Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 апреля 2017 г. N 08-01-127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- и.о. зам. начальника отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Растворцев С.Н. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" - Безденежных Вадима Владимировича (по доверенности), Валикова Алексея Васильевича (по доверенности),
представители подателя жалобы - ООО "Семейная аптека" на заседание Комиссии Новосибирского УФАС России не явились, общество уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Семейная аптека" на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" при проведении электронного аукциона N 0351100021917000061 на поставку лекарственного средства, начальная (максимальная) цена контракта 1155000 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Семейная аптека" с жалобой на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" при проведении электронного аукциона N 0351100021917000061 на поставку лекарственного средства.
ООО "Семейная аптека" обжалует признание заявки несоответствующей.
Податель жалобы полагает, что в соответствии с требованиями аукционной документации вторая часть его заявки содержит копию лицензии на фармацевтическую деятельность N ЛО-21-02-000873 от 29 апреля 2016 года. В аукционной документации требование о представлении копии лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами отсутствует. По мнению подателя жалобы, законодательство РФ не запрещает производить поставки по государственным контрактам в лечебные учреждения организациям, имеющим лицензию на розничную торговлю. ООО "Семейная аптека" полагает, что комиссия по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии", признав вторую часть заявки ООО "Семейная аптека", несоответствующей нарушила ФЗ N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На данную жалобу от заказчика поступили возражения следующего содержания.
ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" в полном объеме поддерживает основания признания второй части заявки ООО "Семейная аптека" несоответствующей, указанные в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 07.04.2017 г.
На основании вышеизложенного, заказчик просит признать данную жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 07.04.2017 вторая часть заявки ООО "Семейная аптека" признана несоответствующей на основании п.2 ч.6 ст.69 ФЗ N 44-ФЗ, по причине не соответствия участника требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N 44-ФЗ, а именно, не представлена копия лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами.
Согласно п.34 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
Согласно ч.1 ст.52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со ст.54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая продажа лекарственных средств может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Организация обязана разместить в удобном для ознакомления месте копию лицензии на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со ст.53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и медицинским организациям.
Порядок розничной торговли установлен ст.55 Закона об обращении лекарственных средств, в соответствии с которой розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно п.1 ст.492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со ст.493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
При реализации товаров оптом оформляется договор поставки или иной договор гражданско-правового характера, содержащий признаки договора поставки.
В соответствии со ст.506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, т.к. в данном случае объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо было установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно, о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами". Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе установлены в нарушение п.1 ч.1 ст.31, п.2) ч.1 ст.64, п.2) ч.5 ст.66 ФЗ N44-ФЗ, а именно, в аукционной документации заказчик не установил, что участник закупки должен представить в составе второй части заявки лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами". Кроме того, в нарушение ч.3 ст.64 ФЗ N44-ФЗ заказчик не установил в аукционной документации требование о наличия у участника закупки лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Данное нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок послужило причиной подачи ООО "Семейная аптека" ненадлежащей заявки, а именно, представлению в составе второй части заявки на участие в аукционе лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "розничная торговля лекарственными средствами".
Комиссия по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии", признав вторую часть заявки ООО "Семейная аптека" несоответствующей, нарушила порядок рассмотрения вторых частей заявок, предусмотренный ч.2 ст.69 ФЗ N44-ФЗ, т.к. вторая часть заявки ООО "Семейная аптека" содержала лицензию на фармацевтическую деятельность, т.е. формально соответствовала требованиям, установленным в аукционной документации. Однако, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, данное нарушение допущено комиссией по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" в целях избежать более тяжкого нарушения - признания соответствующей второй части заявки ООО "Семейная аптека", фактически действующему законодательству РФ несоответствующей.
На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что довод ООО "Семейная аптека" о нарушении комиссией по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" порядка рассмотрения вторых частей заявок является обоснованным. Однако, довод о том, что вторая часть заявки ООО "Семейная аптека" соответствует требованиям законодательства РФ, в том числе законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения.
Заявленное на Комиссии Новосибирского УФАС России представителями заказчика ходатайство не отменять результаты закупки не может быть удовлетворено в силу п.3.35 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, согласно которому комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя). В данном случае, отсутствие в аукционной документации надлежащего требования к составу и содержанию второй части заявки на участие в аукционе, равно как отсутствие надлежащего требования к участникам закупки повлияли на результаты определения поставщика.
При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ данного электронного аукциона выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В нарушение ч.3 ст.64 ФЗ N44-ФЗ аукционная документация не содержит требований к участникам закупки, установленных в соответствии с действующей редакцией п.7), п.7.1) ч.1 ст.31 ФЗ N44-ФЗ.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Семейная аптека" на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" при проведении электронного аукциона N 0351100021917000061 на поставку лекарственного средства, частично обоснованной.
2. Признать заказчика - ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" нарушившим п.1 ч.1 ст.31, п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.64, п.2) ч.5 ст.66 ФЗ N44-ФЗ.
3. Признать комиссию по осуществлению закупок ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" нарушившей ч.2 ст.69 ФЗ N44-ФЗ.
4. Выдать заказчику - ФГБНУ "Научно-исследовательский институт фундаментальной и клинической иммунологии" и комиссии по осуществлению закупок при данном заказчике предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.Г. Швалов
Члены Комиссии Д.Е. Студеникин
С.Н. Растворцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 апреля 2017 г. N 08-01-127
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017