Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 октября 2013 г. N 282-РЗ-04-13
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Астраханской области, утвержденная приказами руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии:
Потылицын П.Л. - заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий,
члены комиссии:
Луковкина И.В. - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;
Лапшина И.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствие представителя заявителя ООО "САРСЕЛЬВОДСТРОЙ" (надлежащим образом уведомлено), в присутствии представителя государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (доверенность от 15.04.2013 N12-у), а также представителя членов аукционной комиссии данного государственного заказчика Авличева Г.В. (доверенности от 16.10.2013 б/н), рассмотрев жалобу ООО "САРСЕЛЬВОДСТРОЙ" (адрес: 410002, г. Саратов, ул. Мичурина, 149) на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советская,12) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области" (реестровый номер извещения 0125200001813000010), на основании ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N-94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), приказов ФАС России от 01.09.2006 N228, от 14.05.2008 N163, от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
11.10.2013 в Астраханское УФАС России поступила жалоба ООО "САРСЕЛЬВОДСТРОЙ" (далее - Заявитель, Общество) на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Заказчик) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области" (реестровый номер извещения 0125200001813000010) (далее - открытый аукцион).
Из жалобы следовало, что Общество считает незаконным отказ ему в допуске к участию в открытом аукционе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 08.10.2013, на основании чего просит принять меры, предусмотренные действующим законодательством РФ.
Рассмотрение данной жалобы было назначено на 17.10.2013, о чем своевременно были оповещены стороны.
17.10.2013 состоялось заседание Комиссии, в ходе которой представитель аукционной комиссии Заказчика высказал возражения против удовлетворения доводов жалобы.
Комиссия, ознакомившись с представленными Заказчиком документами, пришла в выводу о необходимости объявления перерыва в рассмотрении жалобы Общества до 11 ч. 00мин.18.10.2013, поскольку представитель Заказчика, являющийся одновременно членом аукционной комиссии Заказчика, не мог указать все позиции аукционных заявок участников размещения заказа, поименованные в протоколе рассмотрения первых частей аукционных заявок от 08.10.2013, которые несоответствуют требованиям Заказчика.
18.10.2013 заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя было продолжено в присутствии представителя Заказчика и его аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и проведения проверки было установлено, что Заказчик, в соответствии с требованием Закона о размещении заказов, разместил в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещение о проведении открытого аукциона и документацию об открытом аукционе в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области", утвержденную Министром жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - аукционная документация). Согласно вышепоименованным документам начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 56 628,74 тысяч рублей.
Из аукционной документации следует, что техническая часть, где указанные требования к товару, являются частью данного документа, содержит требования к работам, материалам и конструкциям, а также характеристики товара, установленные Заказчиком, в том числе и в проектно-сметной документации.
Следует отметить, что, согласно п.2.1 технической части аукционной документации, все применяемые материалы, оборудование и изделия должны быть новыми, соответствовать ГОСТам и другим нормативным документам.
Так же, в силу требования п.15 аукционной документации, материалы, которые будут использоваться при производстве работ, должны строго соответствовать аукционной документации, ГОСТ, СНиП, СаНПиН, техническим условиям на каждый вид работ и должны быть износостойкими.
Кроме того, в п.5.7 аукционной документации содержалась также и инструкция по заполнению аукционной заявки, согласно которой "Все документы, входящие в состав заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, должны быть составлены на русском языке. Подача документов, входящих в состав заявки на иностранном языке, должна сопровождаться предоставлением надлежащим образом заверенного перевода соответствующих документов на русский язык.
В случае указания в локальных сметных расчетах и/или в проектно-сметной документации на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, данное требование не следует принимать во внимание. Требования к используемым при выполнении работ товарам приведены в настоящей аукционной документации и приложениях к ней без учета указаний (в случае их наличия) на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Сведения, содержащиеся в заявках участников размещения заказа, не должны допускать двусмысленных толкований.
Документы, копии документов, входящие в состав заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, должны быть читаемыми.
Никакие исправления в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме не допускаются за исключением исправлений, заверенных участником размещения заказа.
Участник размещения заказа подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с порядком, определенным в Регламенте участия в электронных аукционах на электронной площадке.
Участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме в любое время с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме до предусмотренных аукционной документацией даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме".
На участие в торгах было подано шесть аукционных заявок, при рассмотрении первых частей которых только один участник размещения заказа, заявка которого зарегистрирована под защищенным номером 5828834, был допущен к участию в открытом аукционе, о чем свидетельствует протокол рассмотрения первых частей заявок от 08.10.2013, утвержденный Заказчиком (далее - Протокол).
Одновременно в ходе проведения проверки Комиссией было установлено, что Заявителю, подавшему заявку, которой был присвоен защищенный N 5829611, было отказано в допуске к участию в открытом аукционе по следующим основаниям: "на основании п.1 и п.2 ч.4 ст.41.9 Федерального закона N94-ФЗ, пп.1 и пп.2 п.20 документации об открытом аукционе за отсутствие сведений и несоответствие сведений, предусмотренных п.3 ч.4 ст.41.8 Федерального закона N94-ФЗ, п.5.5. документации об открытом аукционе в электронной форме: не указано конкретное значение показателя номера швеллера (поз. 80, стр. 26 и поз. 80, стр. 29 тома "Согласие и конкретные показатели 01"), не указано конкретное значение показателя марки солидола (поз. 60, стр. 29 тома "Согласие и конкретные показатели 01"), не указано конкретное значение показателя диаметра прицепа отвода колена (поз. 55, стр. 2 тома "Согласие и конкретные показатели 02"), не указано конкретное значение показателя массы блоков анкерных (поз. 1.101, стр. 9 тома "Согласие и конкретные показатели 03"), не указаны характеристики установки очистки воды, не указано конкретное значение показателя диаметра трубы (поз. 19, стр. 22 тома "Согласие и конкретные показатели 03"), не указаны значения класса бетонов, применяемых при производстве работ (участник размещения заказа указывает значения показателя как "класс по проекту", также не указаны составы и марки растворов готовых кладочных (участник размещения заказа указывает значения показателя как "состав и марка по проекту"), что не является конкретным значением показателя, так как требования к работам, материалам и конструкциям, а также их характеристики и иные требования установлены в техническом задании и проектно-сметной документации, являющихся приложением к части 3 "Техническая часть" документации об открытом аукционе в электронной форме), в заявке не указаны конкретные значения показателей машин и механизмов, используемых для производства работ, кирпич, предлагаемый для использования при производстве работ (поз. 157, стр. 10 и поз. 157 стр. 23 тома "Согласие и конкретные показатели 02") не соответствует требованиям заказчика (в соответствии с техническим заданием должен использоваться лицевой кирпич), значение показателя площади блоков оконных размеров в ведомости ресурсов по объекту "Насосная станция 2-го подъема. Общестроительные работы" (в заявке значение показателя указано как 3 м2) не соответствует требованиям заказчика (в соответствии с требованиями, установленными на странице 6 раздела "Очистные водопроводные сооружения. Насосная станция 2-го подъема" тома 3 проектной документации размеры оконного проема составляют 1810*1210 мм, т.е. размер оконного блока не может быть более 2,2 м2), значение показателя диаметра задвижек (поз. 95, стр. 28 тома "Согласие и конкретные показатели 02") не соответствуют требованиям технического задания (должны использоваться задвижки диаметром более 100 мм)".
При изучении требований к товару, указанному Заказчиком в аукционной документации, Комиссией было установлено, что основание для отклонения заявки Общества "не указаны значения класса бетонов, применяемых при производстве работ (участник размещения заказа указывает значения показателя как "класс по проекту", также не указаны составы и марки растворов готовых кладочных (участник размещения заказа указывает значения показателя как "состав и марка по проекту")", не является правомерным, поскольку Заказчик в аукционной документации (проектно-сметная документация, ведомости ресурсов) не указал минимальные и (или) максимальные характеристики поименованного товара, а лишь установил требование о том, чтобы класс данного товара соответствовал проекту.
Также отказ Заявителю по основанию "в заявке не указаны конкретные значения показателей машин и механизмов, используемых для производства работ" Комиссия полагает неправомерным, поскольку действующим Законом о размещении заказов установлен запрет на требование от участников размещения заказа производственных мощностей (в том числе и их указание в первой части заявки).
Следует отметить, что действующим законодательством РФ механизмами признаются - совокупность средств и методов, связанных алгоритмом решения соответствующей проблемы, в данном случае осуществление строительства водовода. Однако ни аукционной документацией, ни Законом о размещении заказов не установлено требование к участкам размещения заказа о предоставлении последними в своей заявки сведений о конкретных средствах и методах, которыми участники размещения заказа будут "решать" проблему выполнения работ по строительству водовода, т.е. по исполнению государственного контракта. Более того, ГОСТами, СНиПами, СаНПиНами, техническими условиями на каждый вид работ, поименованный в проектно-сметной документации, не были установлены требования к машинам и механизмам.
Однако иные основания отказа Обществу в допуске к участию в открытом аукционе, указанные в Протоколе, соответствуют требованиям аукционной документации, ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов, следовательно, фактически отказ Обществу в допуске к участию в открытом аукционе был правомерен.
Одновременно Комиссия полагает необходимым обратить внимание на то, что отказ участнику размещения заказа, заявка которого была зарегистрирована под N58208203, по основанию "_в составе первой части заявки не указано конкретное значение маркировочной группы каната двойной свивки ЛК-Р без покрытия из проволок марки В (маркировочная группа каната указана как 1470 н/мм2 и 1370 н/мм2, в соответствии с ГОСТ 10505-76, канат может относиться только к одной маркировочной группе)", неправомерен, поскольку:
- во - первых, действие ГОСТа 10505-76 распространяется на стальные закрытые подъемные канаты, применяемые в угольной и горнорудной промышленности, тогда как Заказчику требовался канат двойной свивки типа ЛК-Р, требования к которому установлены в ГОСТе 3241-91;
- во-вторых, Заказчиком в проектно-сметной документации (Ведомость ресурсов N1 "Наружные сети и сооружения. Водозаборное сооружение насосной станции 1-го подъема") было установлено следующее требование к указанному товару: "Канат двойной свивки типа ЛК-Р без покрытия из проволок марки В, маркировочная группа ниже 1570 н/мм2 и менее, диаметром 12-18 мм". И участник размещения заказа, заявка которого была зарегистрирована под N58208203, соблюдая требование Заказчика о предоставлении товара "группой ниже 1570 н/мм2 и менее", предложил канат двойной свивки ЛК-Р без покрытия из проволок марки В, маркировочной группы 1470 н/мм2 и 1370 н/мм2, диаметром 15 мм, что также соответствует требованиям ГОСТ 3241-91.
Однако, при изучении Комиссией первых частей аукционных заявок участников размещении заказа, подавших заявки под защищенными номерами 5828147, 5828203, 5828602, 5828809 и 5829611, было установлено, что фактически отказ в допуске к участию в открытом аукционе по основаниям, указанным в Протоколе, за исключением вышепоименованных оснований, был правомерен.
Кроме того, Комиссией в ходе проведения проверки было установлено, что участник размещения заказа, подавший свою аукционную заявку под защищенным N5828147 (заявка ООО СФ "Адекват"), незаконно был допущен к участию в открытом аукционе, поскольку представленные данным участником размещения заказа, в первой части его аукционной заявки, характеристики товаров таких как: смесь асфальтобетонная; катанка горячекатаная в мотках; прокладки резиновые/пластина техническая прессованная; доски обрезные и др. не соответствовали потребностям Заказчика, указанным в аукционной документации, следовательно, и не соответствовали требованиям Закона о размещении заказов.
Например: указанный участник размещения заказа предложил к использованию при выполнении строительных работ смесь асфальтобетонную типа А, тогда как Заказчику, согласно аукционной документации (Ведомость ресурсов к локальной смете N2 по объекту "Благоустройств. Благоустройство и озеленение площадки водонапорных очистных сооружений" проектно-сметной документации), требовалась смесь асфальтобетонная крупнозернистая, мелкозернистая типа АБВ.
Также предложенный участником размещения заказа, подавшим свою аукционную заявку под защищенным N5828147, товар - катанка горячекатаная в мотках диаметром 6,4 мм не соответствовал требованиям ГОСТ30136-95, т.к. товар такого диаметра, в силу требования указанного нормативного правового акта, не изготавливается. Следовательно, предложенный товар не соответствовал вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Информация о характеристиках досок, предложенная поименованным участником размещения заказа, (Ведомость ресурсов к локальной смете N2 "Наружные сети и сооружения. Резервуар промывной воды емкостью 36м3") не соответствует потребности Заказчика, установленной в проектно-сметной документации.
Более того, данным участником размещения заказа не были указаны конкретные показатели диаметра некоторых товаров (например: швеллеров, каната типа ТК и пр.), однако данный субъект был допущен к участию в открытом аукционе, тогда как другим участникам размещения заказа по данным основаниям было отказано в допуске к участию в торгах, о чем свидетельствует Протокол.
Таким образом, аукционная комиссия государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, утвержденная приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 04.10.2011 N64, проявила избирательный подход к рассмотрению первых частей аукционных заявок участников размещения заказа, чем нарушила положения ст.41.9 Закона о размещении заказов, и создала ООО СФ "Адекват" преимущественные условия допуска к участию в торгах.
Более того, из итогового протокола от 11.10.2013, утвержденного Заказчиком, следует, что открытый аукцион признан несостоявшимся и участник размещения заказа ООО СФ "Адекват" (подавший свою аукционную заявку под защищенным N5828147) признан победителем открытого аукциона.
Таким образом, Комиссия полагает, что вышеуказанные действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ч.9 ст.17 Закона о размещении заказов
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САРСЕЛЬВОДСТРОЙ" на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области" (реестровый номер извещения 0125200001813000010) необоснованной.
2. Признать аукционную комиссию государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области нарушившей ч.4 ст.41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N-94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области" (реестровый номер извещения 0125200001813000010).
3. Выдать государственному заказчику Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и его аукционной комиссии предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области" (реестровый номер извещения 0125200001813000010).
4. Передать документы, собранные в ходе рассмотрения жалобы ООО "САРСЕЛЬВОДСТРОЙ" на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области" (реестровый номер извещения 0125200001813000010), должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Передать документы, собранные в ходе рассмотрения жалобы ООО "САРСЕЛЬВОДСТРОЙ" на действия аукционной комиссии государственного заказчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство водовода с.Егин-Аул - п.Камардан Володарского района Астраханской области" (реестровый номер извещения 0125200001813000010), должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Луковкина
И.В.Лапшина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 октября 2013 г. N 282-РЗ-04-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.10.2013