Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 октября 2013 г. N РЗ-245/13
Резолютивная часть решения оглашена "11" октября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено "16" октября 2013 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
начальник отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мурзин К.И.,
заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
в присутствии представителей:
администрации Знаменского района Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителя ООО "Комплект сервис", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (далее и ранее - Заявитель) на действия администрации Знаменского района Тамбовской области (далее и ранее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0164300026913000055 и проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик 27.09.2013 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164300026913000055 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку и установку оборудования для детского сада расположенного по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, гарнизон "Знаменка-1", в/г1, литера Ж. (далее - Аукцион).
Заказчик - администрация Знаменского района Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 106 600,00 рублей.
Окончание срока рассмотрения первых частей заявок - 25.10.2013.
ООО "Комплект сервис", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о размещении заказов, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
В своей жалобе ООО "Комплект сервис" указывает, что Заказчиком в нарушение положений Закона о размещении заказов и Закона о защите конкуренции незаконно включены в состав одного лота товары, функционально не связанные между собой.
Уполномоченный орган на рассмотрение жалобы представил возражения, в которых указал, что считает жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России, заслушав доводы Уполномоченного органа, изучив представленные в Комиссию материалы, учитывая сведения, содержащиеся в жалобе Заявителя и проведя на основании ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов, пришла к следующим выводам.
1. Закон о размещении заказов регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов).
Целями Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 ФЗ "О защите конкуренции").
Таким образом, правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи.
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии со статьей 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Часть 3.1 данной статьи запрещает включать в аукционную документацию требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Частью 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии ч. 6.1 ст. 10 Закона о размещении заказов под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
Согласно наименованию, указанному в извещении и документации об Аукционе (идентификационный номер N 0164300026913000055), предметом Аукциона является "форме на поставку и установку оборудования для детского сада расположенного по адресу: Тамбовская область, Знаменский район, гарнизон "Знаменка-1", при этом в извещении Заказчиком указаны такие коды классификации товаров как: 3690000 - "Готовые изделия, не включенные в другие группировки".
При формировании предмета аукциона муниципальный заказчик использовал номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утвержденную Приказом Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" "Учебные пособия", код ОКДП 3690000 (группа 369), который в Общероссийском классификаторе поименован как "Готовые изделия, не включенные в другие группировки".
Группа 369 включает виды деятельности, связанные с производством готовых бытовых изделий, не включенных в другие группировки: ювелирных изделий и смежных товаров (подгруппа <3691>); музыкальных инструментов (подгруппа <3692>);спортивных товаров (подгруппа <3693>); игр и игрушек (подгруппа <3694>); учебно - наглядных пособий и учебного оборудования (подгруппа <3695>); оборудования, инвентаря и принадлежностей для театрально - зрелищных предприятий и учреждений культуры (подгруппа <3696>); вспомогательных изделий для легкой промышленности и хозяйственно - бытового назначения (подгруппа <3697>); изделий художественных промыслов, произведений искусства и предметов коллекционирования (подгруппа <3698>); готовых изделий прочих, не включенных в другие группировки (подгруппа <3699>).
В соответствии Техническим заданием (приложение N1 к гражданско-правовому договору бюджетного учреждения) предметом закупки являются:
1) Технологическое оборудование и инвентарь для пищеблока, использующееся для приготовления пищи:
- электроплита, пароконвектомат с комплектом протвиней для пароконвектомата 6 шт. и подставкой, электромясорубка, весы большие, весы электронные, нож хлебный, холодильник среднетемпературный, овощерезка, кухонный комбайн, морозильный ларь.
2) Оборудование для прачечной:
- машина стиральная встраиваемая с тумбой, доска гладильная, утюг электрический и др.
3) Оборудование для медицинского кабинета:
- весы медицинские, таблица для определения остроты зрения, ростомер детский, лампа Чижевского, кварцевая лампа, холодильник фармацевтический с замком, тонометр, стетофонендоскоп и др.
4) Оборудование для спортивного зала:
- тренажер "бегущая по волнам, детский тренажер, шведская стенка, набор для лазанья, детская полоса препятствий, коврик гимнастический, вертикальная стойка, детская массажная дорожка, мат гимнастический и др.
5) Компьютерная техника, оргтехника:
- компьютер в сборе с мышью и колонками, проектор 3 D, экран настенный, многофункциональное устройство.
6) Детские игрушки:
- куклы, мозаика, автомобиль, кубики, счеты, бусы и др.
7) Музыкальный центр.
8) Мягкий инвентарь:
- матрас, подушки, одеяло теплое, одеяло облегченное, постельное белье, вафельное полотенце, махровое полотенце.
9) Печатная продукция и канцелярские товары:
- детские книги, пособия и др.
10) Мебель:
- стол детский регулируемый прямоугольный, стол детский регулируемый квадратный, стол ромашка регулирующий, стол дидактический малый с наполнением, уголок изодеятельности, спортивный уголок, уголок творчества (с корзинами) без стула, игровая зона "Кухня", стеллаж "Лесенка", игровая зона "Спальня", игровая зона "Парикмахерская", игровая зона "Магазин", магазин с угловой витриной, стенка "Горка", стенка "Домик", стенка детская с платяным шкафом, стенка "Настенька", кровать детская, стулья, стол офисный с выкатной тумбой, стол приставной, доска объявлений, шкафы детские раздевальные 4 -х секционные, шкаф для одежды, шкаф для постельного белья, компьютерный стол, кресло компьютерное, шкаф для горшков на 20 мест, табуретки, стул офисный, шкаф для книг, стенка для игрушек угловая, стенка "Паравозик"и др.
Вместе с тем, музыкальные инструменты; спортивные товары; игры и игрушки; учебно - наглядные пособия и учебное оборудование; оборудование, инвентарь и принадлежности для театрально - зрелищных предприятий и учреждений культуры; вспомогательные изделия для легкой промышленности и хозяйственно - бытового назначения, соответствуют указанному в извещении о проведении Аукциона коду 3690000.
Однако, закупается также оборудование, имеющее самостоятельную сферу применения: компьютер соответствует коду 3020000 "Вычислительная техника, ее детали и принадлежности", музыкальный центр - коду 3230170 "Радиокомплексы (музыкальные центры)", холодильник - коду 2930100 "Холодильники и морозильники бытовые", электроплита - коду 2930122 "Электроплиты кухонные бытовые", машина стиральная - коду 2930200 "Машины стиральные бытовые", овощерезка - коду 2945100 "Машины для переработки мяса, овощей и теста (оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания), утюг электрический - коду 2926535 "Утюги электрические и пульверизаторы", отличные от кода, которому соответствуют товары и изделия, включенные в группу 3690000.
Таким образом, код ОКДП 3690000 "Готовые изделия, не включенные в другие группировки", указанный в извещении о проведении рассматриваемого Аукциона, не соответствует кодам и видам закупаемой продукции.
Выявленное несоответствие препятствует участию в аукционе заинтересованных лиц, поскольку затрудняет поиск заказов, что нарушает права и законные интересы участников размещения заказа.
Кроме того, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что закупаемое оборудование по предмету контракта функционально и технологически не связано между собой и используется отдельно друг от друга в силу следующего.
Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой под технологией понимается совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Функциональная характеристика - потребительское свойство товара, под которым понимается свойство товара, появляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей (п. 82 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения").
Предметом размещения заказа является поставка товаров, назначение которых совершенно различно, и которые включены в обособленные разделы ОКДП.
Компьютерное оборудование (компьютер, проектор), машины стиральные бытовые, игрушки, медицинское оборудование, оборудование для приготовления и хранения пищи, мебелью для детских, дошкольных учреждений, канцелярские товары и печатная продукция имеют самостоятельную область применения и функционально и технологически не взаимосвязаны друг с другом.
Подобное "укрупнение" закупки ограничивает количество участников размещения заказа и, следовательно, конкуренцию, так как рынки обозначенных групп товаров различаются составом продавцов и покупателей. Участники товарных рынков, как правило, имеют различную специализацию, а такое объединение разнородных товаров затрудняет участие в аукционе.
Например, производители (поставщики) компьютерной техники, бытовой техники, мебели для детских, дошкольных учреждений в связи с объединением в один лот указанных товаров ограничены в участии в данном аукционе из-за вынужденности закупки и поставки несвойственных им товаров.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что объединение в один лот функционально и технологически не связанного между собой оборудования, являющегося предметом торгов, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказов, что в свою очередь является нарушением ч. 1 ст. ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта:
- требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В ходе проведения внеплановой проверки комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в нарушение требований законодательства о размещении заказов Заказчик не установил требования к характеристикам (потребительским свойствам) поставляемого товара - игрушкам, печатной продукции, канцелярским товарам, пособиям.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов при проведении Аукциона.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 17, 57, 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 41.6, п. 1 ч. 4 ст. 41.6 и ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов
4. Передать материалы лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика, в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано заинтересованными лицами в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии С.В. Мазаева
Н.Н. Колодина
К.И. Мурзин
В.В. Иванов
Исп.: В.В. Иванов тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 октября 2013 г. N РЗ-245/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2013