Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2013 г. N 2-57-5701/77-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела проверок в сфере размещения государственного заказа Полякова Д.С.;
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Безденко И.А.;
Специалиста первого разряда отдела контроля за размещением государственного заказа Ермаковой М.В.;
при участии представителей:
Государственного заказчика - Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы: Митяева А.Н., Максимкиной Ю.Д.;
Уполномоченного органа - Департамента города Москвы по конкурентной политике: Кораблева В.С.;
Заявителя жалоб - ЗАО "Строительное управление Лесопаркового хозяйства": Фокина П.В., Халезова В.С.;
третьих лиц - ООО "Кауфман, Романов и партнеры": Поташева А.В., Булкина С.В.;
рассмотрев жалобы ЗАО "Строительное управление Лесопаркового хозяйства" (далее - Заявитель) на действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытых аукционов в электронной форме (Заказы NN 0173200001413000885, 0173200001413000882, 0173200001413000878, 0173200001413000879, 0173200001413000880, 0173200001413000877, 0173200001413000883, 0173200001413000881, 0173200001413000884) (далее - аукционы), в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении аукционов (Заказы NN 0173200001413000885, 0173200001413000882, 0173200001413000878, 0173200001413000879, 0173200001413000880, 0173200001413000877, 0173200001413000883, 0173200001413000881, 0173200001413000884).
Заявитель обжалует положения аукционных документаций, установленные Заказчиком в нарушение Закона о размещении заказов, а именно:
- установление требований к товарам и материалам "ядохимикаты для опрыскивания зеленых насаждений", "цветочная рассада", "предпосадочная обработка луковиц (фунгицид)", "упаковка для посадочного материала", "смеси асфальтобетонные дорожные", "инертный материал", "лапник", "смесь для площадок из резино-каучукового покрытия", "сетка рабица", "антисептический препарат" таким образом, что вводит участников размещения заказа в заблуждение;
- нарушение порядка разъяснения положений аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.10.2013 N МГ/31483 документы, установлено следующее.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Информационными картами аукционных документаций установлено, что первая часть заявки должна содержать сведения о материалах и товарах, используемых в ходе выполнения работ, согласно рекомендованной форме 2.
Заказчиком в рекомендованных формах 2 аукционных документаций установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей товаров и показатели, значения которых не могут изменяться, а также установлено требование о соответствии предлагаемых товаров, материалов соответствующим ГОСТ, в том числе, установлены требования к "ядохимикаты для опрыскивания зеленых насаждений", "цветочная рассада", "предпосадочная обработка луковиц (фунгицид)", "упаковка для посадочного материала", "смеси асфальтобетонные дорожные", "инертный материал", "лапник", "смесь для площадок из резино-каучукового покрытия", "сетка рабица", "антисептический препарат".
При этом, в Технических заданиях требование к посадочному материалу установлено как "по фитосанитарному состоянию на луковицах не должно быть следов нанесения ядохимикатов", что противоречит рекомендованной форме 2, в части применения фунгицида, то есть обработки луковиц химическими веществами для борьбы с грибковыми болезнями, которая применяется, согласно пояснениям Заказчика, перед посадкой луковиц.
Вместе с тем, в рекомендованной форме 2 установлены требования к цветочной рассаде как "высота луковиц должна быть не менее 32 см", что, согласно доводам Заявителя, вводит участников размещения заказа в заблуждение, так как таких товаров не существует. Заказчик пояснил, что при составлении требований к данному материалу допущена техническая ошибка.
Одновременно с этим, в рекомендованной форме 2 установлено требование к товару "ядохимикаты для опрыскивания зеленых насаждений" как "действующее вещество пиримифосмитил", "норма расхода рабочей жидкости 50 л/га", что, согласно доводам Заявителя, противоречит Постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы", требование о соответствии которому установлено аукционными документациями. Заказчик пояснил, что вышеназванное Постановление регламентирует норму расхода концентрата ядохимиката, в то время, как в формах 2 установлено требование расхода рабочей жидкости, то есть разбавленного вещества. Заявителем не приведено доказательств, опровергающих доводы Заказчика.
Комиссией Управления установлено, что предпосадочная обработка луковиц, антисептический препарат и упаковка для посадочного материала не предусмотрены сметными документациями и техническими заданиями, а также в аукционных документациях не указан объем применения данных материалов. Заказчик на заседании Комиссии Управления пояснил, что данные материалы применяются при выполнении работ, объем их применения возможно рассчитать исходя из потребности в посадочном материале с учетом нормативных документов, регулирующих выполнение работ в рамках предметов размещаемых заказов, которые размещены в составах аукционных документаций.
Вместе с тем, сметные документации содержат работы, при которых применяются такие материалы как "смеси асфальтобетонные дорожные", "инертный материал", "лапник" и стоимость которых, согласно пояснениям Заказчика, включена в стоимость соответствующих работ, что не противоречит законодательству о размещении заказов.
Одновременно с этим, Заказчиком в соответствии со ст.41.7 Закона о размещении заказов, размещены разъяснения положений аукционных документаций, согласно которым сведения о товарах "смесь для площадок из резино-каучукового покрытия", "сетка рабица" могут не заполняться участниками размещения заказа.
В силу чч.3,4 ст.41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган. В течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе.
Заявителем 27.09.2013 направлены запросы о разъяснении положений аукционных документаций в части предъявленных в формах 2 требований к товарам и материалов, в частности: указывать ли значение показателя товара с отклонениями, указывать конкретное значение товара или диапазонное, как трактовать знаки ",", ";" при перечислении характеристик товара. Заказчиком в нарушении сроков, установленных ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов, 02.10.2013 размещены разъяснения положений аукционных документаций, согласно которым заявка на участие в аукционе заполняется в соответствии с инструкцией, которая размещена в Приложении N 1 к Техническому заданию, что, по мнению Комиссии Управления, позволяет однозначно трактовать положения аукционных документаций.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в части установления требований к товарам и материалам "предпосадочная обработка луковиц", "антисептический препарат", "упаковка для посадочного материала", "цветочная рассада", "смесь для площадок из резино-каучукового покрытия", "сетка рабица", которые не применяются в ходе выполнения работ согласно техническим заданиям и сметным документациям, и ч.4 ст.41.7 Закона о размещении заказов в части нарушения сроков размещения разъяснений положений аукционных документаций.
Вместе с тем, согласно Протоколам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционах доводы, изложенные в жалобах Заявителя, не явились основаниями для отказа в допуске к участию в аукционах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов.
Кроме того, заявителем на заседании Комиссии Управления заявлены иные доводы об ограничении количества участников размещения заказа в части опубликования на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru изменений в аукционные документации в нарушении сроков, предусмотренных Законом о размещении заказов; установления неправомерной нормы в проектах государственных контрактов об обязанности заключения контракта в письменной форме.
Согласно ч.7 ст.41.7 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. В течение одного дня со дня принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию об открытом аукционе, размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Изменения в аукционные документации опубликованы на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru 25.09.2013. при этом, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме установлены как 10.10.2013, что соответствует ч.7 ст.41.7 Закона о размещении заказов.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
Согласно ч.1 ст.41.2 Закона о размещении заказов все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, направляются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов.
В силу ч.8 ст.41.12 Закона о размещении заказов контракт считается заключенным с момента направления оператором электронной площадки участнику открытого аукциона в электронной форме контракта в соответствии с частью 7 ст.41.12 Закона о размещении заказов.
Пунктом 11.9 Проектов государственных контрактов установлено, что "настоящий Контракт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу - по одному для каждой из сторон", что не противоречит Главе 3.1 Закона о размещении заказов в части применения электронного документооборота.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ЗАО "Строительное управление Лесопаркового хозяйства" на действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы обоснованными в части предъявленных в формах 2 требований к товарам "цветочная рассада", "предпосадочная обработка луковиц (фунгицид)", "упаковка для посадочного материала", "смесь для площадок из резино-каучукового покрытия", "сетка рабица", "антисептический препарат" и нарушения порядка разъяснения положений аукционных документаций по срокам размещения на официальном сайте.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч. 4 ст. 41.6; ч. 4 ст.41.7 Закона о размещении заказов.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов не выдавать, так как выявленные енарушения не повлияли на результаты торгов.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Д.С.Поляков
Члены Комиссии: И.А.Безденко
М.В.Ермакова
Исп. Безденко И.А. (495) 784 75 05 доб. 179
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 октября 2013 г. N 2-57-5701/77-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2013