Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2013 г. N 94-1886/13
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
Северо-Западное таможенное управление (далее - заказчик): Константинова Н.В. - представителя по доверенности, Пивишевой А.В. - представителя по доверенности,
в отсутствие представителей ООО "Факел52" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 19828 от 11.10.2013) на действия заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту служебной квартиры по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Сизова, д. 14, кв. 157 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 10.10.2013 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172100003013000131. Начальная (максимальная) цена контракта - 806 100,00 рублей.
Заявитель обжалует положения аукционной документации в части отсутствия требований ко второй части заявки, предусмотренных п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, отсутствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответствующего требованиям ст. 19.1 Закона о размещении заказов, а также в части описания числовых показателей товара, используемого при выполнении работ, буквами, сплошным текстом, мелким шрифтом.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, изучив документы аукциона, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 41.6 (п. 1 ч. 6 ст. 41.8) Закона о размещении заказов аукционная документация должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе, в том числе сведения о фирменном наименовании (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).
Аукционная документация не содержит требований ко второй части заявки в части указания на аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица) в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства. Т.е. в данном случае фактически было исключено участие в размещении заказа иностранных юридических лиц.
Положения п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов указывают на обязательное содержание в документации об аукционе всех без исключения сведений, указанных в п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, выразившееся в отсутствии в составе аукционной документации требований ко второй части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. Согласно п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с письмом ФАС России от 13.02.2012 исх. N ИА/4177 "О применении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта", указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о размещении заказов порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации. В связи с этим ФАС России считает необходимым при указании источников информации о ценах учитывать следующее. Если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. Полученные от поставщиков ответы должны храниться вместе с документацией о торгах, извещением о проведении запроса котировок.
В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик использует локальную смету, в которую включены товары и материалы, используемые при выполнении работ. В графе "Шифр и номер позиции норматива" локальной сметы по позиции 32 "порог" заказчик указывает ссылку на "прайс", однако какой-либо информации, позволяющей идентифицировать первоисточник указанного прайса, документация не содержит.
Таким образом, документация об аукционе не содержит обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответствующее требованиям ст. 19.1 Закона о размещении заказов, что является нарушением п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
3. Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе должна содержать, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Для реализации этого положения в приложении N 3 к тому 3 "Значения товаров, использующихся при выполнении работ" документации об аукционе установлены параметры эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, максимальные и минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Закон о размещении заказов не содержит указания на то, каким образом необходимо указывать конкретные показатели используемого товара: таких положении нет ни в нормах, регулирующих состав документации об аукционе, ни в нормах, регулирующих требования к заявке участника размещения заказа. Таким образом, и заказчик, и участник размещения заказа свободны в выборе формы описания требований к товарам.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Однако применение заказчиком при описании параметров и значений товаров числительных, указанных в словесной форме, было использовано как раз для соблюдения требований указанного закона путем исключения возможности двоякого толкования данных числовых параметров. Максимально подробное изложение параметров в аукционной документации позволяет участнику размещения заказа наиболее полно понять требования заказчика, исключая при этом неясности, возможность различного (неоднозначного) толкования цифровых значений показателей (например: положение запятых при описании десятых, сотых, тысячных и т.п.), технические ошибки. Таким образом, участник размещения заказа может наиболее точно подсчитать расходы, возможные при исполнении договора.
Вместе с тем, заказчик в ч. 4 тома 3 документации об аукционе предлагает для участника размещения заказа инструкцию по заполнению заявки, чтобы облегчить формирование заявки для участия в аукционе, дать максимально четкие указания по заполнению заявки во избежание ошибок со стороны участника, которые могут помешать ему составить заявку, соответствующую всем требованиям документации об аукционе. При этом участник размещения заказа свободен в выборе формы заполнения заявки на участие в аукционе и может описывать параметры и значения товаров как буквами, так и цифрами.
Таким образом, заказчик не устанавливает каких-то положений, ограничивающих конкуренцию, а наоборот предпринимает действия к соблюдению законодательства о защите конкуренции.
Документация об аукционе, в том числе, приложение N 3 к тому 3 "Значения товаров, использующихся при выполнении работ" документации об аукционе размешена заказчиком на официальном сайге в формате ".doc", который позволяет осуществлять поиск и копирование текста, в том числе, его фрагментов, увеличивать размер текста и иным способом редактировать аукционную документацию.
Таким образом, указанный довод заявителя об ограничении количества участников размещения заказа из-за формы изложения требований к товарам, используемым при выполнении работ, является необоснованным.
Следовательно, жалоба является частично обоснованной.
Вместе с тем, доказательства того, что вышеуказанные нарушения повлияли на результаты размещения заказа, отсутствуют.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 17, 19.1, 34, 41.6, 41.8, 60 Закона о размещении заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Факел52" частично обоснованной в части доводов жалобы об отсутствии в аукционной документации требований ко второй части заявки на участие в аукционе в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов и об отсутствии обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответствующего требованиям ст. 19.1 Закона о размещении заказов.
2. Признать в действиях заказчика нарушения п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что доказательства того, что вышеуказанные нарушения повлияли на результаты размещения заказа, отсутствуют.
4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 октября 2013 г. N 94-1886/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013