Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 сентября 2013 г. N 447-ж/2013
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), рассмотрев жалобу ООО "ЦентроТех" на действия аукционной комиссии при проведении совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобилей скорой медицинской помощи класса В (изв. N 0369300008913000001), в присутствии представителей Муниципального лечебного учреждения здравоохранения Станции скорой медицинской помощи Копейского городского округа, действующих на основании доверенности N 1/1 от 05.08.2013, распоряжения заместителя главы администрации Копейского городского округа от 27.07.2011 N 2619-р, представителя членов аукционной комиссии, действующего на основании доверенности N 1/2 от 07.08.2012, представителя Муниципального учреждения "Карабашская городская больница", действующего на основании доверенности N 556 от 30.09.2013,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 23.09.2013 поступила жалоба ООО "ЦентроТех" на действия аукционной комиссии при проведении совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобилей скорой медицинской помощи (далее - АСМП) класса В (изв. N 0369300008913000001) (далее - Аукцион).
Согласно представленным документам, Муниципальное лечебное учреждение здравоохранения Станция скорой медицинской помощи Копейского городского округа (далее - организатор торгов, заказчик, МЛУЗ ССМП КГО) и МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" Коркинского муниципального района, МБУЗ "Нязепетровская центральная районная больница", МУЗ "Чесменская центральная районная больница", МУЗ "Нагайбакская центральная районная больница", МУЗ "Октябрьская центральная районная больница", МУЗ Варненская центральная районная больница, МБЛПУ Пластская центральная городская больница, МУ "Кизильская центральная районная больница", МБУЗ "Симская городская больница", МБЛПУ "Городская больница N 1" Еманжелинского муниципального района Челябинской области, МБУЗ "Ашинская центральная городская больница", МУ "Красноармейская центральная районная больница", МУЗ "Карталинская городская больница", МБУ "Городская больница N 1 имени Г.К. Маврицкого", МБЛПУ "Центральная городская больница", МУЗ "Каслинская центральная районная больница", МБУЗ "Увельская центральная районная больница", МБУЗ "Станция скорой медицинской помощи", МУ "Карабашская городская больница", МУЗ Агаповская центральная районная больница Администрации Агаповского муниципального района, БММЛПУЗ "Магнитская городская больница", МБУЗ Районная больница N 1, БММЛПУЗ "Кусинская центральная районная больница", МБУЗ "Центральная районная больница г. Троицка и Троицкого района", МУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Магнитогорска", МУЗ "Южноуральская центральная городская больница", МЛУЗ Станция скорой медицинской помощи Копейского городского округа, МБЛПУЗ "Станция скорой медицинской помощи" (далее - заказчики совместных торгов) объявили о проведении Аукциона.
06.08.2013 между заказчиками заключено соглашение о проведении совместных торгов, которое подписано главными врачами учреждений здравоохранения и скреплено печатями указанных учреждений, организатором совместных торгов избрано МЛУЗ ССМП КГО.
В соответствии со статьей 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www. zakupki.gov.ru 14.08.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта - 69 736 702 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 30.08.2013 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 05.09.2013.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 09.09.2013.
Состав аукционной комиссии утвержден приказом главного врача МЛУЗ ССМП КГО Осиповым А.И. от 07.08.2013 N 65/3а.
По состоянию на 30.09.2013 гражданско-правовые договоры заключены, о чем свидетельствует скриншот раздела "Сведения о контракте" рассматриваемого заказа на официальном сайте в сети "Интернет", а также письма учреждений здравоохранения с приложением заключенных договоров, имеющимися в материалах дела.
Согласно доводам жалобы, аукционная комиссия неправомерно признала вторую часть заявки ООО "ЦентроТех" не соответствующей требованиям документации об аукционе по причине отсутствия приложений к одобрению типа транспортного средства.
В подтверждение обоснованности доводов жалобы, заявитель приложил одобрение типа транспортного средства N E-RU.MT21.B.00175 от 08.08.2013, выданный ЗАО "ТрансСДГМтест" ООО "ИнвестАвто" на транспортные средства с коммерческим наименованием АСМП типа 1806 МВ с шасси УАЗ-396255, 396295 с приложением.
Представители организатора совместных торгов, члены аукционной комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения, а также пояснили, что аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями законодательства о размещении заказов, отсутствие в заявке ООО "ЦентроТех" приложения к одобрению типа транспортного средства означало фактическое непредставление документа, подтверждающего качество предлагаемого к поставке товара, поскольку без приложений одобрение типа транспортного средства недействительно.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 17, 60 Закона о размещении заказов, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ЦентроТех" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а также документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, на соответствие их требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 19 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, оператор электронной площадки обязан направить заказчику, в уполномоченный орган такой протокол и вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданных участниками открытого аукциона в электронной форме, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 19 статьи 41.10 Закона о размещении заказов получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в открытом аукционе в электронной форме принимали участие менее десяти участников открытого аукциона, вторые части заявок на участие в открытом аукционе, поданных такими участниками открытого аукциона, а также документы указанных участников, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого же срока оператор электронной площадки обязан направить также уведомление указанным участникам открытого аукциона.
Пунктами 1,3,5,7,8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника размещения заказа должны содержаться следующие документы и сведения:
- наименование участника размещения заказа (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество участника размещения заказа (для физических лиц);
- идентификационный номер налогоплательщика участника размещения заказа или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
- копии учредительных документов участника размещения заказа (для юридических лиц), копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
- копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах в электронной форме) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов;
- решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 41.3 Закона о размещении заказов.
Документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям документации об аукционе, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов представляются участником размещения заказа в составе заявки (первая и вторая части представляются единовременно) самостоятельно.
Частью 2 статьи 41.11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Для принятия указанного решения аукционная комиссия также рассматривает содержащиеся в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участнике размещения заказа, подавшем такую заявку на участие в открытом аукционе.
Частью 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов установлено, что Заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов, определенных частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, с учетом документов, ранее представленных в составе первых частей заявок на участие в открытом аукционе, отсутствия документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствия требованиям документации об открытом аукционе, а также наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа. Отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, или их несоответствие требованиям документации об открытом аукционе, а также наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа определяется на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе. При этом заявка на участие в открытом аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, на основании получения документов, предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 41.4 Закона о размещении заказов, более чем за шесть месяцев до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе;
2) несоответствия участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
Разделом 16 Информационной карты документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (сертификаты, одобрения типа транспортного средства).
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 05.09.2013 на участие в аукционе поступило две заявки, решением аукционной комиссии указанные заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе, участники размещения заказа допущены к аукциону.
Согласно протоколу проведения аукциона от 09.09.2013 цена контракта снизилась до 69 388 018, 49 рублей.
Решением аукционной комиссии, отраженным в протоколе подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 11.09.2013, заявка ООО "ЦентроТех" признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, указана следующая причина отклонения заявки: "Отсутствуют копии документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (одобрение типа транспортного средства). В представленной участником размещения заказа второй части заявки имеется одобрение типа транспортного средства без приложений. Одобрение типа транспортного средства без приложений недействительно. Нарушено требование раздела 16 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме".
Согласно пункту 16 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа.
Оценку соответствия в форме одобрения типа осуществляют органы по сертификации, заключившие соглашения о сотрудничестве с техническими службами, проводящими испытания по комплексу Правил ЕЭК ООН (пункт 17 Технического регламента).
Пунктами 34, 35 Технического регламента предусмотрено, что на основании заключения о возможности оформления одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) орган по сертификации оформляет одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси) по форме, установленной Техническим регламентом.
ООО "ЦентроТех" в составе второй части заявки представило одобрение типа транспортного средства N E-RU.MT21.B.00175 от 08.08.2013, выданный ЗАО "ТрансСДГМтест", на двух листах в сканированном виде без приложений.
В представленном заявителем одобрении типа транспортного средства указано, что одобрение типа транспортного средства без приложений недействительно.
Таким образом, фактически заявителем жалобы, как участником размещения заказа, в нарушение пункта 16 Информационной карты документации об аукционе не представлено копий документов, предусмотренных документацией об аукционе в подтверждение качества товара, что является основанием для признания заявки участника размещения заказа не соответствующей требованиям документации об аукционе в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
Следовательно, решение аукционной комиссии, изложенное в протоколе подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 11.09.2013 является законным и обоснованным.
2. В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
Права, обязанности и ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов и порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о размещении заказов.
Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги, или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом. Исполнение контрактов, заключенных с победителем или победителями совместных торгов, осуществляется сторонами в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Положением о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 631 (далее - Положение), определен порядок взаимодействия государственных и муниципальных заказчиков (далее - заказчики), органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее - уполномоченные органы), при размещении заказов на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.
В соответствии с пунктом 4, 5 Положения для проведения совместных торгов заказчики, уполномоченные органы между собой заключают соглашение о проведении совместных торгов до утверждения конкурсной (аукционной) документации, которое должно содержать
а) сведения о заказчиках и уполномоченных органах, проводящих совместные торги;
б) сведения о видах и предполагаемых объемах заказов, в отношении которых проводятся совместные торги;
в) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
г) сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения в целях проведения торгов;
д) порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа (далее - комиссия);
е) порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;
ж) ориентировочные сроки проведения совместных торгов;
з) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов;
и) срок действия соглашения;
к) порядок рассмотрения споров и обжалований;
л) иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов.
Организатор совместных торгов осуществляет разработку и утверждение конкурсной (аукционной) документации для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением (пункт 8 Положения).
Проекты контрактов, составленные по результатам торгов, направляются организатором совместных торгов для подписания каждой стороной соглашения после их подписания поставщиком (пункт 13 Положения).
2.1. В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Положения соглашение о проведении совместных торгов должно содержать сведения о видах и предполагаемых объемах заказов, в отношении которых проводятся совместные торги.
Предметом рассматриваемого заказа являются автомобили скорой медицинской помощи класса B с характеристиками, указанными в техническом задании (Приложении N 1 к Информационной карте документации об аукционе).
Согласно пункту 1.1 соглашения о проведении совместных торгов стороны (в соглашении под сторонами понимаются организатор совместных торгов и заказчики совместных торгов) выражают свое согласие на проведение совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме на право заключения договоров на поставку автомобилей СМП класса В. При этом поставка автомобиля скорой медицинской помощи класса В должна быть осуществлена на условиях, изложенных в Договорах на поставку товара.
В пунктах 1.4-1.4.28 соглашения о проведении совместных торгов указаны объем средств, направленных каждым заказчиком (начальная (максимальная) цена договора заказчика) на осуществление закупки, вид (наименование, ассортимент) и предлагаемые объемы товара. Вместе с тем в пунктах 1.4.1-1.4.28 соглашения о проведении совместных торгов (для всех заказчиком одинаковые сведения) указано, что к предметом заказа будет автомобиль скорой помощи класса В со следующим описанием: "Автомобиль скорой медицинской помощи, предназначенный для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской бригады), транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе".
Характеристики требуемых заказчикам совместных торгов к поставке автомобилей скорой медицинской помощи класса В, содержащиеся в техническом задании (Приложении N 1 к Информационной карты документации об аукционе) в соглашении о проведении совместных торгов отсутствуют.
В соответствии с пунктом 2.1.5 соглашения о проведении совместных торгов заказчику имеют право на осуществление иных прав и обязанностей, предусмотренных законодательством в сфере размещения заказов для заказчиков, не отнесенных в соответствии с соглашением к компетенции организатора совместных торгов.
Соглашение о проведении совместных торгов не содержит сведения о том, что организатору совместных торгов заказчиками совместных торгов переданы полномочия по определению предмета размещаемого заказа в части технических характеристик.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Заказчиками при проведении рассматриваемых совместных торгов в форме открытого аукциона в электронной форме являются учреждения здравоохранения Челябинской области, именно их потребность должна быть отражена не только в документации об аукционе, но и в соглашении о проведении совместных торгов.
Организатором совместных торгов на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не представлено документов и сведений, подтверждающих определение заказчиками совместных торгов потребности в характеристиках товара, изложенных в техническом задании документации об аукционе.
Частью 1 статьи 41.6, частью 1 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Кроме того, у организатора совместных торгов по состоянию на 30.09.2013 отсутствует утвержденная организатором совместных торгов и согласованная заказчиками совместных торгов документация об аукционе.
Вместе с тем, пунктом 3.1.4 соглашения о проведении совместных торгов организатору совместных торгов переданы функции по разработке и утверждению в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением, документации о совместных торгах.
Доводы представителей организатора совместных торгов о том, что документация об аукционе находится на согласовании у заказчиков совместных торгов, не принимается Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку фактически организатор совместных торгов разместил 14.08.2013 на официальном сайте в сети "Интернет" документацию об аукционе, условия и положения которой не были согласованы заказчиками совместных торгов.
Таким образом, в нарушение подпункта "б" пункта 5 Положения соглашение о проведении совместных торгов не содержит предмета размещаемого заказа (в полном объеме) и организатором совместных торгов в нарушение части 1 статьи 41.6, части 1 статьи 34 Закона о размещении заказов размещена на официальном сайте в сети "Интернет" документация об аукционе до ее согласования с заказчиками совместных торгов.
2.2. Согласно части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов субъектами, имеющими право на размещение заказа в форме совместных торгов, являются заказчики или уполномоченные органы, имеющие потребность в поставке одноименных товаров.
В рассматриваемом случае, уполномоченные органы не являются стороной соглашения о проведении совместных торгов, в соглашении отсутствуют права, обязанности и ответственность уполномоченного органа.
Вместе с тем, пунктом 3.2.5 соглашения о совместных торгах предусмотрено право организатора совместных торгов в соответствии с нормативными-правовыми актами органов местного самоуправления муниципального отдела Копейского городского округа, передать часть функций, указанных в разделе III соглашения уполномоченному органу муниципального отдела администрации Копейского городского округа Челябинской области, в лице отдела муниципального заказов.
Указанное в пункте 3.2.5 соглашения о совместных торгах право организатора совместных торгов противоречит части 6 статьи 10 Закона о размещении заказов, подпункта "г" пункта 5 Положения.
2.3 Согласно подпункту ж пункта 4 Положения соглашение о проведении совместных торгов должно содержать ориентировочные сроки проведения торгов.
Указанные сроки в нарушение подпункта ж пункта 4 Положения в соглашении о проведении совместных торгов отсутствуют.
Довод организатора совместных торгов о том, что указанные сроки предусмотрены пунктом 7.1 соглашения, не принимаются Комиссией Челябинского УФАС России во внимание, поскольку указанным положением соглашения определяется общий срок проведения совместных торгов со дня размещения извещения о проведения совместных торгов и до дня подписания Комиссией итогового протокола - не более 55 календарных дней.
2.4. Пунктом 9.1 соглашения предусмотрено, что соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до исполнения взаимных обязательств, либо до дня заключения заказчиками контракта, отказа заказчика от заключения контракта по основаниям, предусмотренным Законом о размещении заказов, отказа от проведения совместных торгов, когда совместные торги признаны несостоявшимися в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, аннулирования совместных торгов или вступления в силу решения суда о признании совместных торгов недействительными.
Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 11.09.2013 аукцион не состоялся в силу положения части 15 статьи 41.11 Закона о размещении заказов.
Частью 15 статьи 41.11 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в случае, если открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме, поданная участником открытого аукциона, принявшим участие в открытом аукционе, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация направляют оператору электронной площадки проект контракта, прилагаемого к документации об открытом аукционе, без подписи контракта заказчиком в течение четырех дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 11 статьи 41.11 Закона о размещении заказов протокола. Заключение контракта с участником открытого аукциона, подавшим такую заявку на участие в открытом аукционе, осуществляется в соответствии с частями 3 - 8, 11, 12, 17 - 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов. При этом контракт заключается на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе, по минимальной цене контракта, предложенной указанным участником открытого аукциона при проведении открытого аукциона.
Пунктом 3.2.12 соглашения о проведении совместных торгов предусмотрено, что организатору совместных торгов передаются функции по направлению оператору электронной площадки проектов контрактов без подписи заказчиков с внесенными в них необходимыми сведениями, в порядке и сроки, установленные Законом о размещении заказов.
Вместе с тем, пункт 9.1 соглашения о проведении совместных торгов в рассматриваемой ситуации исключает действия организатора совместных торгов по исполнению обязанности, предусмотренной пунктом 3.2.12 соглашения о проведении совместных торгов, что привет к невозможности исполнения требований части 5 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в установленные законодательством о размещении заказов сроки и является нарушением подпункта "и" пункта 4 Положения.
Таким образом, с учетом выводов Комиссии Челябинского УФАС России, изложенных в пунктах 2-2.4 мотивировочной части заказчиками совместных торгов при заключении соглашения о проведении совместных торгов нарушены подпункты "б", "г", "ж", "и" пункта 5 Положения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно поставляемого товара, что, в свою очередь, позволяет участникам размещения заказа сформировать цену своего предложения на аукционе с учетом характеристик товара.
Установление характеристик к товару в документации об открытом аукционе в электронной форме, не должно приводить к тому, что фактически под указанные характеристики будет подходить продукция только одной торговой марки (производителя), поскольку при этом нарушаются такие принципы размещения заказов, как расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развитие добросовестной конкуренции, недопущение злоупотреблений в сфере размещения заказов, эффективного расходования бюджетных средств.
Частью 3.1. статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частями 1-2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов и запроса котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно Разделу 3 Информационной карты документации об аукционе заказчикам совместных торгов к поставке требовались автомобили скорой медицинской помощи класса B в количестве 49 штук, согласно технического задания (Приложение N 1 к информационной карте документации об аукционе).
Техническим заданием документации об аукционе определено, что к поставке требуется автомобиль скорой медицинской помощи класса В УАЗ (или эквивалент) с двигателем ЗМЗ 4091 бензиновым.
Транспортные средства УАЗ на территории Российской Федерации производятся ОАО "Ульяновский автомобильный завод".
Согласно сведениям официального сайта ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (http://www.uaz.ru/models/spec/service/item20/) завод производит автомобиль скорой медицинской помощи класса В на базе УАЗ-39623, который предназначен для проведения лечебных мероприятий скорой медицинской помощи силами врачебной (фельдшерской) бригады, транспортировки и мониторинга состояния пациентов на догоспитальном этапе.
Указанный автомобиль оснащен бензиновым двигателем ЗМЗ-4091 82.5-112 л.с. производства ОАО "Заволжский моторный завод".
Кроме того, на официальном сайте ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (ссылка указана выше) содержатся габариты автомобиля УАЗ-39623 идентичные тем, что установлены организатором совместных торгов в техническом задании документации об аукционе (без сопровождения словами "не менее", "не более").
Представители организатора совместных торгов на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что автомобили УАЗ соответствуют потребности заказчика, что обусловлено опытом учреждений здравоохранения, стоимостью и качеством автомобилей, наличие эквивалентов УАЗ на российской рынке организатором совместных торгов не рассматривалось.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, частей 1,2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, ограничено право потенциальных участников размещения заказа поставить товар, соответствующий требованиям документации об аукционе и потребности заказчиков, но не реализующих АСМП УАЗ-39623, что подтверждается техническим заданием документации об аукционе, сведениями официального сайта ОАО "Ульяновский автомобильный завод", ОАО "Заволжский моторный завод", приложением N 1 к одобрению типа транспортного средства N E-RU.VT02.B.00373 (срок действия с 25.01.2012 по 23.09.2013), выданным ОС "САТР-ФОНД" ООО "АВТОДОМ", пояснениями организатора совместных торгов, обоснованием начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 2 к Информационной карте документации об аукционе), коммерческими предложениями хозяйствующих субъектов.
4. Пунктом 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Согласно разделу 9 Информационной карты документации об аукционе обоснование начальной (максимальной) цены договора содержится в Приложении N 2 к Информационной карте документации об аукционе в электронной форме.
В приложении N 2 к Информационной карте документации об аукционе в электронной форме содержится Таблица расчета начальной (максимальной) цены контракта, согласно которой заказчиком использованы сведения о ценах товара, представленные ООО "УАЗ Челябинск", ООО "КОНТИ Курган", ООО "ТехПрогрессПлюс".
Представителями организатора совместных торгов на заседание Комиссии Челябинского УФАС России представлены коммерческие предложения ООО "КОНТИ Курган", ООО "ТехПрогрессПлюс" и ООО "УАЗ Челябинск", из которых видно, что заказчик направлял запрос о представлении коммерческого предложениями именно на АСМП УАЗ-39623.
АСМП иных производителей организатором совместных торгов во исполнение функций по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных пунктом 3.1.5 соглашения о проведении совместных торгов, не исследовались, что также подтверждает выводы Комиссии Челябинского УФАС России, изложенные в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения.
В нарушение части 2 статьи 19.1, пункта 6.1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта не содержит указание на источники информации о ценах товара, являющихся предметом заказа, которыми в рассматриваемом деле являются коммерческие предложения.
5. В разделе 7 информационной карты документации об аукционе, пункте 5.2 проекта контракта указаны требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, а именно гарантия на автомобиль не менее 12 месяцев с момента подписания акта приемки-передачи товара или 30 000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше)
В силу пункту 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Установление гарантии поставщика на товар в 30 000 км не соответствует пункту 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, поскольку указанный параметр не является сроком гарантии, установленным в соответствии с гражданским законодательством и законодательством о размещении заказов.
Кроме того, организатором совместных торгов в нарушение пункта 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не установлен срок гарантии Производителя на товар.
6. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 5 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Разделом 16 Информационной карты документации об аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации (сертификаты, одобрения типа транспортного средства).
Вместе с тем, из приведенного раздела Информационной карты документации об аукционе невозможно установить какие сертификаты и на какой товар необходимо представить во второй части заявки при условии, что товаром является не только АСМП, но и медицинское оборудование, качество которого подтверждается регистрационными удостоверениями, выдаваемыми в соответствии с пунктом 2.1.1 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по регистрации изделий медицинского назначения, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.10.2006 N 735.
Следовательно, регистрационное удостоверение, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации, является документом, подтверждающим соответствие того или иного изделия медицинского назначения требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к таким изделиям, определяет безопасность, эффективность, качество изделия и дает возможность реализовывать его на территории Российской Федерации.
Однако, организатором совместных торгов в документации об аукционе не установлено требование о представлении во второй части заявок регистрационных удостоверений на медицинское оборудование, которые будет установлено в АСМП.
Представители организатора совместных торгов на заседании Комиссии Челябинского УФАС России не смогли пояснить какие сертификаты и на какой товар должны представить участники размещения заказа во второй части заявок за исключением одобрения типа транспортного средства.
Фактически аукционная комиссия, рассматривая заявки ООО "ЦентроТех" и ООО "УАЗ Челябинск" в порядке, предусмотренном статьей 41.11 Закона о размещении заказов, не оценивала наличие (отсутствие) сертификатов.
Таким образом, организатором совместных торгов в нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6, пункта 5 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлены требования ко второй части заявки, не позволяющие установить перечень документов, которые необходимо представить участникам размещения заказа во второй части заявки на участие в аукционе.
7. Согласно пункту 3.1.13 соглашения о проведении совместных торгов организатор совместных торгов направляет оператору электронной площадки (размещение на электронной площадке) протоколов, составленных в ходе проведения совместных торгов, в порядке и сроки, установленные Законом о размещении заказов.
7.1. В соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 05.09.2013, подписанный членами аукционной комиссии и всеми заказчиками совместных торгов у организатора совместных торгов отсутствует, поскольку согласно пояснениям представителя организатора совместных торгов находится на подписании у заказчиков.
Таким образом, в нарушение части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов организатором совместных торгов на электронную площадку направлен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, не подписанный представителями заказчиков совместных торгов в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
7.2. Частью 3 статьи 41.11 Закона о размещении заказов аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, направленных в соответствии с частью 20 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, до принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в открытом аукционе требованиям, предусмотренным документацией об открытом аукционе в электронной форме. В случае, если в открытом аукционе принимали участие менее десяти участников открытого аукциона и менее пяти заявок на участие в открытом аукционе соответствуют указанным требованиям, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в открытом аукционе, поданных всеми участниками открытого аукциона, принявшими участие в открытом аукционе. Рассмотрение указанных заявок на участие в открытом аукционе начинается с заявки на участие в открытом аукционе, поданной участником открытого аукциона в электронной форме, предложившим наиболее низкую цену контракта (в случае, предусмотренном частью 18 статьи 41.10 Закона о размещении заказов, - наиболее высокую цену контракта), и осуществляется с учетом ранжирования заявок на участие в открытом аукционе в соответствии с частью 19 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
Согласно части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также в случае принятия на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе, поданных всеми участниками открытого аукциона, принявшими участие в открытом аукционе, решения о соответствии более одной заявки, но менее пяти заявок на участие в открытом аукционе указанным требованиям аукционной комиссией оформляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
В течение дня, следующего за днем подписания протокола, протокол размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на электронной площадке.
Протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 11.09.2013 подписанный членами аукционной комиссии и всеми заказчиками совместных торгов у организатора совместных торгов отсутствует, поскольку согласно пояснениям представителя организатора совместных торгов находится на подписании у заказчиков.
Таким образом, в нарушение части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов организатором совместных торгов на электронную площадку направлен протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, не подписанный представителями заказчиков совместных торгов в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе.
Исходя из изложенного, информации, представленной организатором совместных торгов, заказчиками совместных торгов, ООО "ЦентроТех", аукционной комиссией, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 17, 60 Закона о размещении заказов и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ЦентроТех" на действия аукционной комиссии необоснованными;
2. Признать в действиях заказчиков совместных торгов при заключении соглашения о проведении совместных торгов нарушения подпунктов "б", "г", "ж", "и" пункта 5 Положения;
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях организатора совместных торгов нарушение части 1, пунктов 1, 6.1, 11 части 3 статьи 41.6, части 2 статьи 34, части 2 статьи 19.1, пункта 5 части 6 статьи 41.8, части 6 статьи 41.9, части 8 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, частей 1-2 статьи 17 Закона о защите конкуренции;
4. В связи с заключением гражданско-правовых договоров заказчиками совместных торгов обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов заказчикам совместных торгов, организатору совместных торгов не выдавать;
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии В.А. Ливончик
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 сентября 2013 г. N 447-ж/2013
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2013