Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 октября 2013 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 31.10.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 31.10.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- И.А. Тарханов - заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- Р.А. Мусаев - заместитель начальника отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Петров Д.В., по доверенности N 54 от 29.10.2013 г.,
рассмотрев жалобу ООО МТ"ЭкаДез" от 24.10.2013 года вх.N 1622-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для нужд БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница" (извещение N0387200001513000141),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО МТ"ЭкаДез" от 24.10.2013 года вх.N 1622-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для нужд БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница" (извещение N0387200001513000141).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - поставка дезинфицирующих средств для нужд БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница".
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.
Кроме того, Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта путем изучения цены на товар конкретного производителя.
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения положений части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта путем изучения цены на товар конкретного производителя.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для нужд БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница" (извещение N0387200001513000141) размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с требованием 03/РМ-5155 от 24.10.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ст. 41.6., ч.4., п. 1 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. В техническом задания заказчик указал необходимые оптимальные характеристики товара, что соответствует нормам закона. Среди этих требований - действующие вещества их минимальное/максимальное содержание в готовом или концентрированном дезинфекционном растворе, срок годности готовых растворов, спектр антимикробной активности, возможность применения средства для выполнения различных дезинфекционных мероприятий, экономические показатели (выход рабочего раствора). Кроме того, Заказчиком указаны значения показателей используемых для определения эквивалентности предлагаемого к поставке товара по экономическим показателям.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 12.04.2011 N Д22-577 "О разъяснении понятия "Технические характеристики товара" для целей применения Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 понятие "технические характеристики товара" следует понимать как совокупность технических (физических, химических, механических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого. При регистрации дезинфицирующих средств закрепляется состав дезинфицирующего средства, т.е. таким образом, законодатель определяет, что состав средства - важнейшая потребительская характеристика данной группы товаров. Заказчик, руководствуясь ст. 41.6. Закона о размещении заказов от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ, указал требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам товара (потребительские свойства) и иные показателя связанные с определением соответствия поставляемого товара, требованиям Заказчика. Что не нарушает действующее законодательство регламентирующее закупку товаров для бюджетных учреждений, в том числе и антимонопольное законодательство, в части ограничения конкуренции.
Кроме того, в санитарных правилах (СанПин. 2.1.3.2630-10) конкретно описаны требования к выбору дезинфицирующих средств, основа которых - состав средства:
п. 6.2. СанПин "В целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией при необходимости". Ротация невозможна, если пренебречь составом активно-действующих веществ, т.к. ротация - плановая замена применяемого дезинфицирующего средства определенного химического состава на средства с другим химическим составом.
Глава СанПин 2.1.3.2630-10 "Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность" п 1.10. "В организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, должен быть не менее, чем месячный запас разнообразных дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью организации". Пренебрежение данными правилами при составлении технического задания, а именно составом дезинфицирующих средств, может привести к тому, что поставленные средства имеют составы из одинаковых активно-действующих веществ.
В главе СанПин "Профилактика внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах", раздел 4 "Организация и проведение дезинфекционанных и стерилизационных мероприятий" не допускается применение хлорсодержащиx средств, а также средств, содержащих в составе альдегиды, фенол и его производные.
Как следует из доводов жалобы, в пункте 15 технического задания аукционной документации указаны характеристики, которым соответствует характеристики одного товара конкретного производителя: дезинфицирующему средству "Релай+ОН Перасэйф" (позиция N15).
При этом Заявитель не конкретизирует, какие именно характеристики являются ограничивающими и исключают поставку эквивалентов вышеуказанных товаров.
Между тем, Заказчиком предоставлены доказательства наличия эквивалентов по требуемым характеристикам. Так, продукция с аналогичными характеристиками, соответствующая пункту 15 спецификации, производится как минимум двумя производителями дезинфицирующих средств: Релай+ОН Перасэйф производства "Антек Интернешнл Лимитед" (Великобритания) и Хелипур ультра производства "Б.Браун Медикал А.Г." (Швейцария), что подтверждается инструкциями по применению.
Лимонная кислота, присутствующая в обеих средствах, важный элемент состава, так как она способствует растворению биологических пленок и капсул микроорганизмов, полностью нейтрализует запахи и влияет на уровень pH препарата, а уровень pH - один из важнейших качественных характеристик дезинфицирующего средства.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлено доказательств ограничения количества участников размещения заказа. В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме от 31.10.2013 г. ценовое предложение было подано двумя участниками.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления в аукционной документации требований, ограничивающих количество участников размещения заказа.
Что касается правомерности обоснования начальной (максимальной) цены контракта путем изучения цены на товар конкретного производителя, необходимо отметить, что положения статьи 19.1 Закона о размещении заказов при обосновании начальной (максимальной) цены контракта предписывают указывать в аукционной и конкурсной документации полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг.
Как следует из аукционной документации, в ней имеется обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием цен 3 поставщиков, что подтверждается материалами дела .
Вместе с тем, положения статьи 19.1 Закона о размещении заказов не предусматривает в качестве обязательного условия при расчете начальной (максимальной) цены контракта использование товаров различных производителей.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения положений части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта путем изучения цены на товар конкретного производителя.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
Признать жалобу ООО МТ"ЭкаДез" от 24.10.2013 года вх.N 1622-ж на действия заказчика - БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующих средств для нужд БУ ХМАО - Югры "Пыть-Яхская окружная больница" (извещение N0387200001513000141) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии И.А. Тарханов
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
Р.А. Мусаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 октября 2013 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2013