Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 октября 2013 г. N 161
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель комиссии - |
Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия; |
Члены комиссии: |
Кирьян М.Г., начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
|
Козгова Н.П., ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
|
Романихина Е.А, специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1) государственного заказчика - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по РХ":
- Ветошкина Александра Владимировича по доверенности от 22.10.2013 г. б/н;
- Пересторонина Дмитрия Сергеевича по доверенности от 22.10.2013 г. б/н;
2) ООО "АСТРО":
- Миллера Олега Викторовича, директора общества, действующего на основании устава;
- Шатохиной Ирины Викторовны по доверенности от 23.10.2013 г. б/н,
рассмотрев жалобу ООО "АСТРО" на действия государственного заказчика - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по РХ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания поликлиники МСЧ (номер извещения на сайте - 0380100007213000007), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа и членов его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 16.10.2013 года вх. N 5637 поступила жалоба ООО "АСТРО" на действия государственного заказчика - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по РХ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания поликлиники МСЧ (номер извещения на сайте - 0380100007213000007).
В своей жалобе заявитель указывает на неправомерность установления заказчиком в документации об аукционе требования наличия у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 по пунктам:
- 32 Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
- 32.1 Строительный контроль за общестроительными работами.
Такие действия заказчика нарушают положения законодательства о размещении заказов и подпункта е) пункта 5 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", т.к. по данному аукциону нет проекта, что делает невозможным проведение данного контроля.
На основании изложенного, ООО "АСТРО" просит признать в действиях заказчика нарушение законодательства о размещении заказов, выдать заказчику и его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Присутствующие представители общества выразили согласие с доводами жалобы и просят признать такую жалобу обоснованной.
21.10.2013 г. вх. N 5725 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили письменные пояснения ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по РХ", из которых установлено следующее.
Рассмотрев данную жалобу заказчиком принято решение о внесении изменений в документацию в части исключения требований к участникам размещения заказа допусков по пунктам 32 и 32.1. Такие изменения будут размещены только отмены приостановления аукциона.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители заказчика выразили согласие с доводами письменных пояснений и указали, что площадка не предоставила возможности внести изменения в документацию, т.к. это привело бы к нарушению пятидневного срока внесения изменений в документацию, установленного частью 7 статьи 41.7 Закона о размещении заказов (срок окончания подачи заявок установлен заказчиком на 21.10.2013 г., уведомления о поступлении жалобы получено заказчиком 18.10.2013 г.).
На основании изложенного представители заказчика просят предоставить возможность внести изменения в документацию аукциона N 0380100007213000007 для продолжения процедуры в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы N 161 в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы N 161 ООО "АСТРО" по существу комиссия пришла к следующим выводам.
11.10.2013 года на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" размещена информация (Извещение, аукционная документация, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, смета) о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение капитальный ремонт здания поликлиники МСЧ (номер извещения на сайте - 0380100007213000007).. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 419 590 рублей.
В подпункте 1) пункта 1.6.4 Документации об аукционе, утв. помощником начальника по тылу Ветошкиным А.В. (пункт 7 Должностного регламента от 14.04.2013 г.), заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В подпункте 2) пункта 3.2.3 Документации об аукционе заказчик установил, что вторая часть заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствии с участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В пункте 4 Раздела 1.3 Информационной карты аукциона Документации об аукционе заказчик установил требование к участникам размещения заказа о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в приложении должен быть указан перечень работ согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624:
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем.
32.1 Строительный контроль за общестроительными работами.
В пункте 3.1.13 проекта государственного контракта заказчик также установил требование к участникам о наличии вышеперечисленных допусков.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о размещении заказов законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Частями 1 и 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено:
"1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.".
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 установлен Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно частей 1 и 2 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ:
"1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.".
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком размещен на официальном сайте Локальный сметный расчет от 04.10.2013 г. на сумму 1 419 590 рублей.
Анализ работ, включенных в указанный расчет, не установил их принадлежности к Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Часть 3 Техническое задание Документации об аукционе имеет ссылку на указанный Локальный сметный расчет.
Пунктом 2) части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с положениями части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1) части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Частью 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов установлено, что требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Из смысла указанных норм права следует, что в случае проведения открытого аукциона в электронной форме на проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства при условии, что такие работы включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, заказчик в соответствии с положениями части 1 статьи 11, части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов обязан установить в документации требование к участникам о соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, и установить в соответствии с пунктом 2) части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов обязанность по предоставлению копий подтверждающих такое соответствие документов в составе второй части аукционной заявки.
В рассматриваемом случае работы, необходимые заказчику, не включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании изложенного заказчик в нарушение пункта 1) части 1 статьи 11, части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов неправомерно установил в пункте 1.6.4, пункте 4 Информационной карты, пункте 3.1.13 проекта контракта Документации об аукционе N 0380100007213000007 требование к участникам о соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, и в нарушение части 3.1 статьи 34, части 7 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в подпункте 2) пункта 3.2.3 Документации об аукционе N 0380100007213000007 установил требование о представлении подтверждающих соответствие участников данным требованиям в составе второй части аукционной заявки.
Такие действия заказчика исключили возможность участия в торгах участников размещения заказа, не имеющих указанных допусков СРО.
Таким образом, доводы ООО "АСТРО", указанные в жалобе, нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
В результате проведения указанной проверки установлено следующее.
1. Согласно пунктам 2) и 3) части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг;
3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В пункте 3.2.2. заказчик установил требования к составу первой части заявки как для случая, если в документации не установлены требования к используемым материалам ( 2) части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов) так и для случая если такие требования к материалам установлены заказчиком (3) части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов).
В то же время в данном размещении заказа заказчик не установил требования к используемым материалам.
На основании изложенного заказчик в нарушение пункта 1) части 3 статьи 41.6, части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов не установил конкретные требования к содержанию и составу аукционной заявки.
2.Согласно пункту 11) части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, но не может быть менее чем размер аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), размер обеспечения исполнения контракта не может превышать на двадцать процентов размер аванса и не может быть менее чем размер аванса. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик, уполномоченный орган обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса. Заказчик, уполномоченный орган вправе определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, а в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на поставки которых составляет пятьдесят миллионов рублей и более, поставок медицинского оборудования обязаны определить такие обязательства (в том числе обязательства о предоставлении вместе с новыми машинами и оборудованием гарантий производителя и поставщика на товар) и обязательство о предоставлении вместе с товаром обеспечения гарантии поставщика на товар в размере от двух до десяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Частью 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что в течение пяти дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта или предусмотренный частью 4.1 настоящей статьи протокол разногласий.
Из анализа указанных норм права следует, что заказчик вправе установить обеспечение исполнения контракта, если он принял решение установить обеспечение исполнения контракта - обязан установить порядок его предоставления в сроки, установленные законодательством о размещении заказов, а предоставить обеспечение исполнения контракта обязан только победитель торгов при подписании контракта.
В пункте 19 Информационной карты аукциона Документации об аукционе заказчик предусмотрел обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии или передачи в залог заказчику денежных средств, банковские реквизиты для перечисления денежных средств заказчику, однако установил, что обеспечение должно быть перечислено до окончания срока подачи заявок.
На основании изложенного заказчик в нарушение положений пункта 11) части 3 статьи 41.6, части 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов неправомерно установил срок перечисления обеспечения исполнения контракта до окончания срока подачи заявок, когда победитель торгов еще не определен.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, частью 3.35 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки принимается единое решение.
Пунктом 3.37 Административного регламента установлено, что в случае, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, комиссия выдает предписание об устранении таких нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов, которые не повлияли на результаты размещения заказа.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1) части 1 статьи 11, части 3.1 статьи 34, пунктов 1) и 11) части 3 и части 5 статьи 41.6, частей 4 и 7 статьи 41.8, части 4 статьи 41.12, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, частями 3.32, 3.35, 3.37 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу N 161 ООО "АСТРО" на действия государственного заказчика - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по РХ" при проведении открытого аукциона в электронной форме на капитальный ремонт здания поликлиники МСЧ (номер извещения на сайте - 0380100007213000007) обоснованной.
2.Признать государственного заказчика - ФКУЗ "Медико-санитарная часть МВД РФ по РХ" нарушившим пункт 1) части 1 статьи 11, часть 3.1 статьи 34, пункты 1) и 11) части 3 и часть 5 статьи 41.6, части 4 и 7 статьи 41.8, часть 4 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3.Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
К.А. Лебедева |
|
|
Члены комиссии: |
М.Г. Кирьян |
|
Н.П. Козгова
Е.А. Романихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 октября 2013 г. N 161
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.10.2013