Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 октября 2013 г. N 04-07/138-2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) рассмотрев поступившую по подведомственности из ФАС России жалобу ООО "Комплект сервис" б/д б/н (вх. N 5069 от 16.10.2013 года) на действия заказчика - Муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Тулы", уполномоченного органа - администрации муниципального образования г. Тула, специализированной организации - Государственного бюджетного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта по разработке рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд) по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (заказ N 0166300024713000511), руководствуясь статьёй 60 Федерального закона от 21.07.2005 года N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" (далее - Административный регламент), в присутствии:
УСТАНОВИЛА:
16.10.2013 года в Тульское УФАС России по подведомственности из ФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) б/д б/н (вх. N 5069 от 16.10.2013 года) на действия Муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Тулы" (далее - Заказчик), администрации муниципального образования г. Тула (далее - Уполномоченный орган), государственного бюджетного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Специализированная организация) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта по разработке рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд) по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (заказ N 0166300024713000511) (далее - открытый аукцион в электронной форме).
Из жалобы следует, что Заявитель рассматривает возможность своего участия в данном открытом аукционе в электронной форме, однако нарушения, допущенные Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией при размещении данного заказа, нарушают его права и законные интересы, приводят к ограничению количества участников размещения заказа и являются препятствием для подачи заявки на участие в данном аукционе, как для Заявителя, так и для неограниченного круга потенциальных участников размещения данного заказа.
По мнению Заявителя, в нарушение части 3.1 статьи 34 Закона, части 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требования к товару, информации, работам, услугам, влекущие за собой ограничение количество участников размещение заказа, выразившиеся в следующем.
Заявитель указывает, что предметом данного размещения заказа являются работы по разработке рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд).
Но в документации об открытом аукционе в электронной форме (Локальная смета N 02-01-15), по мнению Заявителя, помимо выполнения строительных работ и поставки оборудования и материалов, которые непосредственно используются при строительстве, предполагается поставка подрядчиком оборудования для детского сада: технологического оборудования для пищеблока, использующегося для приготовления, хранения и подачи пищи; мебели; компьютерной и иной техники; оборудования для спортивного зала; оборудования медицинского кабинета; оборудования игровой комнаты, оборудования музыкального зала.
Вышеперечисленное оборудование имеет различное назначение, его поставка технологически и функционально не связана ни с предметом аукциона, ни между собой. Включение указанного оборудования в состав одного лота, по мнению Заявителя, является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках аукциона.
В жалобе Заявитель указывает, что в документации об открытом аукционе в электронной форме содержится требование о предоставлении участником размещения заказа во второй части заявки свидетельства (копии свидетельства) саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Однако далеко не каждая организация, занимающаяся поставкой технологического оборудования, осуществляет строительные работы и имеет указанные свидетельства. Таким образом, компании, в том числе ООО "Комплект сервис", осуществляющие поставку специализированного оборудования, лишены возможности участвовать в данном аукционе.
По мнению Заявителя, включение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам товаров и работ, которые функционально и технологически не связаны между собой, ни чем не обосновано, является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение данного муниципального контракта, а также влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов, ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в данном размещении заказа.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, Специализированной организации возражали против доводов, изложенных в жалобе, считая, что документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта по разработке рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд) по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (заказ N 0166300024713000511) полностью соответствует требованиям Закона, представили на рассматриваемую жалобу письменные возражения от 21.10.2013 года N 405/1064 и пояснили следующее.
Предметом данного аукциона является исключительно выполнение работ по разработке рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по строительству детского сада. В рамках данного размещения заказа поставка товаров, перечисленных в жалобе Заявителя, не предполагается. Приобретение немонтируемого технологического оборудования, в том числе перечисленного в Заявителем в жалобе, будет осуществляться в рамках других размещений заказов.
В соответствии с требованиями Закона в составе документации об открытом аукционе в электронной форме на общероссийском сайте размещена в полном объеме проектно-сметная документация по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы" общая сметная стоимость по объекту составляет 189 518,31 тыс. руб.
В соответствии с расчетом начальной максимальной цены контракта по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (по согласованным отделом сопровождения закупок администрации г. Тулы сметам и реестру без учета стоимости оборудования), начальная максимальная цена данного контракта составляет 164 673 824,87 руб.
Таким образом, стоимость немонтируемого технологического оборудования, указанного в жалобе Заявителя, не входит в начальную (максимальную) цену данного контракта.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным органом, Специализированной организацией требований Закона при размещении вышеуказанного заказа, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением администрации муниципального образования город Тула от 30.11.2010 года N 3640 отдел формирования, размещения и контроля муниципального заказа администрации города Тулы определен уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных нужд города Тулы для муниципальных заказчиков администрации города Тулы путем проведения торгов, а также утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков при размещении заказов для муниципальных нужд путем проведения торгов.
В соответствии с Порядком взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков при размещении заказов для муниципальных нужд путем проведения торгов, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Тула от 30.11.2010 года N 3640, уполномоченный орган в целях исполнения муниципальной функции по размещению заказов осуществляет, в том числе, следующие полномочия:
- принимает и рассматривает заявки муниципальных заказчиков администрации города Тулы на размещение заказа и иные документы, необходимые для проведения уполномоченным органом процедур размещения заказа; возвращает муниципальным заказчикам заявки на размещение заказа и иные документы в случае их неполноты или несоответствия действующему законодательству о размещении заказов;
- на основании представленных муниципальными заказчиками документов разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе в электронной форме;
- обеспечивает размещение в установленном порядке документации о размещении заказа на общероссийском официальном сайте в сети "Интернет";
- принимает решение об отказе от проведения конкурса, аукциона в электронной форме, в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов;
- принимает решение о внесении изменений в извещение о проведении конкурса, аукциона в электронной форме, в конкурсную документацию и документацию об аукционе в электронной форме в порядке, предусмотренном действующим законодательством о размещении заказов.
Согласно Порядку взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков при размещении заказов для муниципальных нужд путем проведения торгов, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Тула от 30.11.2010 года N 3640, муниципальные заказчики, в том числе:
- составляют по утвержденной форме и направляют в уполномоченный орган заявку на проведение торгов в форме конкурса, аукциона в электронной форме, к которой прилагается техническая часть документации и проект муниципального контракта;
- несут установленную действующим законодательством ответственность за составление технической части конкурсной документации, документации об аукционе в электронной форме, проекта муниципального контракта;
- вносят в уполномоченный орган предложения о необходимости внесения изменений в извещение и документацию о проведении конкурса, аукциона в электронной форме;
- вносят в уполномоченный орган предложение об отказе от проведения конкурса, аукциона в электронной форме, в установленный действующим законодательством срок.
Постановлением правительства Тульской области от 05.02.2013 года N 35 создано государственное бюджетное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" и установлено, что целями деятельности Учреждения являются осуществление функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключить контракт - разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона для государственных и муниципальных заказчиков Тульской области и иные связанные с обеспечением торгов функции.
09.04.2013 года между администрацией муниципального образования город Тула (Уполномоченным органом) и государственным бюджетным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (Специализированной организацией) заключен договор на оказание услуг.
В силу пункта 2.1 раздела 2. "Права и обязанности сторон" договора на оказание услуг от 09.04.2013 года Специализированная организация обязана, в том числе:
- разрабатывать документацию о торгах в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения утвержденной Уполномоченным органом заявки на подготовку документации для размещения заказа и проведения торгов для муниципальных нужд Тульской области и нужд муниципальных бюджетных учреждений Тульской области;
- осуществлять подготовку и размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru извещений о проведении торгов.
Пунктом 2.2 раздела 2. "Права и обязанности сторон" договора на оказание услуг от 09.04.2013 года определено, что Уполномоченный орган обязан, в том числе:
- предоставлять Специализированной организации заявки на разработку документации для размещения заказа путем проведения торгов для муниципальных нужд Тульской области и нужд муниципальных бюджетных учреждений Тульской области, составленные в соответствии с Инструкцией по подготовке заявки на размещение заказа и проведение торгов для муниципальных нужд Тульской области и нужд муниципальных бюджетных учреждений Тульской области, утвержденной Специализированной организацией;
- предоставлять Специализированной организации обоснованную потребность Уполномоченного органа в размещении заказа и проведении торгов;
- своевременно утверждать разработанную Специализированной организацией документацию о торгах или направлять в письменном виде замечания по содержанию документации в течение 3 (трех) рабочих дней с момента поступления такой документации на утверждение.
Распоряжением администрации муниципального образования город Тула от 05.08.2013 года N 1/209-р создана аукционная комиссия уполномоченного органа по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУ "Управление капитального строительства город Тулы", определен ее состав.
Извещение и документация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на разработку рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд) по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (заказ N 0166300024713000511) (далее - документация об открытом аукционе в электронной форме) размещены 25.09.2013 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
10.10.2013 года в извещение и документацию об открытом аукционе в электронной форме (заказ N 0166300024713000511) внесены изменения, которые 11.10.2013 года размещены на официальном сайте.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 164 673 824,87 рубля.
Предметом данного открытого аукциона в электронной форме является разработка рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд) по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР.
Согласно части 2.1 статьи 10 Закона при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следовательно, заказчик, уполномоченный орган самостоятельно принимает решение по формированию предмета торгов в соответствии с потребностями, спецификой деятельности и с учетом необходимости обеспечения наиболее эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
В пункте 1 части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме Заказчиком определены наименования выполняемых работ:
- необходимо разработать рабочую документацию согласно выполненной ранее проектным институтом ООО "Гражданпромстрой" стадии "Проектная документация" за шифром 01-2013 и действующих норм и требований на территории РФ;
- предусматривается выполнение полного комплекса строительных и монтажных работ по строительству детского дошкольного учреждения (детского сада) на 12 групп (240 мест).
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 2 статьи 34 Закона предусмотрено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В силу части 3.1 статьи 34 Закона документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В пункте 7.1 части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме установлены требования к материалам и оборудованию, используемым при выполнении работ, являющихся предметом данного аукциона.
Установлено, что в части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствует указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Комиссией установлено, что материалы и оборудование, перечисленные в пункте 7.1 части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, относятся к оборудованию и материалам, используемым при выполнении строительно-монтажных работ. Так как материалы и оборудование, необходимые к поставке и объединенные в рамках одного лота, представляют собой элементы одной системы, и используются при выполнении строительно-монтажных работ, то, указанные материалы и оборудование имеют функциональную и технологическую связь, как между собой, так и с предметом данного открытого аукциона в электронной форме.
При этом требование о поставке оборудования и товаров, перечисленных Заявителем в жалобе (технологического оборудования для пищеблока, использующегося для приготовления, хранения и подачи пищи; мебели; компьютерной и иной техники, оборудования для спортивного зала; оборудования медицинского кабинета; оборудования игровой комнаты, оборудования музыкального зала), отсутствует как в части III "Техническая часть документации об открытом аукционе в электронной форме" документации об открытом аукционе в электронной форме, так и в положениях части IV "Проект контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме.
В части V "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд) по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР Заказчиком принята сметная стоимость работ, равная 164 673 824,87 рублям.
Расчет начальной максимальной цены контракта по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (по согласованным отделом сопровождения закупок администрации г. Тулы сметам и реестру без учета стоимости оборудования), утвержден начальником МУ "УКС г. Тулы" в сумме 164 673 824,87 рубля, что соответствует начальной (максимальной) цене контракта, установленной в части V "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" документации об открытом аукционе в электронной форме. Указанный расчет является неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме и размещен на Официальном сайте.
При этом, в указанном расчете предусмотрено, что приобретение Технологического оборудования немонтируемого, предусмотренного в локальной смете N 02-01-15, не входит в расчет начальной максимальной цены контракта по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (по согласованным отделом сопровождения закупок администрации г. Тулы сметам и реестру без учета стоимости оборудования), утвержденный начальником МУ "УКС г. Тулы".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что предметом данного размещения заказа является выполнение работ по разработке рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по строительству детского сада, и в рамках данного размещения заказа поставка товаров, перечисленных в жалобе Заявителя, не предполагается.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в предмет данного размещения заказа наряду с работами по разработке рабочей документации и работами по организации строительства включено требование о поставке оборудования, которое технологически и функционально не связано ни с предметом аукциона, ни между собой, что влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов, ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в данном размещении заказа, в ходе заседания Комиссии не подтвердился.
В соответствии с частью 2 статьи 58 Закона участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
В силу части 1 статьи 41.3 Закона для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.
Исходя из положений части 1 статьи 41.8 Закона заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме вправе подать только участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке.
Согласно информации, полученной Тульским УФАС России 18.10.2013 года от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер", по состоянию на 18.10.2013 ООО "Комплект сервис" на электронной площадке ООО "РТС-тендер" в качестве участника размещения заказа не аккредитовано.
Учитывая вышеизложенное, Заявителем не доказано ограничение его права на участие в данном размещении заказа, равно как не представлено доказательств наличия в документации об открытом аукционе в электронной форме противоречий, не позволяющих Заявителю сформировать свое предложение по предмету данного открытого аукциона в электронной форме и наличия в этой связи у Заявителя непреодолимых препятствий для подачи заявки, соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 17, 60 Закона и Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области не рассматривает доводы Заявителя о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", так как рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
2. Признать жалобу ООО "Комплект сервис" б/д б/н (вх. N 5069 от 16.10.2013 года) на действия заказчика - Муниципального учреждения "Управление капитального строительства города Тулы", уполномоченного органа - администрации муниципального образования г. Тула, специализированной организации - Государственного бюджетного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта по разработке рабочей документации и работы по организации строительства (генподряд) по объекту "Строительство детского сада по ул. Ушинского в Пролетарском районе г. Тулы", в т.ч. ПИР (заказ N 0166300024713000511) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 60 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 октября 2013 г. N 04-07/138-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013