Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 11 октября 2013 г. N РЗ-231/237/238/13
Резолютивная часть решения оглашена "8" октября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "11" октября 2013 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Абанкин А.А.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" Попова <_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области <_>,
ООО "Гефест" <_>
в отсутствие представителей ООО "Соколов-Студио", ООО "Тамбовтехстрой",
рассмотрев жалобы ООО "Гефест", ООО "Соколов-студио", ООО "Тамбовтехстрой" (далее и ранее - Заявители) на действия аукционной комиссии Тамбовского областного государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания населения "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164200003013003425 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик 27.08.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N0164200003013003425 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту Геронтологического отделения ТОГБСУ СОН "Тамбовский дом-интернат для ветеранов войны и труда" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 599 989,58 рублей.
По результатам рассмотрения заявок аукционная комиссия Заказчика 01.10.2013 приняла решение: отказать в допуске к участию в аукционе участникам размещения заказа, подавшим заявки NN 1, 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 и допустить к участию в открытом аукционе в электронной форме и признать участниками открытого аукциона в электронной форме участников размещения заказа, подавших заявки N 4, 20.
Данное решение оформлено протоколом от 01.10.2013 N 0164200003013003425-1.
Не согласившись с таким решением аукционной комиссии Заказчика, ООО "Тамбовтехстрой" (заявка N18), ООО "Соколов-Студио" (заявка N1), ООО "Гефест" (заявка N10) обратились с жалобами в антимонопольный орган.
Заявители просят признать действия аукционной комиссии неправомерными и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Представители Заказчика на рассмотрение жалоб представили возражения, в которых указали, что считают жалобы Заявителей необоснованными, т.к. указанные выводы ошибочны и не основаны на законе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобы, возражения на них, материалы открытого аукциона в электронной форме и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Согласно ч. 1 ст. 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает решения аукционной комиссии Заказчика об отказе в участии в Аукционе заявок ООО "Гефест", ООО "Соколов-Студио", ООО "Тамбовтехстрой" незаконными ввиду следующего.
Исходя из предмета Аукциона, требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе предусмотрены подпунктом "а" пункта 3 части 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов должна содержать: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов: заявка должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Соответствующие требования установлены в п. 4.2 раздела 4 документации об аукционе.
Техническим заданием установлены, в том числе, следующие требования к техническим характеристикам товаров:
- позиция N2 - "Теплоизоляционное покрытие" - "Плиты или маты на основе минеральной ваты и базальтовых или каменных пород". "Водопоглощение по объему, не более (%) - от 1,5 до 2";
- позиция N9 - "Шпаклевка" - "*Прочность сцепления с основанием (адгезия раствора к бетонным основаниям): не менее 0,3 Мпа" "*Морозостойкость - не менее 50 циклов"
При этом согласно примечанию к Техническому заданию "Характеристика показателей, выделенная красным цветом: - (например от +5°С до +30°С) - участник указывает диапазонное значение; - (например не менее 0,3 МПа, не ниже +5°С) указывает со словами не менее, не ниже и т.д. , когда такие выражения указываются производителем в сопроводительной технической документации или предусмотрены в нормативных документах (ГОСТ, ТУ и т.д.). В остальных случаях указываются конкретные показатели".
1. Участник размещения заказа - ООО "Гефест" (заявка N10) указало по позиции N 2 следующее: "Теплоизоляционное покрытие" - "Водопоглощение по объему (%) 1,5".
Аукционная комиссия отклонила заявку общества по причине того, что им представлено значение данной величины (без сопровождения словами "не более"). В обоснование своего решения аукционная комиссия пояснила, что поскольку условие "не более" стоит перед знаком тире, оно является не требованием к значению, а частью описания характеристики, является показателем единицы измерения водопоглощения.
Данный довод аукционной комиссии не может быть признан законным ввиду следующего.
Прежде всего, действующим законодательством и нормативно-техническими документами единица измерения "не более %" не установлена.
Документация об аукционе также не разъясняет смысловое понимание требования по данной позиции и что слова "не более" следует считать частью наименования характеристики в тех случаях, когда они указаны до знака "тире".
Фактически Заказчиком установлены требования к величине "водопоглощение". Сведения в заявке ООО "Гефест" по данной позиции полностью соответствуют требованиям заказчика: 1,5 удовлетворяет как условию "не более 1,5", так и условию "не более 2,0".
Кроме того, даже если считать, что по спорной позиции Заказчиком установлены требования не непосредственно к водопоглощению, а к максимальному значению водопоглощения, то и в таком случае основания для отклонения заявки ООО "Гефест" не усматриваются, т.к. указав, что водопоглощение составит 1,5%, оно фактически одновременно сообщило и минимальное и максимальное значение данной характеристики товара.
По тому же основанию аукционная комиссия необоснованно отказала в допуске к участию в торгах участникам, подавшим заявки NN2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 21.
2. ООО "Тамбовтехстрой" (заявка N18), а также участники NN 2, 5, 9, 14, 17 отклонены в связи с указанием по позиции N9 конкретных значений показателей морозостойкости и адгезии.
Заказчик на рассмотрении жалобы пояснил, что поскольку данные значения выделены красным, участник должен был представить по ним диапазонное (неточное значение величины).
Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет данный довод Заказчика.
В примечании к техническому заданию необходимость и возможность указать диапазонное значение величины связано с одновременным выполнением двух условий: показатель выделен красным, и неконкретные значения величины содержатся в сопроводительной технической документации или предусмотрены в нормативных документах (ГОСТ, ТУ и т.д.).
Таким образом, одно только выделение Заказчиком показателя красным не делало участников размещения заказа обязанным указать диапазонное значение величины. Ввиду отсутствия у аукционной комиссии сведений о том, какие значения будут стоять в технической документации, сопровождающей товар, подлежащий поставке по контракту, у нее не было законных оснований считать не соответствующими сведения в заявках участников.
Кроме того, ст.41.8 Закона о размещении заказов прямо предусматривает обязанность участников представлять конкретные показатели товаров в заявках. Как правило, такие показатели представляются в форме конкретных значений, за исключением случаев, когда участник не может обладать сведениями о конкретных значениях характеристики товара до его закупки.
С учетом изложенного, представление диапазонного значения величины в отдельных случаях является правом участника размещения заказа, но никогда не может вменено ему в обязанность (за исключением случаев, когда Заказчиком установлены требования к диапазону значений характеристики).
3. Рассмотрев первую часть заявки N1 (ООО "Соколов-Студио"), а также анализируя решение аукционной комиссии Заказчика относительно данной заявки, Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что участнику размещения заказа необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе в силу следующего.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика, а также положениям сметной документации, в перечень необходимых видов работ, которые необходимо выполнить по контракту, включено устройство потолков реечных алюминиевых.
В позиции N17 Технического задания "Рейка алюминиевая потолочная" Технического задания Заказчик установил следующие характеристики применяемых при выполнении работ материалов: "Панели из поливинилхлорида, потолочные, глянцевые. Длина потолочных панелей от 3 до 4 метра. Ширина в пределах от 20 до 30 см.".
Таким образом, Заказчик установил требования к панелям ПВХ (применение которых, не предусматривалось п. 91 сметы, на который ссылается техническое задание в данной части), а не к материалу - рейка алюминиевая.
Следовательно, участники не были обязаны представлять сведения о характеристиках алюминиевой рейки.
А поскольку единственным основанием для отклонения заявки ООО "Соколов-Студио" послужило несоответствие предложенного им товара требованиям п.17 технического задания, то данное отклонение не может быть признано законным.
Учитывая изложенное, комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик, установив неисполнимые требования к товарам, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, нарушил пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, а у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали законные основания для отказа в допуске к участию в Аукционе заявке ООО "Соколов-Студио".
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего документацию об аукционе, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в действиях аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гефест" обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Соколов-Студио" обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Тамбовтехстрой" обоснованной.
4. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
5. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч. 5 ст. 41 Закона о размещении Заказов
6. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по частям 2 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии С.В. Мазаева
К.И. Мурзин
В.В. Иванов
С.В. Гончарова
А.А. Абанкин
Исп.: В.В. Иванов тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 11 октября 2013 г. N РЗ-231/237/238/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2013