Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 октября 2013 г. N 387-01
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, заместителя руководителя Тюменского УФАС России -,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя начальника отдела -.,
ведущего специалиста-эксперта отдела -.,
с участием:
- представителя ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" (далее также - заявитель) (по доверенности б/н от 29.10.2013 г.);
- представителя МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" (далее также - уполномоченный орган) (по доверенности N26 от 07.10.2013 г.);
- представителей департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее также - заказчик) (по доверенности б/н от 09.01.2013 г.), (по доверенности б/н от 23.10.2013 г.);
рассмотрев жалобу ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении открытого аукциона в электронной форме N592/13-эа на выполнение подрядных работ по строительству объекта "г. Тюмень. Обеспечение инженерными сетями участка под жилищное строительство в границах улиц: Федюнинского - Микрорайона МЖК - Монтажников - Широтная" (0167300000513000962) (далее также - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 24.10.2013 поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении аукциона.
По мнению заявителя, ему было необоснованно отказано в допуске к участию в данном аукционе.
Тюменским УФАС России жалоба заявителя принята к рассмотрению. В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) Тюменским УФАС России информация о поступлении жалобы и ее содержании была размещена на официальном сайте, а также направлена заявителю, заказчику и уполномоченному органу. В соответствии с ч. 4 ст. 60 Закона о размещении заказов уполномоченному органу, заказчику, оператору электронной площадки было направлено требование о приостановлении размещения муниципального заказа по проведению аукциона до рассмотрения жалобы Тюменским УФАС России по существу.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона о размещении заказов на основании приказа Тюменского УФАС России N562 от 28.10.2013 г. проведена внеплановая проверка действий уполномоченного органа при проведении данного аукциона. Тюменским УФАС России уполномоченному органу и заказчику было направлено требование о предоставлении всех необходимых документов и материалов по проведению аукциона.
Представителем уполномоченного органа на рассмотрение жалобы представлены копии и оригиналы документов по проведению открытого аукциона, а также письменные возражения на жалобу заявителя (исх.N1068 от 29.10.2013). Согласно представленным возражениям, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара. Согласно пункту 7 технического задания открытого аукциона в электронной форме (раздел 2 документации об аукционе) объем работ указан в Приложении N 1 к техническому заданию документации об открытом аукционе в электронной форме. Приложение N 1 к техническому заданию документации об открытом аукционе в электронной форме: сводный сметный расчет стоимости строительства; локальные сметные расчеты; требования к выполнению работ; характеристики товаров, используемых при выполнении работ; обоснование цены товара, используемого при выполнении работ, инструкция по заполнению заявки - является неотъемлемой частью документации об открытом аукционе в электронной форме. Таким образом, проектная документация не является частью документации об открытом аукционе в электронной форме, не определяет объем работ или характеристики товаров, используемых при их выполнении, и размещена на официальном сайте исключительно для ознакомления участников размещения заказов с ее содержанием. Значения необходимого для выполнения работ товара определены в требованиях к товарам, используемым при выполнении работ, изложенным в Приложении N 1 к документации. Товары, предлагаемые участником размещения заказа, должны соответствовать именно этому документу, а не проектной документации. Заявитель также ссылается на соответствие предложенного им товара государственным стандартам. В соответствии с Постановлением Госстандарта России от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" государственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года, признаны национальными стандартами. Согласно абзацу 2 части 2 статьи 15 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" национальные стандарты применяются на добровольной основе, следовательно, не обязательны для применения. В соответствии с пунктом 12 технического задания открытого аукциона в электронной форме в случае расхождения диапазонов значений показателей, установленных характеристикой товаров, используемых при выполнении работ с требованиями ГОСТ, участнику размещения заказа при формировании заявки необходимо руководствоваться диапазонами значений показателей товаров, установленных характеристикой товаров, используемых при выполнении работ. Кроме того, согласно пункту 7 технического задания открытого аукциона в электронной форме победитель аукциона должен руководствоваться ГОСТами только в части, относящейся к выполняемым работам. Таким образом, предлагаемый участником размещения заказа товар должен соответствовать Приложению N 1 к документации об открытом аукционе в электронной форме, а не ГОСТам. Согласно части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме. Вместе с тем, несмотря на формальное согласие ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" выполнить работы в соответствии с требованиями документации об аукционе, из заявки данного участника, а также из содержания рассматриваемой жалобы, следует отсутствие согласия выполнить работы в полном соответствии с условиями документации об аукционе, заявитель настаивает на выполнении работ исключительно согласно проектной документации и государственным стандартам. Заявитель, ссылаясь на определение товара, приведенное в Федеральном законе 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", утверждает, что строительные материалы не являются товаром. При этом указанное определение приводится в жалобе заявителя не полностью. Согласно статье 4 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. По какой-то причине заявитель упускает тот факт, что в данном определении под товаром понимается, в том числе, работа и услуга. Считаем, что указанное определение может быть использовано исключительно для целей Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ и неприменимо к отношениям по размещению заказов. Законодательство о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд исходит из разграничения понятий "товар", "работа", "услуга". Вместе с тем, в российском законодательстве содержатся и другие определения товара. В соответствии с частью 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Согласно пункту 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" товар - не изъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния. Из отождествления понятий "товар" и "вещь" исходит и Гражданский кодекс Российской Федерации: согласно статье 454 кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Таким образом, товар - это, прежде всего, вещь, то есть осязаемый, материальный предмет, представляющий имущественную ценность (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006). В этой связи строительные материалы являются товаром, и установление требований к данному товару в аукционной документации обоснованно. Считаем важным отметить, что судебная практика исходит из того, что при размещении заказа заказчик наделен правом самостоятельного определения предмета торгов и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом соблюдения запретов на требования к товару, информации, работам и услугам, потенциально ограничивающие количество участников размещения заказа (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.08.2013 N Ф03-4037/2013, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.01.2012 по делу N А28-3609/2011). В жалобе заявитель говорит о наличии в документации об аукционе требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа, однако в обоснование своей позиции ссылается лишь на сложность составления первой части заявки, не указывая при этом, какие конкретно требования к выполняемым работам и используемым при их выполнении товарам могут ограничить количество участников размещения заказов. Таким образом, по мнению уполномоченного органа, первая часть заявки ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" не соответствует требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме N 592/13-эа, и в силу пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа правомерно не был допущен к участию в аукционе.
Исследовав материалы дела, Комиссия Тюменского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N1/592/13-эа от 17.10.2013 г. (0167300000513000962) участнику размещения заказа ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" (заявка N5825873) было отказано в допуске к участию в аукционе по основанию п.2 ч.4 ст.41.9. Закона о размещении заказов, пп.3 п.1.4.2.1 Раздела 1, п.12 Раздела 2 части 1 документации об аукционе в связи с тем, что представленное участником размещения заказа на участие в аукционе Приложение N1 к первой части заявки в части пунктов п.33,34,35,36,37, 62,64,71,67,70,66,73,75,83,89,80,82,119 не соответствует требованиям документации об аукционе.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6. Закона о размещении заказов, документация об аукционе N592/13-эа на выполнение подрядных работ по строительству объекта "г. Тюмень. Обеспечение инженерными сетями участка под жилищное строительство в границах улиц: Федюнинского - Микрорайона МЖК - Монтажников - Широтная" (0167300000513000962) от 23.09.2013 г. (далее также - документация об аукционе) содержит требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, при этом в ней указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. Согласно п.7 раздела 2 документации об аукционе (техническое задание) установлено, что качество выполняемых работ должно соответствовать, в том числе требованиям к выполнению работ (Приложение N1 к техническому заданию документации об открытом аукционе в электронной форме) и характеристике товаров, используемых при выполнении работ (Приложение N1 к техническому заданию документации об открытом аукционе в электронной форме). В том числе, в указанном приложении N1 установлена необходимость использования при выполнении работ концевых и промежуточных элементов для подземной и надземной прокладки тепловых сетей (п.33-37); диска из нержавеющей стали или легированной стали и высокопрочного чугуна (п.62,64,71); корпус серый чугун или белый чугун, диск нержавеющая сталь или легированная сталь и высокопрочный чугун (п.67); кольца опорные должны применяться как при прокладке городских коммуникаций - дренажа, сетевых, водопроводных и газопроводных колодцев, различных линий связи, так и в частном строительстве для устройства колодцев и септиков (п.70); назначение люков чугунных должно быть: К-бытовая и производственная канализация, В-водопровод, Д-дождевая канализация, Г-пожарный гидрант (п.80); мастика антикоррозийная должна наноситься как ручным, так и механическим способом (п.82); необходимо использовать трубы стальные электросварные прямошовные со снятой фаской (п.119). Таким образом, соответствовать требованиям, установленным в документации, будет такой товар, который по всем указанным характеристикам подходит под значения, установленные заказчиком в документации об аукционе.
Согласно подп. "б" п.3 ч.4 ст.41.8. Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в аукционе участников размещения заказа должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара. Требования об указании конкретных показателей используемого при выполнении работ товара также установлены в пункте 1.4.2.1. документации об аукционе, при этом документация об аукционе не содержит указания на товарный знак используемого при выполнении работ товара.
В первой части заявки на участие в аукционе участника размещения заказа ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" (заявка N5825873) в приложении N1 к заявке указан товар, который будет использоваться при выполнении работ и его технические характеристики, в том числе, указано: концевые и промежуточные элементы для подземной прокладки тепловых сетей (п.33-37); диск высокопрочный чугун с полиамидным покрытием (пп.62,64,71); корпус высокопрочный чугун, диск высокопрочный чугун с эпоксидным покрытием (п.67); кольца опорные применяются как при прокладке городских коммуникаций - дренажа, сетевых, водопроводных и газопроводных колодцев, различных линий связи (п.70); назначение люков чугунных: применяется при устройстве хозяйственно-бытовой канализации и водопровода (п.80); наносится ручным способом (п.82); трубы стальные электросварные прямошовные (п.119). Таким образом, заявка содержит показатели используемого при выполнении работ товара, не соответствующие требованиям документации об аукционе, предусмотренные п.1 ч.4 ст.41.8. Закона о размещении заказов, что в соответствии с п.1 ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе. Таким образом, аукционная комиссия протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N1/592/13-эа от 17.10.2013 г. (0167300000513000962) правомерно, в соответствии со ст.41.9 Закона о размещении заказов, отказала в допуске к участию в аукционе участнику размещения заказа ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" по основанию указания в заявке не соответствующих требованиям заказчика характеристик используемого при выполнении работ товара.
2. Также в соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6. Закона о размещении заказов, в документации об аукционе установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. В том числе, в указанном ранее приложении N1 заказчиком установлена необходимость использования при выполнении работ уплотнительных колец из тройного этилен-пропиленового каучука или натурального каучука и витона. Таким образом, оценивая в совокупности требования, установленные заказчиком в пп.62,64,71 технического задания (где заказчиком установлены требования к дисковым затворам из нержавеющей стали или сплава легированной стали и высокопрочного чугуна) и требования, установленные заказчиком в пп. 66,73,75,83,89 технического задания (уплотнительных колец из тройного этилен-пропиленового каучука или натурального каучука и витона), невозможно сделать вывод, в чем именно заказчиком предусмотрена возможность предложения участником вариативного состава указанных в техническом задании элементов и возможно ли участникам использовать при выполнении работ уплотнительные кольца из тройного этилен-пропиленового каучука и витона или в соединении с витоном должен быть именно натуральный каучук. В данном случае невозможно определить, какие конкретно требования установлены заказчиком, участники размещения заказа вводятся в заблуждение относительно потребностей заказчика и, следовательно, могут прийти к различным выводам о его потребностях. Установление таким образом указанных значений в документации привело к указанию заявителем в своей заявке о применении им при выполнении работ уплотнительных колец из тройного этилен-пропиленового каучука и витона, что, как указал заказчик, не соответствует его потребностям. Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в данном случае не установлено единых требований к характеристикам товара, используемого при выполнении работ, следовательно, не имеется законных оснований для отказа в допуске потенциальным участникам размещения заказа на основании указания ими в своих заявках конкретных значений показателей данного вида товара, поскольку формулировка в документации указанного параметра вводила в заблуждение потенциальных участников размещения заказа, следовательно, по данному основанию заявителю, было необоснованно, в нарушение ст.41.9. Закона о размещении заказов, отказано в допуске к участию в аукционе.
Допущенное заказчиком нарушение не повлекло ущемление прав и законных интересов отклоненных участников размещения заказа и не повлияло на результаты аукциона, поскольку несоответствие предложенных в заявке заявителя в приложении N1 параметров в пп. 66,73,75,83,89 не являлось единственным основанием для отклонения заявки заявителя.
Руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, и на основании ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Тюменского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тюменьтеплогазмонтаж" на действия аукционной комиссии МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении открытого аукциона в электронной форме N592/13-эа на выполнение подрядных работ по строительству объекта "г. Тюмень. Обеспечение инженерными сетями участка под жилищное строительство в границах улиц: Федюнинского - Микрорайона МЖК - Монтажников - Широтная" (0167300000513000962) частично обоснованной. Признать обоснованным довод жалобы заявителя в части необоснованного отказа в допуске по основанию несоответствия состава уплотнительных колец.
2. Признать аукционную комиссию МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении открытого аукциона в электронной форме N592/13-эа на выполнение подрядных работ по строительству объекта "г. Тюмень. Обеспечение инженерными сетями участка под жилищное строительство в границах улиц: Федюнинского - Микрорайона МЖК - Монтажников - Широтная" (0167300000513000962) нарушившей ст.41.9. Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты торгов.
На основании ч. 9 ст. 60 Закона о размещении заказов настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 октября 2013 г. N 387-01
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2013