Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 октября 2013 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 31.10.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.10.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- И.А. Тарханов - заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- Р.А. Мусаев - заместитель начальника отдела Управления,
В присутствии:
- от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
- от Уполномоченного органа: не явились, уведомлены надлежащим образом;
- от Заказчика - Коршнавая Л.А., по доверенности от 01.02.2013 г.,
рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-Т" от 24.10.2013 года вх.N 1624-ж на действия заказчика - МБУЗ "Городская поликлиника N3", уполномоченного органа - Администрации города Сургут при проведении запроса котировок на поставку самоспасателей универсальных (извещение N0187300006513002410),
установила:
В УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Навигатор-Т" от 24.10.2013 года вх.N 1624-ж на действия заказчика - МБУЗ "Городская поликлиника N3", уполномоченного органа - Администрации города Сургут при проведении запроса котировок на поставку самоспасателей универсальных (извещение N0187300006513002410).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа установлено следующее:
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Заказчиком является - МБУЗ "Городская поликлиника N3".
Уполномоченным органом является - Администрация города Сургут.
Предмет контракта - поставка самоспасателей универсальных (извещение N0187300006513002410).
Общество с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" в своей жалобе указывает, что в запросе котировок установлены избыточные требования, которым соответствует только один фильтрующий самоспасатель - УФМС "Шанс-Е", что приводит к нарушению части 2 статьи 45 Закона о размещении заказа и влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок должно содержать сведения, предусмотренные статьей 43 настоящего Федерального закона, и быть доступным для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы. Извещение о проведении запроса котировок может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в этом извещении также должно содержаться указание на товарный знак товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств). В случае, если в извещении о проведении запроса котировок содержится указание на товарные знаки, они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными на основании пункта 4 статьи 43 настоящего Федерального закона. Извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения положений части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, в части установления в извещении о проведении запроса котировок требований к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения муниципального заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении запроса котировок на поставку самоспасателей универсальных (извещение N0187300006513002410) размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
На основании уведомления УФАС по ХМАО-Югре от 25.10.2013 исх. N 03/РМ-5176 запрос котировок на поставку самоспасателей универсальных (извещение N0187300006513002410) приостановлен до рассмотрения жалобы по существу
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с Техническим заданием поставке подлежит самоспасатель универсальный с установленными Заказчиком характеристиками.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика
Таким образом, из анализа положений Закона о размещении заказов следует, что Заказчик самостоятельно устанавливает требования к товарам, исходя из собственных потребностей, определение характеристик товара относится к компетенции Заказчика в соответствии с его потребностями.
Заказчик, реализуя нормы Закона о размещении заказов, в запросе котировок установил показатели товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара и необходимые для нужд учреждения, которые не ограничивают участников размещения заказа в возможности подать котировочную заявку на участие в запросе котировок в соответствии с установленными требованиями.
Из положений Закона о размещении заказов не следует, что Заказчик должен устанавливать в запросе котировок характеристики закупаемого товара, соответствующие характеристикам всех товаров, соответствующих ГОСТ Р 53261-2009 "Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний".
В результате изучения функционирующего рынка фильтрующих самоспасателей Заказчик, учитывая специфику медицинского учреждения, принимая во внимание ограниченные физические возможности и особенности людей, находящихся в медицинском учреждении определил потребность в самоспасателях универсальных, соответствующих ГОСТ Р 53261-2009, технические и функциональные характеристики и потребительских свойства товара, необходимого Заказчику и отражены в техническом задании.
На заседании Комиссии Управления представитель заказчика пояснил что, требование о наличии внутренней эластичной саморегулирующейся системы оголовья установлено Заказчиком для возможности более быстрого самостоятельного надевания самоспасателя на голову человека, без последующей настройки, подгонки самоспасателя под размер головы и шеи человека, что является оптимальным вариантом, учитывая, что применять самоспасатель в случае ЧС связанного с задымлением, возгоранием, могут необученные больные, пожилые, люди с заторможенным психофизическим состоянием. Требования о боковом размещении двух фильтров установлено в техническое задание, после изучения конструкций всех фильтрующих самоспасателей представленных на рынке. Внесение этого требования обусловлено спецификой работы учреждения Заказчика и людей находящихся в нем.
Таким образом, характеристики самоспасателя, установленные в техническом задании, обусловлены особенностями, специфическими условиями учреждения здравоохранения.
При анализе функционирующего рынка выявлено, что на территории России продажу товара осуществляют несколько поставщиков, следовательно, заявленные Заказчиком требования в техническом задании не ограничивают конкуренцию, а реализует право и обязанность Заказчика устанавливать параметры товара.
Самоспасатели, указанные в Техническом задании доступны на рынке РФ для всех потенциальных поставщиков, т.к. технические характеристики не ограничивают круг участников размещения заказа. Таким образом, число участников запроса котировок (именно участников запроса котировок, а не производителей товара), которые могут поставить самоспасатели, указанные в извещении о проведении запроса котировок может быть неограниченное количество. Нормы Российского права не запрещают выходить с предложением на участие в запросе котировок нескольким претендентам с продукцией одного производителя.
На момент окончания срока подачи котировочных заявок, было подано восемь котировочных заявок от различных поставщиков. Данное обстоятельство также подтверждает тот факт, что товар, указанный в запросе котировок существует на рынке в свободном обращении. Кроме того, ООО "Навигатор-Т" также направил на данный запрос котировок свою котировочную заявку, тем самым подтвердив свое согласие на участие в запросе котировок.
Предметом запроса котировок является право на заключение гражданско-правового договора на поставку самоспасателей, а не на его производство, что предполагает неограниченное количество поставщиков товара. (Решение Верховного суда Удмуртской республики от 13.04.2011 по делу N 7-91, Постановление ФАС ЦО по делу N А23-337/2011, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2012 г. По делу А70-10426/2011).
В соответствии со ст. 8 Закона о размещении заказов участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В этой связи все поставщики находятся в равных условиях и могут свободно осуществлять конкурентную борьбу в процессе участия в аукционе.
Кроме того, Заявителем не представлено документов и сведений свидетельствующих об ограничении количества участников размещения заказа.
На основании вышеизложенного, действия заказчика - МБУЗ "Городская поликлиника N3", уполномоченного органа - Администрации города Сургут не нарушают положения части 2 статьи 45 Закона о размещения заказов.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
Признать жалобу ООО "Навигатор-Т" от 24.10.2013 года вх.N 1624-ж на действия заказчика - МБУЗ "Городская поликлиника N3", уполномоченного органа - Администрации города Сургут при проведении запроса котировок на поставку самоспасателей универсальных (извещение N0187300006513002410) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии И.А. Тарханов
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
Р.А. Мусаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 октября 2013 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2013