Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 сентября 2013 г. N 140
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель комиссии - |
Лебедевой К.А., руководитель управления; |
|||
Члены комиссии: |
Франскевич О.П., зам. руководителя управления - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы,
|
|||
|
Колмакова А.В., старшего специалиста 3 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,, |
при участии со стороны:
1. уполномоченного органа - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия (далее Госуомзаказ):
- Рыбина Александра Сергеевича, по доверенности от 22.01.2013 года N 3;
2. государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасия (далее Минздрав РХ):
- Ивашиной Анастасии Владимировны, по доверенности от 20.09.2013 N 5482-04;
- Караманова Дениса Юрьевича, по доверенности от 20.09.2013 N 5489-05;
3.Хакасского центра телекоммуникации Красноярского филиала ОАО "Ростелеком":
-Парфенова Игоря Вениаминовича по доверенности от 27.03.2013 г. б/н,
рассмотрев жалобу N 140 Хакасского центра телекоммуникаций Красноярского филиала ОАО "Ростелеком" на действия уполномоченного органа - Государственного комитета при размещении государственного заказа на сопровождение медицинской информационно-аналитической системы для нужд ГКУЗ РХ "Медицинский информационно-аналитический центр" путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0380200000113002231), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
на рассмотрении жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 16.09.2013 года (входящий N 4931) поступила жалоба Хакасского центра телекоммуникаций Красноярского филиала ОАО "Ростелеком" на действия уполномоченного органа - Государственного комитета при размещении государственного заказа на сопровождение медицинской информационно-аналитической системы для нужд ГКУЗ РХ "Медицинский информационно-аналитический центр" путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0380200000113002231).
Заявитель жалобы считает, что ОАО "Ростелеком" намерено стать участником размещения заказа. Однако в документации об аукционе имеются положения, не соответствующие действующему законодательству, что повлекло невозможность участия в размещении данного заказа. В действиях уполномоченного органа усматриваются следующие нарушения требований законодательства РФ.
1.Пунктом 26 Информационной карты аукциона, п. 4.1.1 проекта договора предусмотрено требование к участникам о прохождении до начала выполнения работ аттестации у обладателя исключительных прав на программное обеспечение медицинской информационно-аналитической системы "ПроМед", и предоставлении Заказчику заключения обладателя исключительных прав о результатах аттестации и готовности Исполнителя к выполнению работ по сопровождению медицинской информационно-аналитической системы.
Обладателем исключительных прав на информационно-аналитическую систему "ПроМед" является Компания "СВАН" fhttp.V/swan.perm.ru/elektronnoe zdravoohranenie/riams promed).
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, кроме указанных в частях 1-3 данной статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 данного Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Права установить требование к участникам размещения заказа, содержащееся в пункте 26 Информационной карты аукциона, законодательством не предусмотрено.
Заявитель полагает, что названное требование в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции), может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания обладателю исключительных прав в отношении РИАМС "ПроМед" преимущественных условий участия в торгах.
Согласно части 4 статьи 17 Закона о кокуренции, нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
2.Согласно пункту 1.2 проекта технического задания, предметом договора, заключение которого является целью размещения заказа, является техническое сопровождение медицинской информационно-аналитической системы (МИАС) и оказание информационной и консультационной поддержки пользователей МИАС. Существо задания заключается в поддержании эксплуатации в течение определенного времени установленной ранее МИАС (п. 1.8.1 проекта технического задания). При этом установленные проектами договора и технического задания требования к результатам работ, что необходимо в соответствии с пункта 1 статьи 702, пункта 1 статьи 703 Гражданского кодекса РФ, - отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Заявитель полагает, отсутствие в документации об аукционе требований к результатам работ свидетельствует о нарушении названного положения Федерального закона.
Податель указывает, что по существу можно полагать, что договор представляет собой оказание услуг, а не выполнение работ, как это указано в документации об аукционе. Данное обстоятельство вызывает неопределенность которая не позволяет оценить трудозатраты исполнителя и соответствие работ потребностям заказчика. Считаем, что неверное указание на существо предмета договора свидетельствует о нарушении вышеназванного положения Федерального закона.
Согласно пункту 4.1.5 проекта договора, на все виды работ, выполненных в рамках договора устанавливается гарантия качества. Гарантийные обязательства должны включать в себя
- прием заявок об устранении сбоев в работе комплекса закрытых и тематических подсистем медицинской информационно-аналитической системы "Промед";
- оперативное устранение замечаний и ошибок, возникающих в процессе постоянной эксплуатации Системы;
- устранение ошибок, связанных с некорректным поведением функциональных компонентов Системы и приводящих к невозможности продолжения дальнейшей работы пользователей, в течение 1 рабочего дня с момента выявления и (или) обращения специалистов Заказчика;
- устранение ошибок, связанных с некорректным поведением функциональных компонентов Системы, но не приводящих к невозможности продолжения дальнейшей работы пользователей, в течение 3 рабочих дней с момента выявления и (или) обращения специалистов Заказчика;
- внесение изменений в документацию на Систему, соответствующих изменениям, произведенным в программном обеспечении.
Между тем, согласно статьям 783, 722, 724 ГК РФ, гарантия качества услуг заключается в том, что условиям договора о качестве должен соответствовать материальный результат работ (услуг), а не сами работы (услуги). Однако пунктом 4.1.5 проекта договора установлена гарантия к самим работам.
Также, гарантия установлена по существу в отношении результатов работ по созданию МИАС, а не результатов работ по рассматриваемому договору. Кроме того, указанные гарантийные обязательства фактически повторяют основные составляющие технического задания по договору: обеспечение надежности МИАС и оказание информационной и консультационной поддержки пользователей МИАС. Таким образом, посредством установления гарантийных обязательств в указанном объеме заказчик фактически устанавливает продление срока действия договора. Данное обстоятельство влечет неопределенность условий договора о сроке выполнения работ (оказания услуг) и не позволяет оценить трудозатраты исполнителя и соответствие работ потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, документация об аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Заявитель считает, что указанная неопределенность, допущенная в аукционной документации, нарушает названное положение Федерального закона.
Податель жалобы просит выдать Государственному комитету по размещению государственных заказов Республики Хакасия и Министерству здравоохранения Республики Хакасия предписание об аннулировании открытого аукциона в электронной форме на сопровождение медицинской информационно-аналитической системы для нужд ГКУЗ РХ "Медицинский информационно-аналитический центр" и об устранении указанных выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика пояснили следующее.
1. Правовая основа охраны программных продуктов как объектов интеллектуальной собственности заложена в Части 4 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с главой 69 статьей 1229 ГК "Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.".
Таким образом, использование МИАС "Промед" любым пользователем должно осуществляться только с согласия правообладателя, что свидетельствует о том, что доводы ОАО "Ростелеком" являются необоснованными.
2. В аукционной документации присутствуют требования к результатам работ:
1) необходимо обеспечивать сохранность информации в МИАС и обеспечивать восстановление выполнения функций МИАС при следующих ситуациях:
- сбои в системе электроснабжения аппаратной части, приводящие к перезагрузке операционной системы;
- сбои в работе системного программного обеспечения (операционной системы, драйверов устройств);
- сбои в работе промежуточного и прикладного программного обеспечения;
- сбои в работе аппаратных средств;
- нарушение целостности, базы данных, повреждение, потеря данных, приводящие к невозможности корректной их обработки;
- задержки в интернет-каналах; снижение скорости обмена информацией по сети;
- установка нового программного обеспечения и его обновление;
- перезагрузка операционных систем;
- сверхпрогнозируемый рост числа запросов к приложению;
- сбой из-за некорректных действий пользователя;
- сверхпрогнозируемый рост требуемых ресурсов: вычислительных мощностей, оперативной и дисковой памяти.
2) обеспечить сохранение информации в блоках памяти и внешних запоминающих устройствах во всех режимах, кроме режима записи данных, в соответствии с эксплуатационной документацией на внешние запоминающие устройства, при включениях и отключениях, в том числе аварийных технических средств.
3) СУБД должен быть запущен на каждом физическом сервере отказоустойчивого кластера. Экземпляр СУБД должен быть настроен на узлах отказоустойчивого кластера так, чтобы в случае отказа оборудования, сбоя операционной системы или в ходе запланированного обновления он переключался на любой другой доступный узел.
4) После изменения схемы работы МИАС Исполнителю требуется провести приемо-сдаточные испытания функционирования МИАС в режиме новой схемы работы отказоустойчивого кластера СУБД, и веб-кластера. Приемо-сдаточные испытания МИАС организуются и проводятся Заказчиком, который совместно с Исполнителем представляет комиссии следующую техническую документацию на систему: ТЗ, протокол опытной эксплуатации, проекты программ и методику проведения приемосдаточных испытаний, эксплуатационную документацию. Комиссия после изучения представленных материалов принимает решение о готовности (неготовности) МИАС для проведения приемо-сдаточных испытаний. После окончания приемо-сдаточных испытаний, составляется акт, в котором формируется заключение о соответствии (несоответствии) рассматриваемой МИАС предъявляемым к ней требованиям.
Трудозатраты Исполнитель может оценить исходя из требований Заказчика, представленных в техническом задании: "МИАС функционирует в штатном режиме 24 часа в сутки 365 дней в году.
Необходимо обеспечить функционирование МИАС в круглосуточном режиме без перерывов.
Допустимое время планового простоя МИАС не превышает 6-ти часов в месяц. Плановый простой осуществляется в выходные или в рабочие дни в ночное время с 23.00 час. до 06.00 час.
В случае внепланового простоя МИАС Исполнитель обязан в течение 30 минут обеспечить возобновление работы МИАС. Общее время внепланового простоя МИАС не превышает 2-х часов в месяц. В исключительных случаях при согласовании с Заказчиком срок решения проблемы может быть увеличен."
3. Гарантийные обязательства по государственному контракту указаны в пункте 6. Согласно этого раздела: "Гарантийный срок и (или) объем предоставления гарантии качества работ составляет 12 месяцев с момента подписания всех актов сдачи-приемки выполненных работ. Все расходы, связанные с исполнением гарантийных обязательств, несет Исполнитель.", а также в п. 4.1.5.
В соответствии с этим гарантия устанавливается на выполненные работы и устранение сбоев, возникающих в связи с выполненными работами по Контракту. В контракте не представлен перечень работ по созданию МИАС. Работы по консультированию и информационной поддержке предполагаются только в рамках выполненных по контракту работ.
Комиссия антимонопольного органа установила, что все истребованные у уполномоченного органа, заказчика документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы N 140. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы N 140 комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.
03.09.2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещена информация (Извещение, конкурсная документация) о размещении заказа на сопровождение медицинской информационно-аналитической системы для нужд ГКУЗ РХ "Медицинский информационно-аналитический центр" путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0380200000113002231).
Начальная (максимальная) цена контракта 3 613 000 рублей 00 копеек. Источник финансирования - бюджет МО Ширинского района.
Размер обеспечения заявки - 72 260 рублей 00 копеек.
Обеспечение исполнения контракта не предусмотрено.
На основании заявки N 11642 Министерства здравоохранения Республики Хакасия разработана документация об аукционе в электронной форме на сопровождение медицинской информационно-аналитической системы для нужд ГКУЗ РХ "Медицинский информационно-аналитический центр", подписанная председателем Госкомзаказа Ольховской Е.В.
В пункте 26 Информационной карты документации об аукционе, а также в пункте 4.1.1 проекта государственного контракта предусмотрено требование к участникам о прохождении до начала выполнения работ аттестации у обладателя исключительных прав на программное обеспечение медицинской информационно-аналитической системы "ПроМед", и предоставлении Заказчику заключения обладателя исключительных прав о результатах аттестации и готовности Исполнителя к выполнению работ по сопровождению медицинской информационно-аналитической системы.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;
2) непроведение ликвидации участника размещения заказа - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник размещения заказа считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе не принято.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов уполномоченный орган установил незаконное требование о прохождении до начала выполнения работ аттестации у обладателя исключительных прав на программное обеспечение медицинской информационно-аналитической системы "ПроМед".
2. по пункту 2 жалобы.
В части III Технического задания документации об аукционе указано, что целью работ является обеспечение в рамках периода выполнения работ в соответствии с установленными параметрами, режимами и регламентами устойчивого и бесперебойного функционирования медицинской информационно-аналитической системы, оказание технической, информационной и консультационной поддержки пользователей.
Срок выполнения работ до 01.12.2013 г.
В пункте 1 "Общие требования к работам" Технического задания указаны сведения о МИАС, а далее в пунктах 2 и 3 установлены требования к результатам работ: требования к обеспечению надежности МИАС, к обеспечению режимов функционирования МИАС, к информационной поддержке и так далее.
Не корректно составленное задание ввело в заблуждение участника.
Доводы жалобы в данной части не нашли своего подтверждения.
3.по пункту 3 жалобы.
В пункте 4.1.5 проекта государственного контракта предусмотрено предоставление гарантии на результат выполненных работ.
Как указывает заказчик, результатом работ являются акты выполненных работ, а в случае проведения испытаний результаты испытаний.
Податель жалобы указывает, что гарантия установлена в отношении результатов работ по созданию МИАС, а не результатов работ по рассматриваемому договору.
Не корректно составленное техническое задание ввело в заблуждение участника.
Доводы жалобы в данной части не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного доводы жалобы Хакасского центра телекоммуникаций Красноярского филиала ОАО "Ростелеком" частично нашли свое подтверждение, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.
В соответствии с положениями части 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 24.07.2012 года N 498, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 140 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
В результате проведенной проверки установлены следующие нарушения.
Согласно пункту 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона.
Положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлены требования к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Для обоснования цены контракта уполномоченным органом рассмотрены три коммерческих предложения (как указано в документе по обоснованию начальной максимальной цены контракта) на рассмотрение жалобы представлено два предложения от ООО "Открытый код" датировано от 19.07.2013 г., в котором указано стоимость работ в 2013году составит 4 154 000 рублей. ЗАО "Калуга Астрал" в своем предложении от 18.07.2013 г. предлагает выполнить услуги по сопровождению и технической поддержке медицинской информационно-аналитической системы (МИАС) до конца календарного 2013года, стоимость которых составит 3 613 000 рублей.
В пункте 6 "Сроки (период) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" Информационной карты документации об аукционе, а также в пункте 4.1.3 проекта государственного контракта указано срок выполнения работ до 01.12.2013 г.
Учитывая сроки проведения аукциона работы должны быть, выполнены за полтора - два месяца.
Как следует из коммерческих предложений участники предлагают выполнить работы в течении пяти месяцев, кроме того в предложениях отсутствует объем работ.
Таким образом, в нарушение пункта 6.1 части 3 статьи 41.6, статьи 19.1 Закона о размещении заказов уполномоченный орган не обосновал начальную максимальную цену контракта и не разместил ее на официальном сайте.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, частью 3.35 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки принимается единое решение.
В силу положений части 3.37 Административного регламента в случае, если при рассмотрении жалобы и/или в ходе проведения внеплановой проверки в действиях (бездействии) заказчика выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, комиссия антимонопольного органа выдает предписание об устранении таких нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства о размещении заказов, которые не повлияли и не могли повлиять на результаты размещения заказа.
Выявленные нарушения Закона о размещении заказов повлияли на результаты данного размещения заказа.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 5 и 9 статьи 17, части 4 статьи 11, статьи 19.1, пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, частей 3.32, 3.35 и 3.37 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Хакасского центра телекоммуникаций Красноярского филиала ОАО "Ростелеком" на действия уполномоченного органа - Государственного комитета при размещении государственного заказа на сопровождение медицинской информационно-аналитической системы для нужд ГКУЗ РХ "Медицинский информационно-аналитический центр" путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0380200000113002231) частично обоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган - Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия нарушившим часть 4 статьи 11, статью 19.1, пункт 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Уполномоченному органу - Государственному комитету по размещению государственных заказов Республики Хакасия предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Лебедева
Члены комиссии О.П. Франскевич
Н.П. Козгова
А.В. Колмаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 23 сентября 2013 г. N 140
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2013