Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 октября 2013 г. N 03/ВБ
Резолютивная часть объявлена 23.10.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 28.10.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Н.Е. Игошева - руководитель Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- В.Г. Буров - государственный инспектор отдела Управления;
от Заявителя - Гончаров Д.А. по доверенности N10 от 23.10.2013 г.;
от Заказчика - Упоров А.Н. по доверенности N26 от 21.10.2013 г.;
от Уполномоченного органа - Аюпова Е.Н. по доверенности N29 от 16.08.2013 г.
рассмотрев жалобу ООО "Югра-Проект-Строй" от 16.10.2013 г. N1578-ж на действия Заказчика - МУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Отдел по размещению муниципального заказа Администрации Кондинского района и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "ВОС на 300м3/сут. в с.Болчары, Кондинского района" (извещение N0187300003513000648),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "Югра-Проект-Строй" от 16.10.2013 г. N1578-ж на действия Заказчика - МУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Отдел по размещению муниципального заказа Администрации Кондинского района и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "ВОС на 300м3/сут. в с.Болчары, Кондинского района" (извещение N0187300003513000648).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - выполнение работ по строительству объекта: "ВОС на 300м3/сут. в с.Болчары, Кондинского района".
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии усматриваются признаки нарушения положений части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 16.09.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
Процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме состоялась 15.10.2013 г., по результатам которой составлен протокол рассмотрения заявок N0187300003513000648-1 от 15.10.2013 г.
В соответствии с требованием 03/АМ-5063 от 18.10.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В пункте 18 раздела I документации об аукционе установлено требование о выражении согласия участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям части II "Техническое задание" документации об аукционе, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара. (Рекомендуемая форма размещена в разделе IV документации об аукционе в электронной форме).
До окончания срока подачи заявок на участие в аукционе поступило 3 заявки, все они отклонены от участия в торгах, в связи с чем, аукцион признан не состоявшимся, а Заказчик получил возможность заключить контракт с любой интересующей его организацией.
Так, в случае признания аукциона несостоявшимся, положения части 1 статьи 40 Закона о размещении заказов позволяют Заказчику по согласованию с контролирующим органом заключить контракт с любой интересующей его организацией, даже не участвовавшей в торгах по максимальной цене контракта. Порядок такого согласования возможности заключения контракта предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 г. N124 и является упрощенным, так как от единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) для заключения контракта требуется выразить лишь согласие на исполнение контракта на условиях аукционной документации и указать цену контракта.
Как следует из протокола рассмотрения заявок N0187300003513000648-1 от 15.10.2013 г., Заявителю отказано в допуске к участию в торгах, в связи с не соответствием поставляемых товаров требованиям ГОСТ. По аналогичному основанию отклонены все остальные заявки.
В ходе проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено, что аукционная комиссия превысила свои полномочия, необоснованно отклонив участников размещения заказа от участия в торгах.
Во-первых, указанные в протоколе рассмотрения заявок формулировки отказа в допуске к участию в торгах, связанные с показателями поставляемых товаров, не отвечают требованиям Закона, так как предметом торгов является не поставка товара, а выполнение строительных работ. При этом аукционная комиссия проверяет показатели используемых товаров на их соответствие документации об открытом аукционе в электронной форме, а не ГОСТам.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, основанием для отклонения заявки участника размещения заказа является:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно всех вышеуказанных положений Закона о размещении заказов и документации об открытом аукционе в электронной форме, показатели используемых при выполнении работ товаров должны соответствовать исключительно положениям аукционной документации, которая должна быть разработана в соответствии с требованиями ГОСТ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Данные требования Закона о размещении заказов являются императивными и не подлежат расширительному толкованию.
Исходя из вышеизложенного, заявка участника аукциона должна соответствовать не положениям ГОСТ, а положениям аукционной документации. В противном случае данная заявка подлежит отклонению, независимо от ее соответствия положениям ГОСТ.
В случае же несоответствия самой аукционной документации требованиям ГОСТ, аукционная комиссия не может выйти за рамки своих полномочий, и обязана рассматривать заявки на соответствие требованиям аукционной документации.
Однако, в нарушение требований Закона о размещении заказов, аукционная комиссия отклонила Заявителя и остальных участников размещения заказа от участия в торгах, сославшись на несоответствие их заявок на участие в аукционе требованиям ГОСТ.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Уполномоченного органа пояснила, что причиной отклонения заявки Заявителя от участия в торгах явилось указание высоты рельефа и площади поверхности выпуклого рельефа люков смотровых колодцев в конкретном значении, а не диапазонном значении, тогда как положения ГОСТ предусматривают диапазон данных значений.
Так, согласно ГОСТу 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев", высота рельефа должна быть от 2 до 6 мм (Заявитель указал 4 мм.), площадь поверхности выпуклого рельефа должна быть не менее 10 % и не более 70 % общей площади поверхности (Заявитель указал 40 %).
При этом, представитель Уполномоченного органа, говоря об обязанности участников размещения заказа указать в заявке показатели не в конкретном, а в диапазонном значении, противоречит положениям пункта 18 раздела I документации об аукционе, требующим указания в заявке именно конкретных значений используемого товара, а не диапазонных значений.
Положения пункта 19 раздела I документации об аукционе содержат инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Данная инструкция запрещает использование в заявке слов "не менее", "не более", "должен быть", "может быть", "или эквивалент" и иных словосочетаний, позволяющих говорить о неконкретности характеристик товара, предлагаемого для использования при выполнении работ.
В пункте 18 раздела I документации об аукционе содержится ссылка на рекомендуемую форму заполнения заявки, указанную в разделе IV документации об аукционе в электронной форме. Данная форма также исключает указание неконкретных показателей используемого товара.
Вместе с тем, предлагаемые Заявителем конкретные значения используемого товара соответствуют требованиям аукционной документации, так как данные конкретные значения находится в пределах требуемого Заказчиком диапазона.
Кроме того, позиция Уполномоченного органа об обязанности участников размещения заказа указать в заявке показатели не в конкретном, а в диапазонном значении, так как в ГОСТе 3634-99 указан диапазон значений, заключается в неизменяемости данных показателей.
Таким образом, с учетом позиции Уполномоченного органа, следует вывод, что данные показатели не могут расцениваться как минимальные и максимальные показатели используемых материалов. С учетом положений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов это показатели, значения которых не могут изменяться.
Если согласиться с такой позицией Уполномоченного органа, то следует вывод, что данные показатели не могут быть источником для указания в заявке на участие в аукционе изменяемых конкретных показателей используемых товаров.
Следовательно, при отсутствии в аукционной документации изменяемого показателя используемого товара участникам размещения заказа необходимо и достаточно выразить лишь свое согласие на выполнение работ, что и сделал Заявитель при подаче заявки на участие в аукционе. При этом аукционная комиссия не вправе отклонять участников размещения заказа от участия в торгах.
Однако, в любом случае, при отсутствии требований аукционной документации об указании показателей используемых товаров в диапазонном значении, тогда как имеются требования об указании показателей в конкретном значении, следует вывод о превышении аукционной комиссией своих полномочий и необоснованном отклонении участника размещения заказа ООО "Югра-Проект-Строй" и остальных участников размещения заказа от участия в торгах.
Во-вторых, положения пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусматривают указание участниками размещения заказа в заявке на участие в аукционе помимо согласия также конкретные показатели предлагаемых для использования товаров, а не материалов.
Понятие же "товар" по своей сути отлично от понятия "материалы".
Вместе с тем, исходя из положений аукционной документации, предметом торгов является исключительно выполнение работ, а не поставка товара.
Законом о размещении заказов не определено понятие товара. Вместе с тем, отсутствие в Законе о размещении заказов определения понятия товара не меняет сути самого понятия.
Согласно положениям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или введения в оборот.
Введение объектов гражданских прав в оборот в органах государственной власти, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями регламентируется Федеральным законом от 06.12.2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Объекты гражданских прав (товары) являются объектами бухгалтерского учета. Объекты учета оформляются и принимаются к учету на основании первичных документов. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Для товара первичным документом является, например товарно-транспортная накладная. В свою очередь, принятие к учету операций по выполнению работ происходит на основании акта выполненных работ, включающего в себя используемые при выполнении работ материалы, при этом объектом учета являются работы (с учетом применяемых при выполнении работ материалов).
Приказом Минфина России N157н от 01.12.2010 г. утвержден единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, который разделяет товары и материалы.
Кроме того, для учета таких объектов, как работа и товар используются разные счета бюджетного учета, при этом материалы, используемые при выполнении работ, входят в стоимость работ и не подлежат отдельному учету.
Таким образом, действующее законодательство разделяет понятия товар и материалы.
Под материалами понимают различные вещественные элементы производства, используемые в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость выполненных работ. Товар - отдельный объект учета, имеющий собственную стоимость.
В отличие от материалов, которые были использованы в производственном процессе (штукатурка, краска, кафельная плитка и т.п.) товар (оборудование) в производственном процессе не утрачивает свои потребительские свойства и может быть отчужден в пользу третьих лиц.
Таким образом, при размещении заказов путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение ремонтно-строительных работ государственный (муниципальный) заказчик не может требовать от участников размещения заказа описание характеристик строительных материалов и обязан установить требование к содержанию первой части заявки в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов (согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг).
Иное понимание понятия товара не соответствует смыслу, определенному действующим российским законодательством и противоречит целям Закона о размещении заказов, изложенным в части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов - обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Иными словами, при подмене понятий "товар" и "материалы", в случае рассмотрения локальных смет в качестве источников для формирования конкретных показателей используемых товаров существенно ограничиваются возможности участия физических и юридических лиц в торгах. Данное понимание создает предпосылки для коррупционных злоупотреблений.
Требования пункта 18 раздела I документации об аукционе предусматривают указание в заявке конкретных показателей используемых товаров, которые должны соответствовать требованиям технического задания аукционной документации.
Техническое задание аукционной документации представлено локальными сметами и проектом.
При таком подходе участникам аукциона необходимо проделать в кратчайший срок трудоемкую бессмысленную работу, указав в заявке на участие в аукционе весь перечень материалов из локальных смет, исключив при этом слова "не более", "не менее" и т.п., указав тем самым "конкретные показатели". Если же в процессе такого составления заявки усложненным способом в сжатый срок участник аукциона ошибочно допустит хоть одну неконкретную формулировку или несоответствие, аукционная комиссия отклонит данного участника от участия в торгах.
Однако такой подход к формированию заявки не основан на нормах действующего законодательства и искусственно ограничивает участие в торгах возможных претендентов на заключение контракта. Такой подход к пониманию требований Закона о размещении заказов может быть использован с целью усложнить задачу участникам размещения заказа и создания возможности отклонения любого участника размещения заказа от участия в торгах.
Таким образом, учитывая требования Закона о размещении заказов об указании участниками аукциона конкретных показателей используемых товаров, а не используемых материалов, а также учитывая отсутствие в аукционной документации требований к используемым товарам, следует вывод, что участникам размещения заказа, за неимением источника указания используемых товаров, необходимо и достаточно в заявке на участие в аукционе выразить лишь согласие на участие в аукционе, что и сделал Заявитель при подаче заявки на участие в торгах.
Из вышеизложенного следует, что аукционная комиссия превысила свои полномочия, отклонив Заявителя и остальных участников размещения заказа от участия в торгах.
В-третьих, локальные сметные расчеты не могут быть источником для указания в заявке на участие в аукционе конкретных показателей используемых товаров, так как служат лишь для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
При строительстве работ основанием для производства работ является проект, а не смета. В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.
Локальные сметы разрабатываются на основании неизменяемых показателей проектной документации и не могут ей противоречить. Локальные сметы предназначены для определения стоимости работ (ст.743, 746 ГК РФ) и являются неотъемлемой частью проекта (ст.48 ГрК РФ).
В соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ при выполнении работ отклонение от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.
Следовательно, победитель аукциона, с которым заключается контракт (подрядчик) обязан выполнить работы в соответствии с требованиями положений аукционной документации на основании предоставленной заказчиком проектно-сметной документации, в показатели которой при подаче заявки на участие в аукционе участник размещения заказа не имеет право вносить изменения и дополнения, а может лишь выразить согласие на выполнение работ на условиях проектно-сметной документации, что и сделало ООО "Югра-Проект-Строй" и остальные участники размещения заказа.
Показатели используемых материалов, указанные в проектно-сметной документации не являются источником эквивалентности показателей и не могут быть произвольно изменены в заявке на участие в аукционе, из чего следует вывод, что данные показатели не могут расцениваться как минимальные и максимальные показатели используемых материалов. С учетом положений пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов это показатели, значения которых не могут изменяться.
Учитывая вышеизложенное, участники размещения заказа не могут произвольно изменять данные показатели, в связи с чем, участникам размещения заказа необходимо и достаточно выразить только согласие на выполнение работ.
Подача заявки на участие в аукционе является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии (пункт 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с частью 3 статьи 38 и частью 10 статьи 41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем указанных открытых аукционов, либо в случае заключения контракта с иным участником аукциона по цене, предложенной таким участником.
Таким образом, подачей заявки на участие в конкурсе или аукционе обусловлена возможность принятия участия в торгах.
При этом подача такой заявки предполагает согласие участника размещения заказа со всеми условиями предполагаемого к заключению договора (контракта), определенными заказчиками в аукционной документации.
В пункте 18 раздела I документации об аукционе установлено требование о выражении согласия участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также указания конкретных показатели предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям раздела II "Техническое задание" документации об аукционе, а также товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара.
Учитывая, что техническое задание аукционной документации не предусматривает изменяемых показателей используемого товара, а содержит лишь проектно-сметную документацию с указанием на неизменяемые используемые материалы (а не товары), следует вывод, что участники размещения заказа могут исполнить требование пункта 18 раздела I документации об аукционе лишь в части выражения согласия на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Учитывая вышеизложенное, действия аукционной комиссии нарушают положения части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа ООО "Югра-Проект-Строй" и остальным отклоненным участникам размещения заказа.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой камеральной проверки выявлены нарушения при составлении документации об открытом аукционе в электронной форме.
Учитывая, что техническое задание аукционной документации не предусматривает изменяемых показателей используемого товара, а содержит лишь проектно-сметную документацию с указанием на неизменяемые используемые материалы (а не товары), следует вывод, что участники размещения заказа могут исполнить требование пункта 18 раздела I документации об аукционе лишь в части выражения согласия на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Следовательно, в документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "ВОС на 300м3/сут. в с.Болчары, Кондинского района" (извещение N0187300003513000648) необходимо установить требование о предоставлении в первой части заявки лишь одного согласия на выполнение работ на условиях аукционной документации.
Такое содержание заявки предусмотрено положениями пункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Однако в нарушение положений части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, Заказчиком и Уполномоченным органом в пункте 18 раздела I аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в аукционе помимо согласия также конкретных показателей и товарный знак предлагаемого для использования товара.
Таким образом, действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают положения части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления в документации об открытом аукционе в электронной форме не предусмотренных законом требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
Как следует из доводов Уполномоченного органа, участники размещения заказа обязаны указать в заявке показатели не в конкретном, а в диапазонном значении.
Однако положения пункта 19 раздела I документации об аукционе содержат инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Данная инструкция запрещает использование в заявке слов "не менее", "не более", "должен быть", "может быть", "или эквивалент" и иных словосочетаний, позволяющих говорить о неконкретности характеристик товара, предлагаемого для использования при выполнении работ.
В пункте 18 раздела I документации об аукционе содержится ссылка на рекомендуемую форму заполнения заявки, указанную в разделе IV документации об аукционе в электронной форме. Данная форма также содержит запрет на указание вышеуказанных словесных формулировок.
Однако требования пункта 19 раздела I документации об аукционе и рекомендуемая форма заявки содержат не предусмотренные законом требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
Положения Закона о размещении заказов не содержат запрета на указание в заявке слов "не менее", "не более", "должен быть", "может быть" и иных подобных словосочетаний.
Кроме того, указание подобных словосочетаний не является основанием для отклонения от участия в аукционе.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, основанием для отклонения заявки участника размещения заказа является:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Учитывая, что некоторые производители товаров в технической спецификации к ним указывают показатели данных товаров с использованием слов "не менее", "не более", "должен быть", "может быть" и иных подобных словосочетаний, участники размещения заказа не могут указать показатели таких товаров в точном значении, так как не имеют таких сведений от производителя товара. При этом произвольное изменение характеристик и указание их в точном значении участниками аукциона недопустимо, если производитель сам не указывает точного значения показателя. Кроме того, такое точное указание повлечет за собой отклонение заявки участника аукциона, в связи с предоставлением в заявке недостоверных сведений.
С учетом изложенного, запрет на указание в заявке слов "не менее", "не более", "должен быть", "может быть" и иных подобных словосочетаний, в то время как участники аукциона отклоняются за непредоставление диапазонных значений показателей, вводит в заблуждение участников размещения заказа и влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, учитывая вышеизложенные факты, действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают положения части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
Последствия отказа в допуске к участию в торгах всем участникам аукциона и признания аукциона несостоявшимся изложены в части 1 статьи 40 Закона о размещении заказов. Согласно данных положений закона, аукцион повторно может не проводится, цена контракта не снижаться, а контракт может быть заключен Заказчиком с любой интересующей его организацией, даже не участвовавшей в торгах по максимальной цене.
Факт отклонения всех заявок участников размещения заказа и признания аукциона несостоявшимся может свидетельствовать о возможном коррупционном умысле Заказчика и Уполномоченного органа на заключение Заказчиком контракта без проведения торгов с конкретной интересующей его организацией по максимальной цене.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств следует вывод о нарушении Заказчиком и Уполномоченным органом положений части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Югра-Проект-Строй" от 16.10.2013 г. N1578-ж на действия Заказчика - МУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Отдел по размещению муниципального заказа Администрации Кондинского района и аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "ВОС на 300м3/сут. в с.Болчары, Кондинского района" (извещение N0187300003513000648) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МУ "Управление капитального строительства", Уполномоченного органа - Отдел по размещению муниципального заказа Администрации Кондинского района и аукционной комиссии нарушение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа ООО "Югра-Проект-Строй" и остальным отклоненным участникам размещения заказа.
4. Признать в действиях Заказчика - МУ "Управление капитального строительства" и Уполномоченного органа - Отдел по размещению муниципального заказа Администрации Кондинского района нарушение части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
5. Признать в действиях Заказчика - МУ "Управление капитального строительства" и Уполномоченного органа - Отдел по размещению муниципального заказа Администрации Кондинского района нарушение части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, в части установления в документации об открытом аукционе в электронной форме не предусмотренных законом требований к содержанию первой части заявки на участие в аукционе.
6. Выдать Заказчику - МУ "Управление капитального строительства" и Уполномоченному органу - Отдел по размещению муниципального заказа Администрации Кондинского района обязательное для исполнения предписание.
7. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным нарушениям законодательства.
8. Передать материалы дела в правоохранительные органы ввиду содержания в действиях Заказчика и Уполномоченного органа признаков коррупции.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Н.Е. Игошева
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
В.Г. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 23 октября 2013 г. N 03/ВБ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2013