Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2013 г. N 94-1748/13
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 18248 от 19.09.2013) на действия Заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на ремонт систем отопления и холодного водоснабжения на объекте Заказчика по адресу: СПб, Дворцовая наб., д. 18, лит. А (подвал здания), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (номер закупки 0372100016713000024). Начальная (максимальная) цена контракта 2 845 142 рубля 16 копеек.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, противоречащие, по его мнению, требованиям Закона о размещении заказов, по основаниям изложенным в жалобе.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласились.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден перечень видов работ. В указанный перечень включены виды работ, которые планируются осуществлять при выполнении государственного контракта (в соответствии с техническим заданием, локальными сметами), а именно:
- устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений (п. 4 технического задания, локальные сметы N 1 и N 2);
- пусконаладочные работы сооружений водоснабжения (п. 4 технического задания, локальные сметы N 1 и N 2);
- гидроизоляция строительных конструкций (п. 4 технического задания, локальные сметы N 1 и N 2).
Следовательно, установленное в аукционной документации требование о необходимости предоставления участниками размещения заказа свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность капитального строительства, не нарушает законодательства о размещении заказов. Таким образом, в данной части жалоба является необоснованной.
2. По мнению Заявителя, аукционная документация содержит требование указать в составе первых частей заявок на участие в аукционе способ соединения труб, что является требованием к технологии выполнении работ, а не к товару, используемому при выполнении работ.
В ходе проведения Комиссии УФАС установлено, что в Техническом задании аукционной документации предъявлены требования к "узлам укрупненным монтажным", состоящим из труб. Согласно требованиям Заказчика укрупненные узлы, монтирующиеся в сборе, должны быть выполнены как единое целое. Для обеспечения герметичности всей конструкции в ходе дальнейшей эксплуатации Заказчиком было установлено требование поставить сборные узлы как единый элемент, выполненный на сварных соединениях. Таким образов, в данной части жалоба является необоснованной
3. По мнению Заявителя, аукционная документация (приложение N 2 к Техническому заданию аукционной документации) не устанавливает четких требований к оформлению первых частей заявок на участие в аукционе, что не дает участникам размещения заказа подготовить первую часть заявки надлежащим образом.
Данный довод жалобы не нашел своего подтверждения в результате рассмотрения жалобы, поскольку, во-первых, аукционная документации содержит инструкцию по заполнению первых частей заявок, во-вторых, запросов по разъяснению положений аукционной документации в рассматриваемой части от участников размещения заказов не поступало. Таким образов, в данной части жалоба является необоснованной.
4. Доводы Заявителя о том, что Заказчик установил не правомерное требования к товару "Клапан Тип 4": "Класс герметичности затвора: или А или В по ГОСТ 9544-2005" (приложение N 2 к техническому заданию), были опровергнуты Заказчиком. Так, из отзыва на жалобу следует, что кран не должен полностью соответствовать требованиям ГОСТ 9544-2005. Таким образом, в данной части жалоба является необоснованной.
5. В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона о размещении заказов цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 настоящего Федерального закона. Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
В п. 22 Информационной карты аукционной документации Заказчиком допускается "Возможность изменения количества поставляемых по контракту товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг" на десять процентов с последующим изменением цены контракта.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4.1 ст. 8 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении возможности увеличения объема работ и стоимости контракта. Таким образом, в данной части жалоба является обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет размещения заказа, обладают следующими признаками:
- представляют собой работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,
заказчик должен установить в документации по проведению открытого аукциона в электронной форме обязательное требование к участникам размещения заказа, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а участники размещения заказа должны представить в составе своих заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме копии таких свидетельств.
Комиссия УФАС России установила, что предметом аукциона предусмотрены работы, требующие наличия у участника размещения заказа свидетельства о допуске к определенном виду (видам) работ (например: устройство цементных стяжек, разборка железобетонных конструкций, устройство кровель и др.), выданного саморегулируемой организацией, в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, однако в аукционной документации Заказчиком не установлены требования о наличии у участника размещения заказа действующего свидетельства СРО о допуске к проведению работ, предусмотренных техническим заданием.
При этом, в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Поскольку в данному случае предметом заказа является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в процессе которого будут выполняться работы, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства, Заказчик в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства должен был установить требование к участникам размещения заказа о наличии у них свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, что выразилось в не установлении требования о наличии у участника размещения заказа действующего свидетельства СРО.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей, заказчик уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из вышеизложенного, дата публикации извещения и дата окончания подачи заявок не включаются в указанный семидневный срок.
Согласно ч. 8 ст. 41.8 Закона о размещении заказов участник размещения заказов вправе подать заявку на участие в аукционе в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона до предусмотренных документацией аукциона даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчик опубликовал извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 16.09.2013. Датой окончания подачи заявок в извещении указано 23.09.2013, то есть со дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до дня истечения срока подачи заявок прошло менее чем 7 рабочих дней (6 рабочих дней). Т.е. участники размещения заказа были лишены возможности подать заявки в установленный Законом о размещении заказов срок.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 2 ст. 41.5 Закона о размещении заказов.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что даёт основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 9, 17, 34, 41.5, 41.6, 41.8, 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-СПб" частично обоснованной в части доводов жалобы о включении Заказчиком в аукционную документацию возможности изменения выполняемых по контракту объема работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 9, п. 1. ч. 1 ст. 11, ч. 2 ст. 41.5 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4.аПередать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2013 г. N 94-1748/13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2013