Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 октября 2013 г. N 03/АМ
Резолютивная часть объявлена 31.10.2013 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 05.11.2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- И.А. Тарханов - заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- А.Г. Миронов - начальник отдела Управления;
- Р.А. Мусаев - заместитель начальника отдела Управления;
от Заявителя - Смолин Д.В., по доверенности б/н от 30.10.2013 г.;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Власова М.В., по доверенности N 59 от 16.09.2013 г.,
рассмотрев жалобу ОАО "Тюменьдороргтехстрой" от 25.10.2013 года вх.N 1630-ж на действия заказчика - Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, уполномоченного органа - Администрации города Югорска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство и выполнение инженерных изысканий по объекту "Внутриквартальный проезд к жилому кварталу "Авалон" в городе Югорске" (извещение N0187300005813000503),
установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ОАО "Тюменьдороргтехстрой" от 25.10.2013 года вх.N 1630-ж на действия заказчика - Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, уполномоченного органа - Администрации города Югорска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство и выполнение инженерных изысканий по объекту "Внутриквартальный проезд к жилому кварталу "Авалон" в городе Югорске" (извещение N0187300005813000503).
В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии установлено следующее.
Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Предмет контракта - выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство и выполнение инженерных изысканий по объекту "Внутриквартальный проезд к жилому кварталу "Авалон" в городе Югорске" (извещение N0187300005813000503).
Заказчиком является - Департамент жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска.
Уполномоченным органом является - Администрация города Югорска.
Заявитель ссылается на нарушение прав участника размещения заказа, в части необоснованного отказа от заключения муниципального контракта со стороны заказчика.
Согласно части 6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 настоящей статьи.
Частью 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов установлено, что участник открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник открытого аукциона в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 настоящей статьи, не направил оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке указанного в части 8 статьи 41.11 настоящего Федерального закона протокола в случае, предусмотренном частью 4.4 настоящей статьи, а также подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, в действиях заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 6 и 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа от заключения муниципального контракта со стороны заказчика.
В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ N 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" была проведена внеплановая камеральная проверка размещения заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения заказа.
В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующее.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство и выполнение инженерных изысканий по объекту "Внутриквартальный проезд к жилому кварталу "Авалон" в городе Югорске" (извещение N0187300005813000503) размещено на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с требованием 03/РМ-5203 от 28.10.2013 г. размещение заказа приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
18.09.2013 г. заказчиком, уполномоченным органом на Официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0187300005813000503 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство и выполнение инженерных изысканий по объекту "Внутриквартальный проезд к жилому кварталу "Авалон" в городе Югорске"
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно пунктам 24 и 25 документации об открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство и выполнение инженерных изысканий по объекту "Внутриквартальный проезд к жилому кварталу "Авалон" в городе Югорске" заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона победителем признано ОАО "Тюменьдороргтехстрой". Победителем аукциона в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта представлена банковская гарантия N БГ 31009-0915-2013 от 09.10.2013 г.
В соответствии с частью 19 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов участник аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если такой участник аукциона в электронной форме в срок, предусмотренный частями 4, 4.4 и 4.6 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, не направил оператору электронной площадки подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта, а также документ об обеспечении исполнения контракта.
Пунктом 25 документации об аукционе установлены требования к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта, включая положения, касающиеся содержания банковской гарантии.
Победителем аукциона в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта представлена банковская гарантия N БГ 31009-0915-2013.
1. В пункте 1 банковской гарантии определенно - Гарант принимает на себя обязательства возместить Бенефициару убытки, при наступлении условий ответственности Гаранта, указанных в Гарантии.
Согласно требованиям документации об аукционе, в банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично в случае неисполнения Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем) своих обязательств по муниципальному контракту в предусмотренные сроки, с ненадлежащим качеством, либо с нарушением иных условий контракта, в том числе при расторжении контракта по соглашению сторон.
Размер суммы, подлежащей выплаты, определяется размером убытков Заказчика, возникших в результате неисполнения принципалом обязательств по контракту, в том числе размером неосвоенного аванса, размером неустойки и иных штрафных санкций, исчисленных в соответствии с условиями контракта, и в других случаях в соответствии с положениями законодательства.
В нарушение данных условий документации об аукционе в пункте 1 представленной банковской гарантии содержится условие о возмещении только убытков, в случае наступления условий ответственности гранта (условия ответственности гаранта по тексту банковской гарантии отсутствуют).
2. Помимо этого в пункте 10 банковской гарантии определены обстоятельства, при наступлении которых обязательства гаранта прекращаются. Одним из таких условий, является прекращение действия контракта в силу его досрочного расторжения или досрочного прекращения обязательств сторон Муниципального контракта по иным обстоятельствам.
Данное условие противоречит статье 378 Гражданского кодекса, которая устанавливает закрытый перечень оснований прекращения обязательств по гарантии и документации об аукционе, согласно которой,
в банковской гарантии прямо должно быть предусмотрено безусловное право Заказчика на истребование суммы банковской гарантии полностью или частично, в том числе при расторжении контракта по соглашению сторон. Более того в документации об аукционе так же указано на то, что основания прекращения банковской гарантии должны соответствовать статье 378 Гражданского кодекса, перечень в которой исчерпывающий.
Данное условие является существенным, поскольку в случае расторжения контракта, в том числе по вине подрядчика, обязательство Гаранта считается не наступившим.
Согласно документации об аукционе, в случае, если предоставленная банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта, не отвечает требованиям документации об аукционе, предоставленная банковская гарантия не будет приниматься в качестве обеспечения исполнения контракта.
В силу ч.19. ст. 41.12 Закона о размещении заказов заказчик не имел право подписывать муниципальный контракт. Заключение контракта с предоставлением ненадлежащего обеспечения противоречит требованиям статьи 1 Закона о размещении заказов, устанавливающего единый порядок размещения заказов, и может создать победителю торгов необоснованные преимущественные условия по сравнению с другими участниками.
В соответствии с частью 11 статьи 41.12, частью 3.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Заказчик принял решение о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений части 6 и 11 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, в части необоснованного отказа от заключения муниципального контракта со стороны заказчика.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Управления,
решила:
Признать жалобу ОАО "Тюменьдороргтехстрой" от 25.10.2013 года вх.N 1630-ж на действия заказчика - Департамента жилищно-коммунального и строительного комплекса администрации города Югорска, уполномоченного органа - Администрации города Югорска при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на строительство и выполнение инженерных изысканий по объекту "Внутриквартальный проезд к жилому кварталу "Авалон" в городе Югорске" (извещение N0187300005813000503) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии И.А. Тарханов
Члены Комиссии: А.Г. Миронов
Р.А. Мусаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 31 октября 2013 г. N 03/АМ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.11.2013