Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 октября 2013 г. N 05-02/246Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2013 года г.Ярославль Решение изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя управления Бай-Бородина Л.Ю., членов Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля размещения государственного заказа Запольская Т.И.,
с участием:
от заявителя - ООО "Альма" - извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя;
от уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ярославской области - представителя по доверенности - Плескачева С.В.;
от заказчика - Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" - представителей по доверенности - Голышевой Н.Ю., Ильянова Н.Ю.;
от оператора торговой площадки - ООО "РТС-Тендер" - извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, на рассмотрение жалобы представителя не направил,
рассмотрев жалобу ООО "Альма" (далее - Заявитель)на действия уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, заказчика - Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку диагностических средств (наборов реагентов) для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (извещение N 0171200001913003208) (далее - уполномоченный орган, заказчик, аукцион, договор, контракт), установила следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Заявитель считает, что документация об открытом аукционе в электронной форме разработана с нарушением требований законодательства о размещении заказов, а именно:
- в технической части документации об открытом аукционе в электронной форме (Раздел 2) заказчик указал не существенные, не имеющие диагностической значимости характеристики товара, конкретные параметры товара, а также товары конкретного производителя без указания эквивалентности. Данные действия заказчика, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа;
- заказчиком в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме в графе "классификация товаров, работ, услуг" товар, подлежащий поставке в рамках указанного аукциона отнесен к коду по классификатору ОКДП 2429422 - "Реагенты сложные диагностические", что, по мнению заявителя, не соответствует ни наименованию аукциона, ни ОКДП, ни товару, указанному в Технической части документации (Раздел 2).По мнению Заявителя, товар, который необходим заказчику, относится к коду ОКДП 2423889 "Диагностикумы, антигены, тест-системы, применяемые в медицине, прочие";
- Заявитель также не согласен с тем, что Заказчик при формировании документации для проведения открытого аукциона в электронной форме объединил в один лот такие товары как наборы реагентов, служащих для выявления вирусов (позиции 1-5 Технического задания), подтверждения наличия в организме человека вирусов (позиция 6 Технического задания), конкретные реагенты, а также расходные материалы для конкретного анализатора (цитофлуориметраBeckmanCoulter), служащие для мониторинга людей, у которых уже обнаружен вирус (позиции 7-12 Технического задания), т.е. по ряду позиций участникам размещения заказа не предоставлена возможность поставить эквивалентную продукцию,что тем самым приводит к ограничению конкуренции (является нарушением части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ). Заявитель считает, что выделение позиций N 7-12 в отдельный лот позволит принять участие в аукционе большему количеству участников, тем самым обеспечит существенное снижение цены договора.
Таким образом, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика и уполномоченный орган внести изменения в аукционную документацию.
Представители уполномоченного органа и заказчика с доводами жалобы не согласились, представили пояснения. Считают, что аукционная документация составлена в полном соответствии с требованиями законодательства,просят признать жалобу ООО "Альма" необоснованной.
Заслушав представителей заказчика и уполномоченного органа и изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом государственного заказа Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 12.09.2013. размещено извещение N 0171200001913003208 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку диагностических средств (наборов реагентов) для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С.
Начальная (максимальная) цена контракта: 9 761 637 руб. 40 коп.
Заказчиком является Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ, Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ) под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (статья 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ).
В разделе 2 "Техническая часть" документации об открытом аукционе в электронной форме изложены функциональные характеристики (потребительские свойства) товара по 12 товарным позициям, в том числе по товарным позициям N 1-5 - наборы реагентов,служащих для выявления вирусов; по товарной позиции 6 - набор реагентов, служащий для подтверждения наличия в организме человека вирусов; по товарным позициям 7-12 - конкретные реагенты, а также расходные материалы для конкретного анализатора (цитофлуориметраBeckmanCoulter), служащие для мониторинга людей, у которых уже обнаружен вирус.
Исходя из пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать технические характеристики товара, требования к качеству, к безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемых товаров потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 41.6 документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
Часть 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ указывает на то, что документация об открытом аукционе не может содержать требований к товару, влекущих за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Следовательно, из правового анализа норм, изложенных в пункте 1 части 4 статьи 41.6 и части 3.1 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ следует, что при установлении технических и функциональных характеристик товара заказчик, уполномоченный орган руководствуется потребностями заказчика, целями законодательства о размещения заказов при условии, что установленные таким способом технические характеристики не ограничивают количество участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что функциональные характеристики (потребительские свойства) товара изложены в аукционной документации таким образом, что по каждой товарной позиции (в том числе по позициям 7-12) участниками размещения заказа может стать неограниченное число поставщиков, готовых поставить товары, являющиеся предметом аукциона. Данный факт находит свое подтверждение и в Приложении 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона", где приведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, согласно которому поставить товары, являющиеся предметом аукциона, могут, как минимум, три хозяйствующих субъекта, коммерческие предложения которых предоставлены на обозрение Комиссии.
Также необходимо отметить, что предметом открытого аукциона в электронной форме является право на заключение государственного контракта на поставку, а не на изготовление медицинских товаров. В связи с этим участником размещения заказа может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющей потребности заказчика.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа сообщили, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме поступило 2 (две) заявки.
Кроме того, Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам размещения заказа преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников размещения заказа, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
ООО "Альма" не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы на аукционе.
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, формируя Техническое задание аукционной документации, заказчик руководствовался современными требованиями к безопасному и качественному оказанию медицинских услуг при проведении сложной процедуры выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С, учитывая при этом, что результат данной процедуры напрямую связан со здоровьем и жизнью пациента.
Из изложенных выше норм права следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о размещении заказа.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика -Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями". Соответственно, предмет аукциона определялись исходя из потребностей указанной организации, на основании его заявки с учетом необходимости оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
Согласно части 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗпри указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Действительно, в ряде позиций раздела 2 документации (позиции N 7-12) заказчиком и уполномоченным органом указаны товары конкретного производителя без ссылки на эквивалентность. Однако, данный факт, как следует из пояснений заказчика, данных на заседании Комиссии, обусловлен наличием уГосударственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" закупленного ранее дорогостоящего цитофлуориметраBeckmanCoulter, для работы с которым (длямониторинга и лечения людей, у которых уже обнаружен вирус) и необходимы реагенты и расходные материалы, обозначенные в позициях 7-12 Технического задания документации. Причем для работы с указанным оборудованием подходят лишь реагенты и расходные материалы того же производителя, что и сам аппарат.
Из всего изложенного выше следует, что документация об открытом аукционе в электронной форме (в части формирования заказчиком и уполномоченным органом функциональных характеристик товаров (раздела 2 "Техническая часть" документации), соответствует требованиям законодательства о размещении заказов, сформирована исходя из действительных потребностей заказчика, на основании его заявки с учетом необходимости оказания высококвалифицированной медицинской помощии не ограничивает число участников размещения заказа.
Комиссия считает несостоятельным довод Заявителя о том, что тот факт, чтозаказчиком в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме в графе "классификация товаров, работ, услуг" товар, подлежащий поставке в рамках указанного аукциона, отнесен к коду по классификатору ОКДП 2429422 "Реагенты сложные диагностические" вместо кода ОКДП 2423889 "Диагностикумы, антигены, тест-системы, применяемые в медицине, прочие", является нарушением законодательства о размещении заказов, по следующим основаниям.
Во-первых,Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ не предусмотрена обязанность заказчика при формировании извещения и документации об открытом аукционе в электронной форме указывать коды ОКДП(по ОКВЭД ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17).
Во-вторых, предметом рассматриваемого аукциона являлись именно реагенты сложные диагностические (либо наборы таких реагентов - тест-системы (например, позиции N 4-6 раздела 2 документации), либо отдельные реагенты (например, позиции N 8, 11раздела 2 документации).
Вместе с тем, рассматривая довод Заявителя об имеющем место, с его точки зрения, нарушении части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 "О защите конкуренции": заказчик, уполномоченный орган включили в состав лота продукцию (товары), технологически и функционально не связанные друг с другом: включили в состав одного лота наборы реагентов, служащих для выявления вирусов (позиции 1-5 Технического задания), подтверждения наличия ворганизме человека вирусов (позиция 6 Технического задания), конкретные реагенты, а также расходные материалы (вспомогательные средства, используемые для проведения тех или иных работ) для конкретного анализатора (цитофлуориметраBeckmanCoulter), служащие для мониторинга людей, у которых уже обнаружен вирус(позиции 7-12 Технического задания), Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях заказчика, уполномоченного органа признаков нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в следующем.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В рассматриваемом случае заказчик, уполномоченный орган включили в состав одного лота диагностические средства для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов Ви С (наборы реагентов, служащих для выявления вирусов (позиции 1-5 Технического задания), подтверждения наличия в организме человека вирусов (позиция 6 Технического задания), а также конкретные реагентыи расходные материалы, используемые заказчиком в целях леченияуказанный выше лиц, с помощью имеющегося у заказчика аппарата BeckmanCoulter (позиции 7-12 Технического задания).
Кроме того, необходимо отметить, что в ряде позиций (позиции N 7-12 Технического задания) заказчиком указаны конкретные реагенты и расходные материалы для конкретного анализатора(цитофлуориметраBeckmanCoulter), т.е. участникам размещения заказа не предоставлена возможность поставить эквивалентную продукцию, что может являться признаком ограничения конкуренции (являться нарушением части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
На основании изложенного и руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов
решила:
1.Признать жалобу ООО "Альма" на действия уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ярославской области, заказчика - Государственное учреждение здравоохранения Ярославской области "Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" - при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку диагностических средств (наборов реагентов) для выявления и мониторинга лечения лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С (извещение N 0171200001913003208)необоснованной.
2. Передать материалы дела в уполномоченное структурное подразделение Ярославского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Л.Ю. Бай-Бородина
Члены Комиссии Т.В.Крюкова
Т.И.Запольская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 октября 2013 г. N 05-02/246Ж-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2013