Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 апреля 2017 г. N 255
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
-------------- - руководитель Мордовского УФАС России,
члены Комиссии:
--------------- - начальник отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
----------------- - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
-------------- специалист - эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России,
в присутствии:
------------- - представителя ГОСУКС Республики Мордовия (доверенность от 27.03.2017 N 22/17),
--------------- представителя ГОСУКС Республики Мордовия (доверенность от 20.03.2017 N 21/17),
------------------ - представителя Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике (доверенность от 12.04.2017 б/н),
представители ----------------- на заседание Комиссии Мордовского УФАС России не явились направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, о дате и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев 20 апреля 2017 года жалобу -----------(далее - Заявитель) на действия ГКУ "Управление капитального строительства Республики Мордовия" (далее - Заказчик) и Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0109200002417000509 на выполнение работ по строительству объекта "Поликлиника на 500 посещений в смену во 2 микрорайоне жилого района Юбилейный в г. Саранске" для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 14.04.2017 поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 18.04.2017 N 263 рассмотрение жалобы назначено на 20.04.2017 года в 11 часов 00 минут в заседании Комиссии Мордовского УФАС России его председателем объявлялся перерыв до 20.04.2017 г. до 16:00.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и в результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее
Заказчиком, Уполномоченным органом 30.03.2017 г. в Единой информационной системе в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, одновременно на сайте АО "ЕЭТП" размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0109200002417000509 на выполнение работ по строительству объекта "Поликлиника на 500 посещений в смену во 2 микрорайоне жилого района Юбилейный в г. Саранске" для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия
Начальная (максимальная) цена контракта: 293 210 077, 00 рублей.
Дата окончания срока подачи заявок: 17.04.2017 г. 12:00 (мск).
1. По мнению Заявителя, в проекте контракта необходимо указать конкретное значение к объему привлечения субподрядчиков из числа СМП.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе, типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 N 1466 (Постановление N 1466), закреплено условие об обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
В соответствии с пп. 24 п. 5.3 проекта контракта, для выполнения работ по настоящему контракту Подрядчик принимает на себя обязательства привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики из числа СМП, СОНО) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Следовательно, проект государственного контракта соответствует требованиям Постановления N 1466.
Таким образом, довод заявителя относительно необходимости указания в проекте контракта конкретного значения объема привлечения субподрядчиков из числа СМП на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не нашел своего подтверждения.
2. Сформированный Заказчиком объект закупки путем объединения в один лот выполнения строительных работ и осуществления поставки оборудования ограничивает количество участников Аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В представленных объяснениях от 19.04.2017 г. и на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в разделе 2 "Техническое задание" аукционной документации заказчиком установлены требования к объекту закупки. Объем поручаемых к выполнению работ установлен в соответствии с локальными сметными расчетами. К обоснованию начальной (максимальной) цены контракта приложен, в том числе, локальный сметный расчет N 02-01-20 "Технологическое оборудование". Как следует из указанного локального сметного расчета, при выполнении работ требуется поставить и смонтировать, в частности, следующие товары: консоль одноплечевая с электроприводом анестезиологическая, станция медицинская центрального вакуума, увлажнитель кислорода для кислородной магистрали с расходомером, навигационные таблички для кабинетов, план эвакуации и т. д. Предметом Аукциона является единый комплекс работ, который включает в себя общестроительные работы, поставку, установку монтируемого оборудования, его наладку, необходимые для ввода объекта в эксплуатацию, что в свою очередь, является составной частью одного комплексного процесса создания нового здания.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом реконструкции, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного, или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Комиссией установлено, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей и составляет 293 210 077, 00 рублей, в связи с чем, проведение Аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к постановлению Правительства N 99.
В пункте 18 Информационной карты документации об Аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих*работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в документации об Аукционе не установлена группа работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 19.04.2017 г. (далее - Протокол), по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 17.04.2017 12:00 (мск) поступила единственная заявка на участие в электронном аукционе от ООО "Анелия" с приложением копий контрактов по одной группе работ строительных "работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказом Мордовского УФАС России от 05.08.2016 N 78-од от 14.01.2016 года "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу -----------------на действия ГКУ "Управление капитального строительства Республики Мордовия" и Государственного комитета Республики Мордовия по организации торгов и ценовой политике при проведении электронного аукциона N 0109200002417000509 на выполнение работ по строительству объекта "Поликлиника на 500 посещений в смену во 2 микрорайоне жилого района Юбилейный в г. Саранске" для обеспечения государственных нужд Республики Мордовия (далее - Аукцион) необоснованной.
2. Признать действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 20 апреля 2017 г. N 255
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017