Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 21 апреля 2017 г. N 70
Резолютивная часть объявлена 21 апреля 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 26 апреля 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
|
председатель Комиссии, |
|
члены Комиссии, |
|
| ||
Заявитель |
Курская региональная общественная организация "Центр общественного контроля в сфере закупок" (далее - "КРОО "ЦОК") |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
Администрации Льговского района Курской области |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности), личность удостоверена |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200003117000013 |
|
Объект закупки |
Строительство автомобильной дороги по улице Комарова в д.Воронино Кудинцевского сельсовета Льговского района Курской области |
|
Начальная максимальная цена контракта |
6 462 250 ,00 рублей |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, при разработке и утверждении аукционной документации электронного аукциона, заказчиком были допущены нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
1. В извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки и представлении в составе вторых частей аукционных заявок копии документа, подтверждающего соответствие требованиям п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а именно копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства, подтверждающего право на выполнение работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, тогда как, согласно обоснованию начальной максимальной цены контракта заказчика, данный вид работ включен в цену контракта.
2. В нарушение требования ч.3 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции...", заказчиком в один лот включены работы, технологически и функционально не связанные с работами, выполнение которых является предметом электронного аукциона.
В ходе заседания Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, указав, что аукционная документация заказчика соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с порядком, установленным главой 9 ФЗ "О защите конкуренции", письмом ФАС России от 11.10.2007 г. N АЦ/18759, жалоба КРОО "Центр общественного контроля закупок", в части указания на нарушение требований ФЗ "О защите конкуренции", передана для рассмотрения в соответствующее структурное подразделение Курского УФАС России.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Согласно извещения, аукционной документации электронного аукциона, предметом закупки является "строительство автомобильной дороги по улице Комарова в д.Воронино Кудинцевского сельсовета Льговского района Курской области".
В извещении, аукционной документации заказчиком установлено требование о соответствии участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
В п.12.12 аукционной документации заказчиком указан документ, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющимися объектом закупки:
"По п. 1 части 1 статьи 31:
согласно ст. 52 Градостроительного кодекса РФ подрядчик должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, предусмотренных приказом N 624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства":
12.5. Устройство оклеечной изоляции;
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств;
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог;
или
по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
"Требуется наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ попадающим под требования приказа N 624 Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года".
Вместе с тем, согласно раздела IV "обоснование начальной максимальной цены контракта" аукционной документации, заказчиком в стоимость работ по контракту включено "Содержание службы заказчика. Строительный контроль".
В силу ч.2 ст.53 Градостроительного Кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, следовательно Генеральный подрядчик обязан самостоятельно осуществлять строительный контроль. Кроме того, в силу вышеуказанной статьи, в случае осуществления строительства на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление Правительства РФ от 21.07.2010 N 468) строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
Для проведения строительного контроля в соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса и Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 169) строительный контроль выделен в самостоятельный вид работ, а именно пункт 32 "Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем".
Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по строительному контролю без соответствующего допуска СРО является незаконным.
Учитывая, что положениями ГрК РФ, Постановления Правительства РФ от 21.07.2010 N468 не предусмотрена возможность привлечения лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком, генеральным подрядчиком) для осуществления строительного контроля организации по договору, аукционная документация заказчика должна содержать требование о необходимости наличия и представления участниками в составе вторых частей аукционных заявок копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства, подтверждающего право на выполнение работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
При таких обстоятельствах, довод жалобы заявителя признан Комиссией обоснованным.
2. В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика Комиссией также установлено:
2.1 Положения проекта контракта, размещенного заказчиком в составе аукционной документации электронного аукциона не соответствуют положениям извещения и аукционной документации.
Так, в п.4.4 проекта контракта заказчиком установлена обязанность Подрядчика заключить договор на осуществление строительного контроля, тогда как необходимость заключения такого договора не предусмотрена в извещении, аукционной документации, не следует из содержания извещения, аукционной документации и приложений к аукционной документации заказчика, а также необходимость заключения такого договора не определена нормативно-правовыми актами в сфере строительства.
В соответствии с ч.4 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Как установлено ч.1 ст.34 "О контрактной системе_, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Как установлено п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии со ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", заявка участника электронного аукциона должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Как установлено ч.1 ст.34, ч.10 ст.70 "О контрактной системе_", контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно ч.2 ст.70 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Таким образом, заявка подается на условиях аукционной документации, и контракт заключается на тех же условиях, при этом заказчик, направляя проект контракта для заключения, вправе внести в проект контракта только цену, предложенную победителем и информацию о конкретном товаре, предложенном участником.
При таких обстоятельствах условия закупки, указанные в аукционной документации и проекте контракта должны быть идентичными, так как, в противном случае, в заявке участника не будет содержаться согласия на выполнение условий контракта, не указанных аукционной документации.
Частью 4 ст.70 ФЗ "О контрактной системе..." предусмотрено право победителя аукциона в данной ситуации не подписывать проект контракта и направить заказчику протокол разногласий, указав замечания к положениям проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе.
Из совокупного анализа вышеуказанных норм, а также положений ст.527 ГК РФ, ст.34, ст.59, ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." следует, что неуказание в аукционной документации всех условий, является неправомерным, так как именно извещение и аукционная документация является источником информации о закупке, о предъявляемых к участникам требованиях, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
При таких обстоятельствах, включив в проект контракта обязанности Подрядчика, не предусмотренные извещением, аукционной документацией электронного аукциона, заказчик нарушил требования ч.1 ст.34 ФЗ "О контрактной системе...".
2.2 В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В п.3.3 аукционной документации заказчиком указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели товара. Перечень требований к качеству основных применяемых материалов установлен Техническим заданием.
Комиссией установлено, что техническое задание аукционной документации содержит перечень требуемых для выполнения работ товаров (материалов), технические характеристики товаров (материалов), показатели, определяющие соответствие используемых при выполнении работ материалов потребностям заказчика, максимальные, минимальные и неизменные значения таких показателей. Техническое задание аукционной документации содержит указание на государственные стандарты, использованные заказчиком при описании объекта закупки.
Заказчиком в составе аукционной документации размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Согласно указанной инструкции "предлагаемый участником закупки товар должен соответствовать техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, в т.ч. ГОСТ указанным в аукционной документации. Использование иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии в документации, означает необходимость Заказчика в данных показателях для определения соответствия товара требованиям, установленным проектно-сметной документацией для качественного, не нарушающего технологический процесс выполнения работ по объекту. В части представления сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, показателей и значений не допускается указание неоднозначных обозначений с двояким толкованием (типа "от", "до", "не темнее", "менее", "более", "не более", "не менее", "свыше", "ниже", "выше", "либо" "или", "не допустимо", "превышает", "не превышает", "эквивалент", "", "
", ">", "<" и др., за исключением случаев, указанных в данной инструкции по заполнению первой части заявки). Указывается только абсолютно точное и достоверное наименование товара, показателя, значения характеристик и функциональных свойств предлагаемого товара (если иное не предусмотрено документацией). Участник в своей заявке при описании характеристик и предложений может применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов"... Не подлежат уточнению параметры товара, по своей сути имеющие интервальное или неконкретное значение (например, фракция щебня, рабочая температура, температура применения, температура эксплуатации, температура рабочей среды, температура окружающей среды), значение таких параметров должно указываться в виде диапазона, конкретное значение не допускается (в данном случае допускается указание в заявке предлогов, слов и знаков: "от", "до", "менее", "более", "свыше", "ниже", "выше", "не ниже", "не выше", "
", "
", ">", "<"), за исключение случаев описания со словами "нижний предел", "верхний предел", "минимальная", "максимальная", например "минимальная температура рабочей среды" и т.д."
Как следует из содержания положений ГОСТ, перечисленных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретное значение характеристик товаров, указанных заказчиком в разделе 10.6 технического задания "требования к качеству основных применяемых материалов", с сопровождением словами "не более", "не менее",... становится известным только при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, в аукционной документации заказчиком установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе, помимо конкретных показателей товара, сведений о конкретных показателях характеристик товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе..." не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.)
Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к товарам при заполнении первой части заявки на участие в аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
На основании вышеизложенного, результатов проведения внеплановой проверки и материалов, имеющихся в деле, учитывая, что допущенные заказчиком нарушения требований ФЗ "О контрактной системе..." носят неустранимый, на дату рассмотрения дела характер, руководствуясь статьями 99, 106 ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Курской региональной общественной организации "Центр общественного контроля в сфере закупок" обоснованной в части нарушения заказчиком требования п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - Администрацию Льговского района Курской области нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, ч.1 ст.34, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - Администрации Льговского района Курской области предписание об устранении допущенных нарушений требований п.1 ч.1 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, ч.1 ст.34, п.2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела N70/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленному факту нарушения требований ФЗ "О контрактной системе...".
5. Контроль за исполнением предписаний возложить на члена Комиссии.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 21 апреля 2017 г. N 70
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017