Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 октября 2013 г. N 483,482-ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
ведущего специалиста-эксперта 1 разряда отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
в ходе рассмотрения жалоб ООО "Росмед", ЗАО "ЭКОлаб" в присутствии:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области, на основании доверенностей от 18.10.2013;
- представителя Главного управления материальных ресурсов Челябинской области на основании доверенности N11 от 15.052013;
- представителя ООО "Росмед" на основании доверенности от 14.10.2013 года;
- представителя ООО ГК "Уралмедснаб" на основании Приказа N1 от 19.11 2012 года о вступлении в должность генерального директора Общества;
в отсутствие представителя ЗАО "ЭКОлаб", заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы общества без участия его представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ЗАО "ЭКОлаб", ООО "Росмед" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N0169200000313005051 на поставку расходных материалов по лабораторной диагностике в 2013 году по подпрограмме "ВИЧ-инфекция" областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012 - 2014 гг. в рамках Соглашения о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджета Челябинской области на закупку диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (далее - аукцион).
Извещение N 0169200000313005051 о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 25.09.2013 (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 435 678,80 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 14 октября 2013 года в 10 часов 00 минут.
В соответствии с протоколом открытого аукциона в электронной форме N0169200000313005051 от 17.10.2013 года аукцион признан несостоявшимся, так как до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступила одна заявка. Данная заявка признана аукционной комиссией соответствующей требованиям документации об аукционе.
По состоянию на 18.10.2013 государственный контракт на поставку расходных материалов по лабораторной диагностике в 2013 году не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе ЗАО "ЭКОлаб", заявители считают, что заказчиком в нарушение положений части 1 статьи 41.6, части 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов установлены требования к товару, которые ведут к ограничению количества участников размещения заказа, поскольку дополнительные стрипы иммунносорбента, содержащие антитела к ВИЧ р24, включены в комплект только тест-системы "Палитра ВИЧ-АГ/АТ", производства ООО "Биопалитра". Вместе с тем, по мнению заявителя данная характеристика не является потребностью заказчика, так как определение свободного антигена р24 ВИЧ-1 с целью подтверждения ранней стадии сероконверсии или терминальной стадии СПИД является компетенцией территориальных Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, а получателем, согласно извещению о проведении аукциона, является ОГУП "Челябинская областная станция переливания крови".
В соответствии с жалобой ООО "Росмед" заказчиком не исполнено предписание Челябинского УФАС России N415,417-ж/2013 от 12.09.2013 года, так как после внесения изменений в документацию об аукционе сохранены все данные, однозначно определяющие формат тест-системы.
На заседании комиссии Челябинского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобах ЗАО "ЭКОлаб", ООО "Росмед" не согласились и пояснили следующее.
Исходя из положений части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией. Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству техническим характеристикам товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно статье 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года N1236 "О финансовом обеспечении диагностических средств и антивирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С", распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года N 2568-р утверждена субсидия для Челябинской области на финансовое обеспечение закупок диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления, мониторинга, лечения и лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, в размере 49362,6 тыс. рублей. Одним из условий предоставления субсидий субъектам РФ является софинансирование областного бюджета, таким образом Министерством здравоохранения Челябинской области было выделено софинансирование в рамках программы "ВИЧ-инфекция" областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Челябинской области на 2012-2014 годы" по мероприятию "Совершенствование методов диагностики ВИЧ-инфекции" в размере 21 327,1 тыс. рублей. По результатам комиссии внештатных специалистов Министерства здравоохранения Челябинской области было принято решение определить потребность обследования населения не менее 20% , в соответствии с потребностью сформирована заявка на закуп тест систем для диагностики ВИЧ-инфекции у населения Челябинской области на сумму 23635,5 тыс. рублей. В результате проведения торгов заключен контракт на сумму 5 199,8 тысяч рублей, экономия по аукциону составила 18 435,7 тысяч рублей. В целях совершенствования методов диагностики ВИЧ-инфекции комиссией принято решение о закупе более совершенных и инновационных тест-систем (позволяющих исключить ложноположительные результаты ИФА ВИЧ на уровне скрининговых лабораторий области) на сумму образовавшейся экономии.
При использовании тест-системы, одновременно выявляющей антиген р24 ВИЧ и антитела к ВИЧ 1-2/О, а также свободный антиген р24 ВИЧ-1 с целью подтверждения ранней стадии сероконверсии или терминальной стадии СПИД, имеются следующие преимущества:
- единая процедура анализа для выявления антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/О, а также свободного антигена р24 ВИЧ-1 (одинаковый и одновременный пошаговый алгоритм проведения иммуноферментного исследования, одна схема анализа);
- одинаковые реагенты в составе одного набора, как для совместного, так и для раздельного выявления антигена р24 (в случае применения двух тест-систем с различной схемой анализа, с совершенно разным набором реагентов, каждый из которых требует правильного приготовления, работа лаборанта усложняется, время на проведение анализа увеличивается на 20-25 %);
- требуется значительно меньше подготовительных манипуляций, что сокращает вероятность ошибки персонала (при использовании двух различных тест-систем количество времени для приготовительных манипуляций увеличивается на 40% и соответственно увеличивается время и вероятность ошибки);
- возможность использования любого имеющегося в лаборатории оборудования (необходимого для проведения ИФА);
- короткое время инкубации позволяет экономить трудовые ресурсы и дает возможность увеличивать количество проведенных исследований за рабочую смену в 2-3 раза;
- в настоящее время тест-система, одновременно выявляющая антиген р24 ВИЧ и антитела к ВИЧ 1-2/О, а также свободный антиген р24 ВИЧ-1, является инновационным продуктом его появление вызвано экономической и технической необходимостью, использование данных реагентов позволит значительно повысить эффективность профилактики и лечения ВИЧ.
Таким образом, заказчик считает, что документация об аукционе разработана на основании действующего законодательства о размещении заказов, а характеристики, установленные к товару, являются потребностью заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 60 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона. Часть 2 статьи 34 Закона о размещении заказов устанавливает, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Приложение N1 к информационной карте документации об аукционе (далее - техническое задание) содержит таблицу с требованиями к качеству, техническим характеристикам товара, требованиями к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Так, согласно техническому заданию к поставке требуется тест-система ИФА для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) первого и второго типов (ВИЧ-1 и ВИЧ -2), ВИЧ субтипа О и антигена р24 ВИЧ-1. Набор данной тест-системы должен содержать 96 определений по одновременному выявлению антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/О, а также 24 определения свободного антигена р24 ВИЧ-1 с целью подтверждения ранней стадии сероконверсии или терминальной стадии СПИД. Набор реагентов должен содержать в том числе стрипы иммуносорбента, содержащие только антитела к ВИЧ р24. Общее время инкубации при проведении анализа, как для раздельного, так и совместного выявления антигена р24 и антител к ВИЧ -1, не более 1 часа. Общее количество определений 271200 (в том числе 216960 определений для выявления антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/О 54240 определений свободного антигена р24 ВИЧ-1). Остаточный срок годности на момент поставки Получателю должен составлять не менее 10 месяцев.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что техническому заданию соответствует только одна тест-система - "Палитра ВИЧ-АГ/АТ", производства ООО "Биопалитра".
Вместе с тем, проведение торгов обусловлено областной целевой программой "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Челябинской области на 2012-2014 года" по мероприятию "Совершенствование методов диагностики ВИЧ-инфекции".
Данная тест-система является инновационным продуктом, позволяющим подтвердить на ранней стадии заражение СПИДом, так как одновременно возможно провести анализ как на антитела к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) первого и второго типов (ВИЧ-1 и ВИЧ -2), ВИЧ субтипа О, так и на антиген р24 ВИЧ-1. Двойной анализ позволяет определить, что именно выявлено - антитела или антиген. Тест на антиген р24 может быть ценным при скрининге крови, для установления острой инфекции, для мониторинга инфекции, а также в качестве средства диагностики у новорожденных. Быстрая постановка диагноза позволяет проконсультировать больного в ранние сроки и тем самым свести к минимуму передачу заболевания, а также как можно раньше назначить антиретровирусную терапию. Более того, аукцион объявлен на средства сэкономленные от проведения торгов на закуп тест систем для диагностики ВИЧ-инфекции у населения Челябинской области, в результате которых были закуплены тест-системы на проведение анализа на выявление антител к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) первого и второго типов (ВИЧ-1 и ВИЧ -2), ВИЧ субтипа О.
В настоящее время у заказчика выявилась потребность в приобретении тест-систем, обладающих дополнительной возможностью для проведения анализа на определение свободного антигена р24 ВИЧ-1 в крови. При этом, Заказчик в документации об аукционе не указал торговое наименование товара, необходимого к поставке, а лишь характеристики, которые для него важны и являются потребностью заказчика. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что заказчик преднамеренно не ограничивал количество участников размещения заказа и представил возможность иным производителям поставить свой инновационный продукт, соответствующий потребностям заказчика.
Тест-система "Палитра ВИЧ-АГ/АТ" позволяет одновременно, без дополнительных манипуляций провести 2 анализа, что существенно уменьшает время проведения анализа и трудовые ресурсы персонала. На заседание Комиссии Челябинского УФАС России заказчик представил сравнительную таблицу и схемы анализов нескольких тес-систем. Так, например, "Палитра ВИЧ-АГ/АТ" позволяет провести двойной анализ в течение 55 минут, при этом чувствительность совместного и раздельного выявления антигена р24 - 5 пг/мл. Вместе с тем, при использовании двух тест-систем "ВИЧ-1 р24-антиген ИФА-БЕСТ" и "КомбиБест ВИЧ 1-2 АГАТ", общее время анализа для скринингового исследования увеличивается до 120 минут, а время анализа для раздельного выявления антигена р24 до 180 минут. Также увеличивается количество стадий анализа при раздельном выявлении антигена р24: используя тест-систему "Палитра ВИЧ-АГ/АТ" необходимо провести 2 стадии + инкубацию с хромогеном, а используя тес-системы "ВИЧ-1 р24-антиген ИФА-БЕСТ" и "КомбиБест ВИЧ 1-2 АГАТ" необходимо провести 3 стадии + инкубацию с хромогеном.
Таким образом, установление заказчиком требования о наличии в комплекте тест-системы 96 определений по одновременному выявлению антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/О, а также 24 определения свободного антигена р24 ВИЧ-1 не противоречит действующему законодательству о размещении заказов.
2. В соответствии с жалобой ЗАО "ЭКОлаб" ОГУП "Челябинская областная станция переливания крови" не имеет право проводить анализ крови, позволяющий выявлять антиген р24 ВИЧ-1 в крови, поскольку согласно п. 4.4.1 санитарно-эпидимиологических правил СП 3.1.5.2826-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N1 от 11.01.2011 года к специализированным учреждениям для постановки лабораторного диагноза относятся территориальные Центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
Согласно пункту 6 информационной карты документации об аукционе Получателем является ОГУП "Челябинская областная станция переливания крови".
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что ОГУП "Челябинская областная станция переливания крови" обладает возможностью по хранению большого количества тест-систем, поэтому принято решение складировать закупаемые тест-системы в помещениях ОГУП "Челябинская областная станция переливания крови", о чем свидетельствует договор хранения от 01.02.2012 года. Фактическими пользователями тест-системами ИФА для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) первого и второго типов (ВИЧ-1 и ВИЧ -2), ВИЧ субтипа О и антигена р24 ВИЧ-1 являются скрининговые лаборатории Челябинской области.
Согласно пункту 4.4.1 санитарно-эпидимиологических правил СП 3.1.5.2826-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N1 от 11.01.2011 года на первом этапе скрининговые лаборатории проводят обследование крови на наличие у пациента ВИЧ-инфекции. Если получен положительный результат в ИФА, анализ проводится последовательно еще 2 раза (с той же сывороткой и в той же тест-системе, вторая сыворотка запрашивается только в случае невозможности направления для дальнейшего исследования первой сыворотки). Если получены два положительных результата из трех постановок в ИФА сыворотка считается первично-положительной и направляется в референс-лабораторию (Лаборатория диагностики ВИЧ-инфекции центра по профилактике и борьбе со СПИД) для дальнейшего исследования.
Челябинским УФАС России в адрес главного врача ГБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" направлено обращение о предоставлении мнения по вопросу целесообразности проведения анализа на определение свободного антигена р24 ВМЧ-1 в скрининговых лабораториях, на которое и.о. главного врача, заведующим отделом профилактики ГБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" направлено письмо N1062 от 16.10.2013 года. Согласно указанному письму стандартным методом лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции служит определение антител/антигенов к ВИЧ с помощью ИФА. Для подтверждения результатов в отношении ВИЧ применяются подтверждающие тесты (иммунный, линейный блот). Использование комбинированных тест-систем и выявление инфекции на ранних стадиях дает основание вовремя начать антиретровирусную терапию, что повышает ее эффективность.
Таким образом, и.о. главного врача, заведующим отделом профилактики ГБУЗ "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" не отрицается возможность применение анализа на определение антиген р24 в скриниговых лабораториях. Более того, выявление антигена р24 ВИЧ-1 на первом этапе обследования, согласно мнению специалиста, позволит максимально избежать ложноположительных результатов, тем самым снизить нагрузку на референс-лаборатории.
При этом документов, подтверждающих, что скрининговые лаборатории не имеют право проводить дополнительный анализ крови на выявление антигена р24 ВИЧ-1 на первом этапе обследования, на заседание Комиссии заявителем не представлено.
Таким образом, довод заявителя о том, что ОГУП "Челябинская областная станция переливания крови" не имеет право проводить анализ крови, позволяющий выявлять антиген р24 ВИЧ-1 в крови, не доказан.
4. В соответствии с жалобой ООО "Росмед" заказчик не исполнил предписание Челябинского УФАС России N 415,417-ж/2013 от 12.09.2013 года.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии нарушений указанными в части 1 настоящей статьи лицами законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе выдать заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, оператору электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Челябинское УФАС России 5 и 6 сентября 2013 года поступили жалобы ООО "РеМи", ООО "Росмед" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N0169200000313005051 на поставку расходных материалов по лабораторной диагностике в 2013 году по подпрограмме "ВИЧ-инфекция" областной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012 - 2014 гг. в рамках Соглашения о предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета Челябинской области на закупку диагностических средств для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С.
По результатам рассмотрения жалоб Комиссией Челябинского УФАС России выявлены нарушения в действиях заказчика части 1 пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов. В связи с чем антимонопольным органом заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки выдано обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию об аукционе, в части установления конкретного количества основных и дополнительных определений в комплекте, а также устранения противоречия, установленные в техническом задании по общему количеству определений.
Согласно документации об аукционе, которая была предметом разбирательства Комиссии Челябинского УФАС России от 12.09.2013 года, к поставке требуется тест-система ИФА для одновременного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) первого и второго типов (ВИЧ-1 и ВИЧ -2), ВИЧ субтипа О и антигена р24 ВИЧ-1. Набор данной тест-системы должен содержать 120 определений с единой процедурой анализа, позволяющая провести 96 определений по одновременному выявлению антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/О, а также 24 определения свободного антигена р24 ВИЧ-1 с целью подтверждения ранней стадии сероконверсии или терминальной стадии СПИД. Набор реагентов должен содержать дополнительные стрипы иммуносорбента, содержащие только антитела к ВИЧ р24. Общее время инкубации при проведении анализа, как для раздельного, так и совместного выявления антигена р24 и антител к ВИЧ -1, не более 1 часа. Общее количество определений не менее 271200 (в том числе не менее 216960 определений для выявления антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/О не менее 54240 определений свободного антигена р24 ВИЧ-1).
Заказчик устранил нарушения путем исключения из документации формулировки "на 120 определений", а термин "дополнительные стрипы" заменил на формулировку "в том числе стрипы". Также заказчик устранил неточность в общем количестве определений исключив со второго абзаца технического задания слова "не менее".
На заседание комиссии заявитель не пояснил какой именно пункт предписания Челябинского УФАС России не исполнен заказчиком в полном объеме, указав лишь, что заказчик сохранил все данные, однозначно определяющие формат тест-систем. Однако установление заказчиком требования о наличии в комплекте тест-системы стрипов иммуносорбента, содержащих только антитела к ВИЧ р24 не противоречит действующему законодательству о размещении заказов, так как является потребностью заказчика.
Таким образом заказчик, уполномоченный орган, оператор электронной площадки исполнили в полном объеме предписание Челябинского УФАС России N415,417-ж/2013 от 12.09.2013 года.
Комиссия, руководствуясь статьей 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалоб ЗАО "ЭКОлаб", ООО "Росмед" на действия заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 октября 2013 г. N 483,482-ж/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2013