (в форме N2 не заполнен п. 10; срок исполнения работ, указанный в форме N2 не соответствует сроку, указанному в "Приложении к предложению о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта"; "Приложение к предложению о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта" заполнено не по форме, предусмотренной конкурсной документацией).
Пунктом 1 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов определено, что конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 ст.25 данного закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, который является предметом конкурса, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, оказываемых услуг, которые являются предметом конкурса, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта, в том числе предложение о цене контракта.
Следовательно, участники размещения заказа (во исполнение вышеуказанных норм закона) в своих заявках должны представить описание выполняемых работ по предмету контракта, их количественные и качественные характеристики (как сведения о качестве работ и условиях исполнения контракта), в соответствии с конкурсной документацией.
При изучении Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов конкурсной документации выявлено следующее.
В пп. 1.10 п. 1 Информационной карты документации установлено, что конкурсная заявка на участие в конкурсе должна содержать "Предложение о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта (форма N 2), в том числе описание выполняемых работ", что соответствует положениям п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов.
Требования к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик указаны в п. 2 Информационной карты, согласно которому участник размещения заказа должен представить Предложение о качестве работ, об условиях исполнения контракта и цене контракта с описанием выполняемых работ в соответствии с Техническим заданием строго по форме N 2 (Приложение N 1 к данной Информационной карте).
В Приложении N 1 "Техническое задание" к Информационной карте описаны требования, предъявляемые заказчиком к выполняемым работам по предмету контракта по разделам: виды выполняемых работ; организация работ на объекте; документы предоставляемые после окончания всех работ; нормативно-технические документы.
Форма N2 включает в себя основную часть, состоящей из 11 требующих заполнения пунктов, и Приложения к данной форме, в которую заносятся сведения об описании выполняемых работ (в соответствии с разделами, описанными выше) в виде таблицы.
Комиссией установлено, что ООО "Мостотранс" в составе своей заявки на участие в конкурсе представило Приложение к форме N2, в которой заявителем в виде текста описаны выполняемые работы по предмету контракта в соответствии с предложенными конкурсной документацией разделами согласно Технического задания.
Следовательно, Общество в своей заявке представило требуемую заказчику информацию о выполняемых работах в полном объеме.
В этой связи, отказ заявителю в допуске к участию в торгах по причине предоставления указанных сведений не в соответствии с формой (таблица), установленной конкурсной документацией, а виде текста является формальным и необоснованным.
В п. 10 формы N 2 указано: "Также подтверждаем, что мы извещены о включении сведений о (полное наименование участника размещения заказа) в реестр недобросовестных поставщиков в случае уклонения нами от заключения контракта".
Требования данного пункта формы подразумевают под собой указание участниками размещения заказа, подающими заявку своего полного наименования.
ООО "Мостотранс" в данном пункте формы N2 своей конкурсной заявки не указал свое полное наименование.
В то же время, заявка подается конкретным участником размещения заказа, полное наименование которого ранее указывается в п. 1 и п. 6 формы N2.
Кроме того, формулировка п. 10 формы N2 ("подтверждаем, что мы извещены", "в случае уклонения нами") подразумевает под собой подтверждение наступления соответствующих правовых последствий в случае не подписания контракта именно участника размещения заказа, а не иного лица. В этой связи, не указание в данном пункте наименования участника размещения заказа, не приводит к двусмысленности понимания указанной в п. 10 информации.
В то же время, заполнение или не заполнение участником размещения заказа вышеуказанного пункта формы N2, не снимает с него ответственности, которая наступает в случае уклонения его от подписания контракта. При этом Закон о размещении заказов не предусматривает обязанность участников размещения заказа в конкурсных заявках декларировать свою осведомленность по данному вопросу.
Таким образом, формальное несоответствие заявки Общества (содержащей при этом все предусмотренные законодательством о размещении заказов сведения), установленной в конкурсной документации форме, не может являться правомерным основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, поскольку не соответствует таким принципам Закона о размещении заказов, изложенным в ч. 1 ст. 1 данного закона, как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия и развитие добросовестной конкуренции.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, конкурсная документация должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно конкурсной документации заказчиком установлены следующие сроки выполнения работ:
1) в п. 4 Информационной карты:
- максимальный срок выполнения работ - 470 дней с даты подписания контракта;
- минимальный срок - 235 дней с даны подписания контракта;
2) в Приложении N1 к Информационной карте "Техническое задание":
- начало работ - с даты подписания договора;
- окончание работ - 31 декабря 2014 года;
3) в разделе 5 проекта гражданско-правового договора:
- начало работ - с даты подписания договора;
- окончание работ -_______ (как пояснили представители заказчика, срок указывается в днях).
Согласно требований пунктов 14 и 15 ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать:
- критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 данного закона;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с конкурсной документацией, порядок оценки заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов выявлено, что для оценки и сопоставления заявок участников размещения заказа заказчиком определено четыре критерия:
а) цена контракта (значимость критерия 35%);
б) срок (период) выполнения работ (значимость критерия 35%);
в) качество работ и/или квалификация участника конкурса (значимость критерия 20%);
г) срок предоставления гарантии качества работ (значимость критерия 10%).
Согласно установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок по критерию "Срок (период) выполнения работ", подсчет рейтинга по указанному критерию осуществляется по формуле:
При этом единицей измерения максимального и минимального сроков (периодов) выполнения работ является количество дней.
Участник размещения заказа ООО "Мостотранс" в п. 4 формы N2 своей конкурсной заявки указало срок (период) выполнения работ равный 270 дням с даты подписания контракта, что соответствует требованиям п. 4 Информационной карты. В приложении к данной форме заявитель указал: начало работ - с даты подписания договора, окончание работ - 31.12.2014, что соответствует требованиям Технического задания.
Ввиду того, что заказчику требуются сведения о сроке выполнения работ, выраженные в днях (для внесения сведений в контракт, для оценки заявок по критерию "Срок (период) выполнения работ"), указание (во исполнение требований Технического задания) дополнительно в заявке даты окончания работ 31.12.2014 без уточнения даты подписания договора не позволяет судить о несоответствии срока выполнения работ, указанного в форме N2 (270 дней с момента заключения договора) сроку, указанному в приложении к данной форме (31.12.2014), и, следовательно, считать, что в заявке представлены несоответствующие сведения.
Конкурсная комиссия, в соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов, принимает решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 12 данного закона.
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов случаев, не допускается (ч. 2 ст. 12 данного закона).
Поскольку предложение ООО "Мостотранс" о сроке выполнения работ соответствует срокам и периодам, указанным заказчиком в конкурсной документации, отказ данному участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах по п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов (несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации) является неправомерным.
Ввиду того, что заявка ООО "Мостотранс" полностью соответствует требованиям законодательства в сфере размещения заказов, конкурсная комиссия, отказав данному участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах, тем самым нарушила требования ч. 2 ст. 12 Закона о размещении заказов.
В ходе проведения камеральной проверки установлено следующее.
В соответствии с пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов, заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения).
Согласно извещения (в редакции N3 от 02.08.2013) размер обеспечения заявки составляет 7 576 913,85 руб.
ООО "АМАЛЬГАМА К" в составе своей конкурсной заявки приложило платежное поручение N 1393 от 21.08.2013 на сумму 676913,85, т.е. меньше размера обеспечения заявки, установленного документацией.
Следовательно, заявка Общества не соответствует требованиям конкурсной документации и требованиям законодательства в сфере размещения заказов и конкусрная комиссия обоснованно отказала данному участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Иных нарушений выявлено не было.
Изучив все материалы по жалобе, выслушав представителей ответчиков и заявителя, руководствуясь ч. 9 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мостотранс" (исх. б/н от 23.09.2013) на действия конкурсной комиссии, государственного заказчика - СОГБУ "Смоленскавтодор", уполномоченного органа - Главного управления государственного заказа Смоленской области при проведении открытого конкурса на право заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ по строительству автомобильной дороги Ермачки - Сапочево - Красные горы - Барсучки в Кардымовском районе Смоленской области строительство путепровода через железную дорогу Москва - Минск) (извещение N 0163200000313003440), обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушения ч. 4 ст. 12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать конкурсной комиссии, государственному заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Смоленского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
А.А. Романов |
Члены Комиссии: |
|
А.А. Демин |
|
|
В.В. Шлыкова |
|
|
Н.А. Шурыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 30 сентября 2013 г. N 243
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2013