Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 октября 2013 г. N 03/ВБ
Резолютивная часть объявлена 14.10.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 17.10.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Н.Е. Игошева - руководитель Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- В.Г. Буров - государственный инспектор отдела Управления;
от Заявителя - Лобанова О.В. по доверенности от 10.10.2013 г.;
от Заказчика - Кокоркина М.В. по доверенности N73 от 11.10.2013 г., Аксенов С.В. по доверенности N72 от 11.10.2013 г.;
от Уполномоченного органа - Данилин Д.В. по доверенности от 29.07.2013 г.
рассмотрев жалобу ООО "Горизонт-2000" от 07.10.2013 г. N1513-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Департамент по экономической политике Администрации города Сургута и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул. 9П (Нефтеюганское шоссе) по ул. Рационализаторов до ВК-сущ." (извещение N0187300006513002084),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "Горизонт-2000" от 07.10.2013 г. N1513-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Департамент по экономической политике Администрации города Сургута и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул. 9П (Нефтеюганское шоссе) по ул. Рационализаторов до ВК-сущ." (извещение N0187300006513002084).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - выполнение работ по строительству объекта "Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул. 9П (Нефтеюганское шоссе) по ул. Рационализаторов до ВК-сущ.".
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии усматриваются признаки нарушения положений части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 30.08.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
Процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме состоялась 27.09.2013 г., по результатам которой составлен протокол рассмотрения заявок N0187300006513002084-1 от 27.09.2013 г.
Процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме состоялась 30.09.2013 г., по результатам которой составлен протокол подведения итогов N0187300006513002084-3 от 30.09.2013 г.
В соответствии с требованием 03/РМ-4914 от 09.10.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В пункте 10 раздела I документации об аукционе установлено требование о выражении согласия участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям раздела II "Техническое задание" документации об аукционе, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступило 6 заявок, 5 из которых отклонены от участия в торгах, и лишь одна заявка участника ООО "Строительная компания "Ворт" допущена до участия в торгах, в связи с чем, аукцион признан не состоявшимся и принято решение заключить контракт с ООО "Строительная компания "Ворт".
Как следует из протокола рассмотрения заявок N0187300006513002084-1 от 27.09.2013 г., Заявителю отказано в допуске к участию в торгах, в связи с отсутствием в заявке Заявителя конкретных показателей товаров, используемых при производстве работ по позициям N95 и N97 локального сметного расчета. По аналогичному основанию отклонены все остальные заявки, кроме заявки N4.
В позиции 95, 97 сметы была указана следующая информация:
Позиция 95: Устройство покрытия толщиной 4 см. из горячих асфальтобетонных смесей плотных крупнозернистых типа АБ, плотность каменных материалов: 2,5 - 2,9 т/м3.
Позиция 97: Устройство покрытия толщиной 4 см. из горячих асфальтобетонных смесей плотных крупнозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов: 2,5 - 2,9 т/м3.
Данное указание в смете является конкретным и не предусматривает возможности произвольного изменения в заявках участников размещения заказа. Так, толщина покрытия указана в виде точного неизменного показателя - 4 см., а не в виде произвольно изменяемого диапазона (не менее 4 см, менее 4 см, не более 4 см, более 4 см). Плотность каменных материалов также указана в виде неизменяемого разрешения 2,5-2,9 т/м3, а не в виде произвольно изменяемого диапазона (более 2,5, но менее 2,9 т/м3 см). Сужение данного неизменного разрешения плотности каменных материалов (например: 2,4-2,8) недопустимо и является несоответствием неизменным показателям проектно-сметной документации.
Учитывая такую формулировку показателей локальных смет, позиции 95 и 97 не содержат изменяемых показателей.
Однако данные показатели сметы не могут быть источником для указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей используемых товаров. Учитывая отсутствие в аукционной документации изменяемых показателей используемых товаров участникам размещения заказа необходимо и достаточно выразить лишь свое согласие на выполнение работ. При этом аукционная комиссия не вправе отклонять участников размещения заказа от участия в торгах.
Учитывая вышеизложенное, аукционная комиссия необоснованно отклонила участника размещения заказа ООО "Горизонт-2000" и остальных участников размещения заказа от участия в торгах.
Во-первых, в указанных позициях N95 и N97 локального сметного расчета указана информация не о товаре, а о видах работ. Учитывая, что данные позиции содержат требования к работам, а не к товарам и не содержат выделенных используемых материалов, они не могут служить источником для указания участниками размещения заказа каких-либо конкретных показателей используемых товаров.
Кроме того, положения пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусматривают указание участниками размещения заказа в заявке на участие в аукционе помимо согласия также конкретные показатели предлагаемых для использования товаров, а не материалов.
Понятие же "товар" по своей сути отлично от понятия "материалы".
Вместе с тем, исходя из положений аукционной документации, предметом торгов является исключительно выполнение работ, а не поставка товара.
Законом о размещении заказов не определено понятие товара. Вместе с тем, отсутствие в Законе о размещении заказов определения понятия товара не меняет сути самого понятия.
Согласно положениям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или введения в оборот.
Введение объектов гражданских прав в оборот в органах государственной власти, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Объекты гражданских прав (товары) являются объектами бухгалтерского учета. Объекты учета оформляются и принимаются к учету на основании первичных документов. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Для товара первичным документом является, например товарно-транспортная накладная. В свою очередь, принятие к учету операций по выполнению работ происходит на основании акта выполненных работ, включающего в себя используемые при выполнении работ материалы, при этом объектом учета являются работы (с учетом применяемых при выполнении работ материалов).
Приказом Минфина России N157н от 01.12.2010 г. утвержден единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, который разделяет товары и материалы.
Кроме того, для учета таких объектов, как работа и товар используются разные счета бюджетного учета, при этом материалы, используемые при выполнении работ, входят в стоимость работ и не подлежат отдельному учету.
Таким образом, действующее законодательство разделяет понятия товар и материалы.
Под материалами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость выполненных работ. Товар - отдельный объект учета, имеющий собственную стоимость.
В отличие от материалов, которые были использованы в производственном процессе (штукатурка, краска, кафельная плитка и т.п.) товар (оборудование) в производственном процессе не утрачивает свои потребительские свойства и может быть отчужден в пользу третьих лиц.
Таким образом, при размещении заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение ремонтно-строительных работ государственный (муниципальный) заказчик не может требовать от участников размещения заказа описание характеристик строительных материалов и обязан установить требование к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов (согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг).
Иное понимание понятия товара не соответствует смыслу, определенному действующим российским законодательством и противоречит целям Закона о размещении заказов, изложенным в части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Иными словами, при подмене понятий "товар" и "материалы", в случае рассмотрения локальных смет в качестве источников для формирования конкретных показателей используемых товаров существенно ограничиваются возможности участия физических и юридических лиц в торгах. Данное понимание создает предпосылки для коррупционных злоупотреблений.
При таком подходе участникам аукциона необходимо проделать в кратчайший срок огромную трудоемкую бессмысленную работу, указав в заявке на участие в аукционе весь перечень материалов из многотомных локальных смет, исключив при этом слова "не более", "не менее" и т.п., указав тем самым "конкретные показатели". Если же в процессе такого составления заявки невероятно усложненным способом в сжатый срок участник аукциона ошибочно допустит хоть одну неконкретную формулировку или несоответствие, аукционная комиссия отклонит данного участника от участия в торгах, что и произошло в ходе проведения аукциона (извещение N0187300006513002084).
Однако, такой подход к формированию заявки не основан на нормах действующего законодательства и искусственно ограничивает участие в торгах возможных претендентов на заключение контракта.
Во-вторых, локальные сметные расчеты не могут быть источником для указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей используемых товаров, так как служат лишь для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
При строительстве работ основанием для производства работ является проект, а не смета. В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.
Локальные сметы разрабатываются на основании неизменяемых показателей проектной документации и не могут ей противоречить. Локальные сметы предназначены для определения стоимости работ (ст.743, 746 ГК РФ) и являются неотъемлемой частью проекта (ст.48 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ при выполнении работ отклонение от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.
Помимо показателей, указанных в проектно-сметной документации, аукционная документация не содержит каких-либо дополнительных сведений о применении используемых материалов, их максимальных (минимальных) показателей, выделенных в отдельный перечень и не содержит сведений об используемых товарах в принципе.
Следовательно, победитель аукциона, с которым заключается контракт (подрядчик) обязан выполнить работы в соответствии с требованиями положений аукционной документации на основании предоставленной заказчиком проектно-сметной документации, в показатели которой при подаче заявки на участие в аукционе участник размещения заказа не имеет право вносить изменения и дополнения, а может лишь выразить согласие на выполнение работ на условиях проектно-сметной документации, что и сделало ООО "Горизонт-2000" и остальные участники размещения заказа.
Показатели используемых материалов, указанные в проектно-сметной документации не являются источником эквивалентности показателей и не могут быть произвольно изменены в заявке на участие в аукционе, из чего следует вывод, что данные показатели не могут расцениваться как минимальные и максимальные показатели используемых материалов. С учетом положений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов это показатели, значения которых не могут изменяться.
Учитывая вышеизложенное, участники размещения заказа не могут произвольно изменять данные показатели, в связи с чем, участникам размещения заказа необходимо и достаточно выразить только согласие на выполнение работ.
Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 3 статьи 38 и частью 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем указанных открытых аукционов, либо в случае заключения контракта с иным участником аукциона по цене, предложенной таким участником.
Таким образом, подачей заявки на участие в конкурсе или аукционе обусловлена возможность принятия участия в торгах.
При этом подача такой заявки предполагает согласие участника размещения заказа со всеми условиями предполагаемого к заключению договора (контракта), определенными заказчиками в аукционной документации.
В пункте 10 раздела I документации об аукционе установлено требование о выражении согласия участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям раздела II "Техническое задание" документации об аукционе, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.
Учитывая, что техническое задание аукционной документации не предусматривает изменяемых показателей используемого товара, а содержит лишь проектно-сметную документацию с указанием на неизменяемые используемые материалы (а не товары), следует вывод, что участники размещения заказа могут исполнить требование пункта 10 раздела I документации об аукционе лишь в части выражения согласия на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Учитывая вышеизложенное, действия аукционной комиссии нарушают положения части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа ООО "Горизонт-2000" и остальным отклоненным участникам размещения заказа.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой камеральной проверки выявлены нарушения при составлении документации об открытом аукционе в электронной форме.
Учитывая, что техническое задание аукционной документации не предусматривает изменяемых показателей используемого товара, а содержит лишь проектно-сметную документацию с указанием на неизменяемые используемые материалы (а не товары), следует вывод, что участники размещения заказа могут исполнить требование пункта 10 раздела I документации об аукционе лишь в части выражения согласия на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Следовательно, в документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул. 9П (Нефтеюганское шоссе) по ул. Рационализаторов до ВК-сущ." (извещение N0187300006513002084) необходимо установить требование о предоставлении в первой части заявки лишь одного согласия на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Такое содержание заявки предусмотрено положениями пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Однако в нарушение положений части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, Заказчиком и Уполномоченным органом в пункте 10 раздела I аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в аукционе помимо согласия также конкретные показатели и товарный знак предлагаемого для использования товара.
Таким образом, действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают положения части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления в документации об открытом аукционе в электронной форме не предусмотренных законом требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, при составлении технического задания аукционной документации допущены разночтения локальных сметных расчетов с проектом, что недопустимо в силу требований действующего законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.
Локальные сметы разрабатываются на основании неизменяемых показателей проектной документации и не могут ей противоречить. Локальные сметы предназначены для определения стоимости работ (ст.743, 746 ГК РФ) и являются неотъемлемой частью проекта (ст.48 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ при выполнении работ отклонение от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.
В проекте на выполнение работ по строительству объекта "Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул. 9П (Нефтеюганское шоссе) по ул. Рационализаторов до ВК-сущ." содержатся конкретные показатели используемых материалов, тогда как в локальных сметах аналогичные показатели указаны в диапазоне, отличном от проекта.
Например, согласно проекта, водопроводная сеть запроектирована полиэтиленовыми трубами диаметром 500 х 45,4 мм, 710 х 64,5 мм питьевого качества по ГОСТ 18599-2001. Однако в локальном сметном расчете (п.14, 17) указана труба полиэтиленовая водопроводная напорная наружным диаметром не менее 500 мм с толщиной стенки не менее 45,4 мм, а также диаметром не менее 710 мм с толщиной стенки не менее 64,5 мм. Однако формулировка "не менее" предполагает показатели от указанного значения и выше до бесконечности, что не допустимо по проекту.
При этом большинство позиций локальных сметных расчетов сопровождаются формулировками "не менее", "не более" и т.п.
Такое расхождение показателей проектно-сметной документации недопустимо и вводит в заблуждение участников размещения заказа, какие конкретные показатели ему необходимо указать в своей заявке, из сметы или из проекта, чтобы его заявку на участие в аукционе не отклонили от участия в торгах. При этом, учитывая подмену понятий "товар" и "материалы", а также учитывая факт рассмотрения локальных сметных расчетов в качестве источников для формирования конкретных показателей в заявке на участие в аукционе, следует вывод о преднамеренном допущении подобных разночтений в аукционной документации и коррупционном умысле должностных лиц, разрабатывающих аукционную документацию.
Иными словами, какие бы показатели не указал в заявке участник аукциона, из проекта или из локальных смет, аукционная комиссия, в случае наличия коррупционного умысла, воспользуется этим разночтением и отклонит данного участника размещения заказа от участия в торгах.
Учитывая факт отклонения всех заявок участников размещения заказа, кроме одной, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии имеются признаки коррупционных проявлений.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика Кокоркина М.В. пояснила, что проектная документация размещена на официальном сайте не в полном объеме, а при разработке аукционной документации допущены ошибки. Также она пояснила, что локальные сметы, прошедшие государственную экспертизу на официальном сайте не размещались. Локальные сметы, размещенные на официальном сайте, в данном виде государственную экспертизу не проходили.
Таким образом, учитывая вышеизложенные факты, действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают положения части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
Последствия допуска одного участника размещения заказа и признания аукциона несостоявшимся изложены в части 11 статьи 41.9 Закона о размещении заказов. Согласно данных положений закона, аукцион не проводится, цена контракта не снижается, а контракт заключается с таким единственным участником размещения заказа по максимальной цене.
Факт отклонения всех заявок участников размещения заказа кроме заявки ООО "Строительная компания "Ворт" и признания аукциона несостоявшимся может свидетельствовать о возможной коррупционной связи Заказчика и Уполномоченного органа с данным участником аукциона и наличии умысла заключить контракт без проведения торгов с конкретным участником размещения заказа по максимальной цене.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств следует вывод о нарушении Заказчиком и Уполномоченным органом положений части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Горизонт-2000" от 07.10.2013 г. N1513-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Департамент по экономической политике Администрации города Сургута и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта "Магистральный водовод в восточном жилом районе от ул. 9П (Нефтеюганское шоссе) по ул. Рационализаторов до ВК-сущ." (извещение N0187300006513002084) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Департамент по экономической политике Администрации города Сургута и аукционной комиссии нарушение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа ООО "Горизонт-2000" и остальным отклоненным участникам размещения заказа.
4. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Департамент по экономической политике Администрации города Сургута нарушение части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
5. Признать в действиях Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Департамент по экономической политике Администрации города Сургута нарушение части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления в документации об открытом аукционе в электронной форме не предусмотренных законом требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
6. Выдать Заказчику - МКУ "Управление капитального строительства" и Уполномоченному органу - Департамент по экономической политике Администрации города Сургута обязательное для исполнения предписание.
7. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным нарушениям законодательства.
8. Передать материалы дела в правоохранительные органы ввиду содержания в действиях Заказчика и Уполномоченного органа признаков коррупции.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Н.Е. Игошева
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
В.Г. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 октября 2013 г. N 03/ВБ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2013