Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 октября 2013 г. N 377-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, ВрИО руководителя Тюменского УФАС России Поткиной И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Левуса З.И.,
с участием:
- представителя Управления государственных закупок Тюменской области (далее также - уполномоченный орган) Семакиной О.Ю. (по доверенности N006 от 05.03.2013),
рассмотрев жалобу ООО "ЭРА" (далее - заявитель) на действия Управления государственных закупок Тюменской области, заказчика при проведении открытого аукциона N0167200003413005487 (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области 16.10.2013 подана жалоба ООО "ЭРА" (далее - заявитель) на действия Управления государственных закупок Тюменской области, заказчика при проведении открытого аукциона N0167200003413005487.
Как считает заявитель, документация об аукционе не соответствует законодательству о размещении заказов. Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу.
Тюменским УФАС России жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 57 и ст. 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), и принята к рассмотрению.
В соответствии со статьей 60 Закона о размещении заказов, Тюменским УФАС России 18.10.2013 информация о рассмотрении жалобы заявителя была размещена на официальном сайте, а также направлены заказчику и заявителю уведомления о получении жалобы, о существе жалобы, а также месте и времени рассмотрения жалобы. В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, на основании приказа Тюменского УФАС России от 18.10.2013 N542, комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа, заказчика при проведении аукциона.
В соответствии с ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов уполномоченному органу и заказчику было направлено требование о приостановлении размещения государственного заказа по открытому аукциону в электронной форме в части заключения договора до рассмотрения жалобы Тюменским УФАС России по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1. и ч. 3.1 ст. 60 Закона о размещении заказов уполномоченному органу, заказчику направлено требование о представлении на рассмотрение жалобы по существу документов и материалов по проведению аукциона.
Представителем уполномоченного органа на рассмотрение жалобы по существу представлены оригиналы и копии документов по проведению аукциона, а также письменные возражения на жалобу заявителя N02645 от 22.10.2013. Согласно представленным возражениям, документация об аукционе в электронной форме N0167200003413005487 соответствует законодательству о размещении заказов.
Исследовав материалы дела, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Пунктом 5.5, 5.6 документации об аукционе N0167200003413005487 установлено требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (по видам работ в соответствии с приложением "Техническое задание" и требованиями приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"). Копии документов прилагаются в полном объеме, включая приложения.
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство
Стоимость работ на право заключить договор по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства, указанная в свидетельстве СРО, должна соответствовать требованиям ч.7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ и быть не менее цены контракта, предложенной участником аукциона.
Наличие лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
В соответствии с ч.1 ст.706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Следует отметить, что согласно письму ФАС России от 07.07.2011 NИА/26163 установление в совокупности в документации требования о выполнении работ лично участником размещения заказа и соответственно, установление требования о представлении в составе заявки двух и более разрешительных документов, является нарушением законодательства о размещении заказов.
Документация об аукционе в электронной форме N0167200003413005487 не содержит требования о выполнении работ участником размещения заказа лично, из чего следует, что документация об аукционе в электронной форме N0167200003413005487 не запрещает участникам размещения заказа при исполнении контракта привлекать субподрядные организации в соответствии с законодательством о размещении заказов, что соответствует законодательству о размещении заказов и письму ФАС России от 07.07.2011 NИА/26163.
В рассматриваемом случае, как установлено комиссией Тюменского УФАС России требование о необходимости наличия двух разрешительных документов относится не к товарам, работам, услугам, а к участникам размещения заказа, в связи с чем установление в документации об аукционе необходимости наличия у участника двух разрешительных документов не является нарушением ч.3.1 ст.34, ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов. Данный вывод подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу NА70-4765/2010.
Следует отметить, что согласно п.1 ст.1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения п.1 ст.1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением законодательства о размещении заказов.
Данный вывод подтверждается постановлением президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N11017/10.
Руководствуясь ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Тюменского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭРА" на действия Управления государственных закупок Тюменской области, заказчика при проведении открытого аукциона N0167200003413005487 необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Поткина
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России: Ю.Д. Верзун
З.И. Левус
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 23 октября 2013 г. N 377-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2013