Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 22 октября 2013 г. N 10238/03-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_.>
рассмотрев дело N 10238/03-2013, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Телеком.ру" (далее - ООО "Телеком.ру", заявитель) на действия заказчиков - 83 образовательных учреждения г. Ульяновска и Ульяновской области (25 уполномоченных органа: Департамент государственных закупок Министерства экономики и планирования Ульяновской области (организатор торгов), Комитет по регулированию тарифов и муниципального заказа администрации города Ульяновска, Управление по размещению муниципального заказа Администрации города Димитровграда Ульяновской области, МУ "Администрация МО "Город Новоульяновск", Администрация МО "Базарносызганский район", Администрация МО "Барышский район", МУ администрация МО "Вешкаймский район", МУ Администрация МО "Инзенский район", МУ администрация МО "Карсунский район", Администрация МО "Кузоватовский район" Ульяновской области, Администрация МО "Майнский район", Администрация МО "Мелекесский район", Администрация МО "Николаевский район" Ульяновской области, Администрация МО "Новомалыклинский район", Администрация МО "Новоспасский район" Ульяновской области, Администрация МО "Павловский район", Администрация МО "Радищевский район" Ульяновской области, МУ Администрация МО "Сенгилеевский район", Администрация МО "Старокулаткинский район", МУ Администрация МО "Старомайнский район", МУ Администрация МО "Сурский район" Ульяновской области, МУ Администрация МО "Тереньгульский район", МУ Администрация МО "Ульяновский район" Ульяновской области, МУ администрация МО "Цильнинский район" Ульяновской области, МУ администрация МО "Чердаклинский район" Ульяновской области) при проведении открытого конкурса N 0168200002413004552 на оказание услуг: подключение общеобразовательных учреждений г. Ульяновска, Ульяновской области и областных государственных образовательных учреждений к существующей виртуальной частной сети между муниципальными общеобразовательными учреждениями и областным государственным казенным учреждением "Центр развития образования Ульяновской области" по технологии IP/MPLS на основе высокоскоростных сетей передачи данных, в рамках федеральной программы "Модернизация региональных систем общего образования в 2013 году" (начальная (максимальная) цена контракта - 23 078 500,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 21.10.2013 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 9029 от 15.10.2013 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО "Телеком.ру" на действия заказчиков - 83 образовательных учреждений г. Ульяновска и Ульяновской области при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Заказчиками указанного открытого конкурса одновременно являются образовательные учреждения, расположенные как в г. Ульяновске, так и в прочих населенных пунктах Ульяновской области.
ООО "Телеком.ру" отмечает, что произвести подключение каждой из точек планируемой виртуальной сети вполне возможно разными операторами связи, без изменения или ухудшения ее технических характеристик.
Размещенный заказ существенно ограничивает возможность участия операторов связи, так как позволяет осуществлять подключение точек лишь оператору связи, у которого присутствуют сети связи в каждом из населенных пунктов, в соответствии с Приложением N2 конкурсной документации, несмотря на то, что на рынке оказания данного вида услуг присутствуют операторы осуществляющие подключение объектов, расположенных на территории г. Ульяновска, но не имеющих возможности выполнить подключение объектов в Ульяновской области.
ООО "Телеком.ру" считает, что объединение в один лот подключения заказчиков, находящихся в г. Ульяновске и Ульяновской области является необоснованным ограничением конкуренции по отношению к участникам размещения заказа и является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" - создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок.
На заседании Комиссии 21.10.2013 г. представители ООО "Телеком.ру" доводы, изложенные в жалобе, поддержали.
На заседании Комиссии 21.10.2013 г. представители заказчиков с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения (вх. N 9224 и 9225 от 21.10.2013 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
По мнению заказчиков, любой оператор связи в случае отсутствия сетей связи на территории Ульяновской области, может осуществить технологическое присоединение к сетям связи других операторов, заключив договор о присоединении или договор о пропуске трафика, и, соответственно, выполнить работы согласно технических требований конкурсной документации. В проекте контракта ограничения по привлечению субподрядных организаций отсутствуют.
Согласно протокола заседания экспертной группы по развитию информационных технологий N б/н от 14.07.2013 г., требования предъявляемые к участникам размещения заказа не создают преимущественных условий одному или нескольким участникам торгов.
Законодательно закреплено право и возможность операторов связи, действующих на рынке, осуществлять услуги присоединения (деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи), услуги по пропуску трафика (деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи)
Любой оператор связи в случае отсутствия сетей связи на территории Ульяновской области, мог осуществить технологическое присоединение к сетям связи других операторов, заключив договор о присоединении или договор о пропуске трафика, и, соответственно, выполнить работы согласно технических требований конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, по мнению заказчиков жалоба ООО "Телеком.ру" является необоснованной.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 22.10.2013 г., у заявителя были запрошены письменные пояснения с документальным подтверждением ограничения конкуренции при проведении указанного конкурса.
Вх. N 9324 от 22.10.2013 г. в Ульяновское УФАС России поступили дополнения к жалобе от ООО "Телеком.ру", содержащие указание, в том числе, на следующее.
Согласно конкурсной документации высокоскоростные сети передачи данных и резервные каналы связи должны быть организованы на основе волоконно-оптических линий, на базе современных цифровых технологий, высокого качества и надежности в кабельной канализации. Срок оказания услуг должен составлять не более 60-ти календарных дней. Для проведения работ по созданию новой канализации данный срок не приемлем. В случае, если победителем торгов становится участник не являющийся собственником канализации, то он будет вынужден арендовать необходимый участок канализации у собственника ОАО "Ростелеком", что соответственно приведет к увеличению затрат, а также повышению цены на оказание услуг, представленных в заказе.
В конкурсной документации отсутствует полная информация о предоставлении услуг заказчикам, кроме указания на создание 5-ти точек доступа к сети интернет в каждом образовательном учреждении. При этом помимо создания канала на предоставление вышеуказанной услуги, необходимо выполнить работы по проведению разводки внутри помещения до установленного оборудования, а также провести в дальнейшем обслуживание, что является отдельной услугой.
В соответствии с протоколом заседания экспертной группы по развитию информационных технологий при Министерстве образования Ульяновской области, рекомендовано выбрать Ульяновский филиал ОАО "Ростелком" в качестве единственной компании, способной обеспечить подключение в необходимом масштабе и качестве услуг.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Телеком.ру" частично обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
На официальном сайте в информационно-телекоммуникацинной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 20.09.2013 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0168200002413004552 на оказание услуг: подключение общеобразовательных учреждений г. Ульяновска, Ульяновской области и областных государственных образовательных учреждений к существующей виртуальной частной сети между муниципальными общеобразовательными учреждениями и областным государственным казенным учреждением "Центр развития образования Ульяновской области" по технологии IP/MPLS на основе высокоскоростных сетей передачи данных, в рамках федеральной программы "Модернизация региональных систем общего образования в 2013 году" (начальная (максимальная) цена контракта - 23 078 500,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 21.10.2013 г.).
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов N 0168200002413004552-П1 от 21.10.2013 г. на участие в указном конкурсе была подана одна заявка - ОАО "Междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
I. Относительно доводов ООО "Телеком.ру" по необоснованному объединению в один лот учережедний образования Ульяновской области и г. Ульяновска Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.
Частью 6 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
12.09.2013 г. организатором торгов и уполномоченными органами было подписано соглашение о проведении совместных торгов N 4. Согласно п. 5.1 указанного соглашения организатор торгов на основании представленных заказчиками технико-экономических заданий разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Соглашение о проведении совместных торгов подписывается сторонами исходя из потребностей учреждений в одноименных услугах. Законодательство о размещении заказов не предусматривает запрета выставлять единым лотом предмет торгов (подключение общеобразовательных учреждений г. Ульяновска, Ульяновской области и областных государственных образовательных учреждений к существующей виртуальной частной сети), который в силу своей специфики может быть поделен и на мелкие части (в данном случае по конкретным получателям услуг). Следовательно, проведение совместных торгов в форме открытого конкурса для большого числа заказчиков, расположенных в разных районах Ульяновской области не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов. Доказательств ограничения конкуренции - наличие единственной организации, отвечающей требованиям конкурсной документации, заявителем представлено не было.
Следовательно, жалоба ООО "Телеком.ру" в указанной части является необоснованной.
II. Согласно части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Предметом открытого конкурса N 0168200002413004552 является подключение общеобразовательных учреждений г. Ульяновска, Ульяновской области и областных государственных образовательных учреждений к существующей виртуальной частной сети между муниципальными общеобразовательными учреждениями и областным государственным казенным учреждением "Центр развития образования Ульяновской области" по технологии IP/MPLS на основе высокоскоростных сетей передачи данных, в рамках федеральной программы "Модернизация региональных систем общего образования в 2013 году") (пункт 5 раздела 1 Информационной карты конкурсной документации).
Согласно пункту 5 раздела 1 Информационная карта конкурсной документации объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 2 "Техническая часть" конкурсной документации.
Пункты 2 и 3 раздела 2 "Техническая часть" конкурсной документации содержат указание, в том числе, на следующее:
1) "Точкой подключения заказчика является точка (порт), к которому заказчик подключает оборудование исполнителя к оборудованию заказчика". При этом конкурсная документация не содержит указания на характеристики оборудования заказчика и на требования к характеристикам оборудования исполнителя, которое будет использоваться при подключении.
2) "В случае необходимости, в рамках оказания услуги, исполнителем организуются линии доступа (линия передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения передачи данных от узла исполнителя до точки подключения заказчика), решается задача "последней мили", а также производится настройка оборудования", "сеть Исполнителя строится с использованием сертифицированного каналообразующего оборудования и снабжена системой мониторинга работоспособности основных сегментов сети". При этом конкурсная документация не содержит перечень заказчиков, для которых необходимо организовать линию передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения для передачи данных, дефектные ведомости или локальные сметы, а также иную техническую документацию, необходимую для определения объема выполняемых работ при реализации данного требования документации исполнителем.
3) "Перечень, количество точек доступа заказчика, подключаемых к узлам передачи данных исполнителя, указаны в Приложении N2 к конкурсной документации". При этом приложение N 2 содержит адреса заказчиков без указания объемов и характеристик работ по организации точек доступа заказчика.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не содержит требований, установленных заказчиками к результатам работ и показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Учитывая, что пунктами 1.3 и 1.4 Соглашения о проведении совместных торгов N 4 от 12.09.2013 г. установлен объем оказываемых услуг, качественные характеристики (приложение N 1 к соглашению) и форма технико-экономического задания (приложение N 2 к соглашению), нарушение части 2 статьи 22 Закона о размещении заказов было допущено сторонами соглашения.
Следовательно, жалоба ООО "Телеком.ру" в указанной части является обоснованной.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссией было установлено следующее.
1) В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого конкурса N 0168200002413004552 является подключение общеобразовательных учреждений г. Ульяновска, Ульяновской области и областных государственных образовательных учреждений к существующей виртуальной частной сети между муниципальными общеобразовательными учреждениями и областным государственным казенным учреждением "Центр развития образования Ульяновской области" по технологии IP/MPLS на основе высокоскоростных сетей передачи данных, в рамках федеральной программы "Модернизация региональных систем общего образования в 2013 году") (пункт 5 раздела 1 Информационной карты конкурсной документации).
Согласно пункту 5 раздела 1 Информационная карта конкурсной документации объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 2 "Техническая часть" конкурсной документации.
В соответствии с приложением N 1 к разделу N 2 "Техническая часть" при организации подключения исполнителю, в том числе, необходимо организовать линии доступа (линия передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения передачи данных от узла исполнителя до точки подключения заказчика).
Вместе с тем, организация линии доступа (линии передачи, физической цепи и линейно-кабельного сооружения передачи данных от узла исполнителя до точки подключения заказчика) (код 221 "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек" Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273, которым утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков) не имеет функциональной и технологической связи с оказанием услуг электросвязи (код 185 "Услуги электросвязи" Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273), являющихся предметом открытого конкурса N 0168200002413004552.
При этом, согласно части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
Таким образом, объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой услуг влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по оказанию услуг подключения и услуг по организации линий связи, поскольку, исходя из положений конкурсной документации участник размещения заказа выполняющий услуги по организации подключения должен оказать услуги связи и услуги по прокладке линий связи.
Учитывая, что пунктами 1.3 и 1.4 Соглашения о проведении совместных торгов N 4 от 12.09.2013 г. установлен объем оказываемых услуг, качественные характеристики (приложение N 1 к соглашению) и форма технико-экономического задания (приложение N 2 к соглашению), нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов было допущено сторонами соглашения.
Таким образом, в действиях сторон соглашения имеется нарушение ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов.
2) Частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов установлено, что два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
Часть 7 статьи 10 Закона о размещении заказов предусматривает, что порядок взаимодействия заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов может устанавливаться Постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 г. N 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (далее - Положение о взаимодействии) установлен указанный порядок.
12.09.2013 г. организатором торгов и уполномоченными органами было подписано Соглашение о проведении совместных торгов N 4.
В соответствии с указанным Соглашением о проведении совместных торгов N 4 организатором торгов является Министерство экономики и планирования Ульяновской области.
Согласно пункту 13 Положения о взаимодействии проекты контрактов, составленные по результатам торгов, направляются организатором совместных торгов для подписания каждой стороной соглашения после их подписания поставщиком.
Согласно п. 10.1 соглашения N 4 от 12.09.2013 г. муниципальные контракты/договоры с победителем совместных торгов заключаются каждым муниципальным заказчиком, для которого размещение заказа осуществлялось организатором торгов.
Вместе с тем, сторонами указанного соглашения являются уполномоченные органы, администрации муниципальных образований, заказчики не являются сторонами соглашения.
Системное толкование норм Положения о взаимодействии и Закона о размещении заказов позволяет сделать вывод о том, что сторонами соглашения должны быть субъекты (заказчики, уполномоченные органы), у которых существует потребность на оказание одноименных услуг, которые по результатам торгов подписывают контракты (договоры).
Кроме того, Ульяновское УФАС России отмечает, что Соглашением о проведении совместных торгов N 4 от 12.09.2013 г. организатором торгов не предусмотрен порядок определения организатором торгов или сторонами соглашения начальной (максимальной) цены контрактов, следовательно, эта функция возложена на заказчика. Вместе с тем, обоснование начальной (максимальной) цены контракта сформировано на основании ответов на запросы Министерства образования Ульяновской области, которое не является ни стороной соглашения, ни заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Телеком.ру" частично обоснованной.
2. Признать в действиях сторон соглашения о проведении совместных торгов N 4 от 12.09.2013 г. нарушение ч. 2, ч.3 ст. 22 Закона о размещении заказов.
3. Обязать организатора торгов устранить допущенные нарушение путем аннулирования открытого конкурса N 0168200002413004552, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_.>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 22 октября 2013 г. N 10238/03-2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2013