Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 октября 2013 г. N 03/ВБ
Резолютивная часть объявлена 24.10.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.10.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Н.Е. Игошева - руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Р.А. Мусаев - заместитель начальника отдела Управления;
- В.Г. Буров - государственный инспектор отдела Управления;
От Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
От Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
От Заинтересованного лица ООО "МЦКП" - Качурина В.Н. по доверенности N24/06 от 11.09.2013 г.;
рассмотрев жалобу ООО "ЭЛМА" от 17.10.2013 г. N1580-ж на действия Заказчика - МБЛПУ "Когалымская городская больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение N0387300026713000338),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭЛМА" от 17.10.2013 г. N1580-ж на действия Заказчика - МБЛПУ "Когалымская городская больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение N0387300026713000338).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика и аукционной комиссии установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - поставка смеси белковой композитной сухой.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, данный Федеральный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 14.10.2013 г. размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
Процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме состоялась 21.10.2013 г., по результатам которой составлен протокол рассмотрения заявок N 0387300026713000338-1 от 21.10.2013 г.
Процедура рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме состоялась 21.10.2013 г., по результатам которой составлен протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N0387300026713000338-3 от 21.10.2013 г.
В соответствии с требованием 03/АМ-5064 от 18.10.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
Как следует из доводов Заявителя, аукционная документация составлена с нарушением требований действующего законодательства и содержит в себе требования, влекущие ограничение количества участников размещения заказа.
Как следует из возражений Заказчика и единственного участника аукциона ООО "МЦКП", требуемый в техническом задании товар - смесь белковая композитная сухая "ДИСО" "Нутринор" или эквивалент соответствует всем необходимым ГОСТам и техническим требованиям, тогда как предлагаемый Заявителем товар - смесь белковая композитная сухая "НовоПротеин" не соответствует требованиям технического задания и потребности Заказчика.
При этом ни Заказчик, ни единственный участник аукциона ООО "МЦКП" не приводят доказательств того, что указанные в техническом задании аукционной документации показатели смеси белковой композитной сухой помимо смеси "ДИСО" "Нутринор" имели бы эквиваленты иных производителей.
Кроме того, в ходе телефонного разговора представитель Заказчика Н.Г. Павлова пояснила, что указанным в техническом задании аукционной документации показателям смеси соответствуют лишь смеси одного товара "ДИСО" "Нутринор" единственного производителя.
Даная информация также подтверждается наличием того обстоятельства, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта запрошены коммерческие предложения от полномочных представителей единственного производителя одного и того же товара - "ДИСО" "Нутринор".
При этом единственный участник аукциона ООО "МЦКП" предложил тот же товар единственного производителя - "ДИСО" "Нутринор".
Однако в соответствии с требованиями части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона.
Учитывая требования части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов, размещение заказа путем проведения аукциона предполагает наличие функционирующего рынка товаров, то есть наличие как минимум двух производителей товаров.
В случае же отсутствия функционирующего рынка размещение заказа путем проведения аукциона не допустимо и противоречит требованиям части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов.
Учитывая вышеизложенное, доводы Заявителя об ограничении количества участников размещения заказа обоснованы.
С учетом установленных в техническом задании аукционной документации показателей технического задания аукционной документации, участниками аукциона могут быть лишь полномочные представители единственного производителя, предлагающего товар "ДИСО" "Нутринор". При этом представители иных производителей, предлагающие существующие на товарном рынке аналоги, исключаются из числа участников аукциона.
Такие дискриминационные требования к товару при проведении аукциона не допустимы и ограничивают количество участников размещения заказа.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
При наличии же потребности заказчика в конкретном товаре, не предполагающем наличие функционирующего рынка, размещение заказа должно производиться не путем проведения аукциона, а путем проведения иных, неконкурентных процедур размещения заказа, в силу требований части 4 статьи 10 Закона о размещении заказов.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
Кроме того, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части совершения заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции путем создания участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭЛМА" от 17.10.2013 г. N1580-ж на действия Заказчика - МБЛПУ "Когалымская городская больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку смеси белковой композитной сухой (извещение N0387300026713000338) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - МБЛПУ "Когалымская городская больница", нарушение части 1 статьи 1 Закона о размещении заказов, в части нарушения единого порядка размещения заказов, обеспечивающего единство экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
3. Признать в действиях Заказчика - МБЛПУ "Когалымская городская больница" нарушение части 4 статьи 10, части 3.1 статьи 34 и части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в части размещения заказа путем проведения аукциона без учета требований к проведению аукциона при наличии функционирующего рынка и установления в аукционной документации требований, влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
4. Выдать Заказчику - МБЛПУ "Когалымская городская больница" обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона.
5. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным нарушениям законодательства.
6. Передать материалы дела в отдел защиты конкуренции и рекламного законодательства для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Н.Е. Игошева
Члены Комиссии: Р.А. Мусаев
В.Г. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 октября 2013 г. N 03/ВБ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2013