Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 октября 2013 г. N 2-57-5727/77-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Исаевой Е.А.,
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Мурашова В.О.,
Члена комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Гордуз А.В.,
при участии представителей Департамента строительства города Москвы: Чистовой М.Б. (дов. Nб/н от 24.12.2012), Козлова А.А. (дов. Nб/н от 24.12.2012), а также представителя ООО "Строительное Управление - 71": Евдокимовой Е.С. (дов. N24-08 от 20.08.2013),
рассмотрев жалобу ООО "Строительное Управление - 71" (далее - Заявитель) на действия Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: "Дороги для мкр. 51-52 района Марфино (4 пусковой комплекс)" по адресу: Северо-Восточный административный округ города Москвы (Заказ N 0173200001413000653) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных торгов.
Заявитель обжалует действия Заказчика выразившиеся в следующем:
1) размещение аукционной документации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в формате, недоступном для копирования;
2) отсутствие в составе аукционной документации текстов ГОСТ, требованиям которых должны соответствовать используемые при выполнении работ товары (материалы);
3) установление в аукционной документации излишних требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа;
4) установление требования в проекте государственного контракта о разрешении споров и разногласий по контракту в АНО "Третейский суд строительных организаций города";
5) установление в п. 6.18 и п. 13.3 проекта государственного контракта условий, нарушающих права и законные интересы участников размещения заказа;
6) установление в аукционной документации размера обеспечения исполнения контракта, превышающего 30% начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены посредством Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 16.10.2013 NИК/31978 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно ч. 2 ст. 41.7 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок пользования официальным сайтом www.zakupki.gov.ru и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2012 N646/21н утверждено положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом ( далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения, Информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
При этом п. 8 Положения определено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать ввод информации, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В ч. 1 ст. 41.6, ч. 1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать требования, в том числе, к информации, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, из названных положений Закона о размещении заказов следует, что заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обязаны разместить информацию об Аукционе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких либо ограничений, связанных с ее ознакомлением, то есть, как в визуальном, так и фактическом восприятии ее содержания. Установление тех или иных технических ограничений к восприятию указанной информации, когда без использования общедоступных способов и методов восприятия такой информации не представляется возможным, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку в установленные сроки подготовить надлежащим образом, в соответствии со всеми требованиями, установленными в такой документации об аукционе, заявку на участие в торгах, затруднительно.
Примеры недопустимости размещения информации с указанными ограничениями для ее ознакомления приведены в п. 3 Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 16.11.2009 N 470, согласно которому информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
Комиссией установлено, что Заказчиком на официальном сайте размещенная аукционная документация не создает препятствий для ознакомления, редактирования и копирования текста.
Таким образом, довод Заявителя о том, что размещенная на официальном сайте аукционная документация создает препятствия участникам размещения заказа для подготовки заявки на участие в торгах и влечет ограничение количества участников размещения заказа, необоснован.
2. Согласно доводам Заявителя, отсутствие в составе аукционной документации текстов ГОСТ, требованиям которых должны соответствовать используемые при выполнении работ товары (материалы), влечет ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На основании ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов Заказчиком исходя из своих потребностей в Техническом задании установлено требование о необходимости соответствия товаров (материалов), используемых при выполнении работ, требованиям, установленным конктертным ГОСТ, перечень которых приведен в аукционной документации.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих довод о том, каким образом отсутствие в составе аукционной документации текстов ГОСТ, требованиям которых должны соответствовать используемые при выполнении работ товары (материалы), влечет ограничение количества участников размещения заказа, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
3. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены излишние требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На основании ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, техническое задание аукционной документации Заказчика содержит показатели (характеристики) товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Согласно доводам Заявителя, характеристики, содержащиеся в техническом задании аукционной документации Заказчика содержат излишние требования к товарам (материалам), используемых при выполнении работ, в частности, по п. 37 "Трубы стальные стальные" (химический состав стали), которые нарушают законодательство о размещении заказов и влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено доказательств и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников размещения заказа в части установления Заказчиком излишних требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя жалобы.
4. Согласно доводам Заявителя в проекте государственного контракта Заказчиком неправомерно установлено требование о разрешении споров и разногласий по контракту в АНО "Третейский суд строительных организаций города".
П. 15.1 проекта договора предусматривает, что все споры, связанные с заключением, исполнением, изменением, расторжением и прекращением настоящего договора разрешаются в АНО "Третейский суд строительных организаций города", решение которого является окончательным для сторон контракта.
Согласно ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов.
П. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантирует право на защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляющихся в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, судом, арбитражным суд, а так же третейским судом.
Таким образом, включение в проект государственного контракта положений о разрешении всех споров, разногласий или требований, возникающих из контракта только в конкретном Третейском суде, с последующей невозможностью оспорить указанные действия в компетентный суд, нарушает положения ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов.
5. Согласно доводам Заявителя в п. 6.18 и п. 13.3 проекта государственного контракта Заказчиком неправомерно установлены условия о приостановке приемки и оплаты выполненных работ по контракту, а также приостановки действия контракта, в случае предъявления заказчиком искового заявления о расторжении контракта, что нарушает права и законные интересы участников размещения заказа.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в проекте государственного контракта предусмотрено следующее: п. 6.18 - в случае предъявления в суд искового заявления о расторжении настоящего Контракта Государственный заказчик вправе приостановить приемку и оплату выполненных работ по настоящему Контракту с даты подачи искового заявления до даты вступления решения суда в законную силу, а также п. 13.3 - в случае предъявления Государственным заказчиком в суд искового заявления о расторжении Контракта его действие приостанавливается до вступления решения в законную силу.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих довод о том, каким образом установление в проекте государственного контракта условий о приостановке приемки и оплаты выполненных работ по контракту, а также приостановки действия контракта, в случае предъявления заказчиком искового заявления о расторжении контракта, нарушает права и законные интересы участников размещения заказа, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства о размещении заказов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
6. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлен размер обеспечения исполнения контракта, превышающий 30% начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, но не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на двадцать процентов размер аванса и не может быть менее чем размер аванса.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в соответствии с п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, в Извещении о проведении открытого аукицона в электронной форме указана начальная (максимальная) цена контракта, которая составляет 860 771 636, 00 рублей, а также определено обеспечение исполнения контракта в размере 258 231 490, 80 рублей. Вместе с тем, согласно п. 8.23.3 Информационной карты аукциона определена сумма обеспечения исполнения контракта, а именно: исполнение обязательств поставщика (подрядчика,исполнителя) по государственному контракту и исполнение обязательств на период действия гарантийных обязательств составляет 258 231 490,80 рублей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительное Управление - 71" на действия Департамента строительства города Москвы обоснованной в части установления в проекте государственного контракта требования о разрешении споров и разногласий по контракту в АНО "Третейский суд строительных организаций города".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 8 ст. 9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Заместитель председателя комиссии В.О. Мурашов
Член комиссии А.В. Гордуз
Гордуз А.В. (495) 784 75 05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 октября 2013 г. N 2-57-5727/77-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013