Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 октября 2013 г. N 372
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, ВрИО руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
ведущего специалиста-эксперта Левуса З.И.,
ведущего специалиста-эксперта Ершовой А.В.,
с участием:
- представителей управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) Семакиной О.Ю. (по доверенности N006 от 05.03.2013), Ситниковой А.А. (по доверенности N020 от 01.07.2013);
- начальника ГБУЗ ТО "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее также - заказчик) Мазуркевича В.В.;
- представителя ГБУЗ ТО "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" Смышляевой Е.И. (по доверенности N157 от 18.10.2013),
рассмотрев жалобу ООО "Любо-Дорого" (далее также заявитель) на действия Управления государственных закупок Тюменской области, заказчика при проведении аукционов в электронной форме N0167200003413005347 (далее также - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 14.10.2013 подана жалоба заявителя на действия Управления государственных закупок Тюменской области, заказчика при проведении аукциона в электронной форме N0167200003413005347.
Как считает заявитель, документация об аукционе не соответствует законодательству о размещении заказов. Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу.
Тюменским УФАС России жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
В соответствии со статьей 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России 15.10.2013 информация о рассмотрении жалобы заявителя была размещена на официальном сайте, а также направлены уполномоченному органу, заказчику и заявителю уведомления о получении жалобы, о существе жалобы, а также месте и времени рассмотрения жалобы. В соответствии с ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов уполномоченному органу, заказчику было направлено требование о приостановлении размещения государственного заказа при проведении открытого аукциона в электронной форме N0167200003413005347 в части заключения договора до рассмотрения жалобы Тюменским УФАС России по существу. В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, на основании приказа Тюменского УФАС России от 15.10.2013 N534, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, заказчика при проведении открытого аукциона.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1. и ч. 3.1 ст. 60 Закона о размещении заказов заказчику направлено требование о представлении на рассмотрение жалобы по существу документов и материалов по проведению открытого аукциона.
Уполномоченным органом на рассмотрение жалобы по существу представлены оригиналы и копии документов по проведению открытого аукциона, а также письменные возражения на жалобу заявителя (N02582 от 17.10.2013). Согласно представленным возражениям, документация об аукционе соответствует законодательству о размещении заказов.
Исследовав материалы дела, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст.34 Закона о размещении заказов.
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следует отметить, что заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
При этом Тюменское УФАС России обращает внимание, что согласно ч.2.1 ст.22, ч.3.1 ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию о торгах требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При проведении внеплановой проверки, комиссией Тюменского УФАС установлено следующее.
Товары, установленные в документации об аукционе в электронной форме N0167200003413005347 технологически и функционально связаны между собой, поскольку в совокупности товары, предусмотренные в документации поставляются для лаборатории ГБУЗ ТО "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы" для осуществления деятельности по производству судебно-медицинских экспертиз. Следует отметить, что товары, предусмотренные в документации находятся в свободном доступе на соответствующем рынке товаров; для реализации товаров не требуется наличие разрешительных документов.
Таким образом, объединение товаров указанных в документации возможно в случае, если такое требование не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Данный вывод подтверждается постановлением ФАС ЗСО от 07.06.2012 по делу NА70-8472/2011.
Вместе с тем, в соответствии с представленной уполномоченным органом информацией, на участие в аукционе подали заявки 3 участника размещения заказа.
Следует отметить, что согласно п.1 ст.1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения п.1 ст.1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением законодательства о размещении заказов.
Данный вывод подтверждается постановлением президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N11017/10.
2. В соответствии с ч.4 ст.19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.2 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования" (вместе с "Правилами формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования") (далее также - Правила) настоящие Правила применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.
Учитывая, что в документации об аукционе в электронной форме N0167200003413005347 содержатся товары, предусмотренные ч.2 Правил, уполномоченным органом сформирована начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с ч.4 ст.19.1 Закона о размещении заказов, Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 881, что подтверждается приложением N3 к документации об аукционе (вторая и третья вкладка), из чего следует, что довод ООО "Любо-Дорого" об отсутствии в документации об аукционе N0167200003413005347 сформированной начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 является несостоятельным.
Следует отметить, что приложение N3 к документации об аукционе (первая вкладка) является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с ч.2 ст.19.1 Закона о размещении заказов (из жалобы ООО "Любо-Дорого" следует, что приложение N3 к документации об аукционе (первая вкладка) является обоснованием сформированной начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с ч.4 ст.19.1 Закона о размещении заказов, Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 881).
3. В соответствии с п.7 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, место, условия и сроки (периоды) поставки товара.
В соответствии с п.п. 1.4., 1.5. документации об аукционе в электронной форме N0167200003413005347 определены место, условия и сроки (периоды) поставки товара: согласно приложению N 2 к документации об аукционе в электронной форме.
В соответствии с разделом 18 документации об аукционе в электронной форме N0167200003413005347 приложение N 2 - "Проект контракта" является приложение к документации об аукционе N0167200003413005347.
В соответствии с п.2.1.1. гражданско-правового договора (приложение N2) поставка товара осуществляется отдельными партиями в течение 10 (десять) календарных дней с момента получения заявки от Заказчика. Заявки на поставку товара подаются Заказчиком по форме, указанной в Приложении N 3 к настоящему Договору, в период с момента заключения сторонами настоящего договора по 05.12.2014, что соответствует законодательству о размещении заказов и не противоречит ст.508 Гражданского кодекса РФ.
Следует отметить, что согласно п.1 ст.1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения п.1 ст.1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением законодательства о размещении заказов.
Данный вывод подтверждается постановлением президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N11017/10.
Руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57 и на основании ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Тюменского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Любо-Дорого" на действия Управления государственных закупок Тюменской области, заказчика при проведении аукционов в электронной форме N0167200003413005347 необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Веретенников
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России: З.И. Левус
А.В. Ершова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 октября 2013 г. N 372
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013