Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 апреля 2017 г. N 04-02/3893
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_>, председателя Комиссии; <_>, члена Комиссии; <_>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Биохимсенсор" (далее - ООО ТД "Биохимсенсор") (вх. от 12.04.2017 N 1254э.) на действия уполномоченного органа - Министерства финансов Республики Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови-1 для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", на 2017 год", извещение N 0107200002717000243 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_>., <_> ООО ТД "Биохимсенсор";
- <_>., представителя ООО ТД "Биохимсенсор" по доверенности от 17.04.2017;
- <_>., представителя Министерства финансов Республики Коми по доверенности от 10.01.2017 N 01-05/35;
- <_>., представителя Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенности от 18.04.2017 N 21-конф.;
- <_>., представителя Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенности от 17.03.2017 N 17-конф.;
- <_>., представителя Министерства здравоохранения Республики Коми по доверенности от 05.04.2017 N 19-конф.,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО ТД "Биохимсенсор", Министерство финансов Республики Коми, Министерство здравоохранения Республики Коми, общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - ООО "РТС-тендер") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя ООО "РТС-тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО ТД "Биохимсенсор" обжалуются действия аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми в виде принятия решения об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Министерством финансов Республики Коми в отзыве на жалобу исх. от 18.04.2017 N 20-19/1881 (вх. N 2109 от 18.04.2017) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.
2.1. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО ТД ""Биохимсенсор", Министерства финансов Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось Министерство здравоохранения Республики Коми.
Уполномоченным органом по определению поставщика явилось Министерство финансов Республики Коми, согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 10.12.2013 N 482 "О регулировании отдельных вопросов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Коми.
Объект закупки - "Поставка тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови-1 для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", на 2017 год.
Начальная (максимальная) цена договора составила 11 482 470,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми, выделенные на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству здравоохранения Республики Коми на 2017 год.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002717000243, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru- 20.03.2017.
Приказом Первого заместителя министра финансов Республики Коми от 17.03.2017 N 308-З создана аукционная комиссия для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения электронного аукциона (ЭА-250) по определению поставщика для поставки тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови-1 для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", на 2017 год (далее - аукционная комиссия).
3. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
- документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Раздел III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе (далее - Техническое задание) содержит описание объекта закупки:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара, упаковка |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови |
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови для глюкометра "Уан Тач Ультра" N 50 |
упак |
1200 |
2. |
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови |
Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови для глюкометра "Уан Тач Селект" N 50 |
упак |
17 733 |
В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать:
- информацию, предусмотренную п/п 1б) ч. 3 п. 12. раздела I настоящей документации, а именно конкретные показатели (наименование товара, характеристики товара, в том числе фасовка, ед. изм., количество), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для поставки товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное подпункту б) пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара определено подпунктом 1б части 3 пункта 12 раздела I документации об электронном аукционе.
Пунктом 29 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) определено:
"В соответствии с требованиями настоящей документации об электронном аукционе и Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать:
- информацию, предусмотренную п/п 1б) ч. 3 п. 12. раздела I настоящей документации, а именно конкретные показатели (наименование товара, характеристики товара, в том числе фасовка, ед. изм., количество), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения предлагаемого для поставки товара".
В силу частей 1, 3-6 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Заявке ООО ТД "Биохимсенсор" на участие в электронном аукционе оператором электронной площадки присвоен порядковый номер 1.
В заявке N 1 на участие в электронном аукционе заявитель предложил к поставке следующий товар:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики |
Единица измерения |
Количество упаковок |
Общее количество полосок (тестов) в шт. |
Производитель, страна происхождения |
1. |
Полоска электрохимическая однократного применения ПКГ-03 "Сателлит Экспресс". N50
|
Полоска электрохимическая однократного применения ПКГ-03 "Сателлит Экспресс" N50 для измерителя концентрации глюкозы в крови портативного "Сателлит Экспресс".
|
Упаковка |
18 933 |
946 650 |
ООО "Компания "ЭЛТА", Россия |
Поставщик гарантирует, что в случае победы вместе с полосками электрохимическими однократного применения (тест-полосками) будут безвозмездно поставлены совместимые анализаторы (глюкометры) - измерители концентрации глюкозы в крови портативные "Сателлит Экспресс" (Регистрационное удостоверение ФСР 2009/06498 от 30 октября 2014 года) в количестве, равном числу пациентов, которых планируется обеспечить тест-полосками.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первой части заявки с порядковым номером 1 на участие в электронном аукционе принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки, подавшего указанную заявку, на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и подпункта 2 части 3 пункта 14 раздела I документации об электронном аукционе с обоснованием принятого решения: "Сведения, содержащиеся в первой части заявки на участие в электронном аукционе, не соответствуют требованиям п/п 1б) ч. 3 п. 12. раздела I, п. 29 раздела II, раздела III (Техническое задание) документации об электронном аукционе, а именно: в заявке участника представленные значения показателей не соответствует требованиям, установленным в документации об электронном аукционе (Техническому заданию) в части указания характеристик предлагаемого для поставки товара (при требовании Технического задания по позиции 1: "Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови для глюкометра "Уан Тач Ультра"" и по позиции 2: "Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови для глюкометра "Уан Тач Селект"" в заявке участник указал: "Полоска электрохимическая однократного применения ПКГ-03 "Сателлит Экспресс" для измерителя концентрации глюкозы в крови портативного "Сателлит Экспресс".
На заседании Комиссии Коми УФАС России представителем Министерства здравоохранения Республики Коми пояснено, что техническое задание документации об электронном аукционе по определению поставщика для поставки тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови-1 сформировано по данным из государственного Регистра больных сахарным диабетом, в котором имеется информация о наличии у граждан приборов для измерения глюкозы в крови в разрезе марок глюкометров.
Количество тест-полосок для закупки определено с учетом лимита финансирования льготных категорий граждан из республиканского бюджета Республики Коми.
По мнению представителя Министерства здравоохранения Республики Коми, предложение ООО ТД "Биохимсенсор" о поставке вместе с тест-полосками глюкометра "Сателлит Экспресс" (на безвозмездной основе) противоречит действующему законодательству Российской Федерации, так как поставка глюкометров в рамках проводимой закупки не предусмотрена.
Комиссия Коми УФАС России считает, что указание заказчиком характеристик товара, который является объектом закупки, в том виде, в котором оно изложено в описании объекта закупки, не свидетельствует о его необоснованности объективным потребностям заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Системное толкование приведенных выше норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе такие технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Включение в аукционную документацию условий, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих целям такой закупки (выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности, результативности осуществления закупок), не могут рассматриваться как ограничение доступа к участию в электронном аукционе и не является нарушением Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что действия уполномоченного органа, отказавшего в допуске к участию в электронном аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Коми УФАС России считает несостоятельным.
Аукционная комиссия в соответствии с положениями Закона о контрактной системе принимает решение исходя исключительно из сведений, представленных в заявке на участие в аукционе, и требований документации об аукционе.
По результатам изучения заявок участников электронного аукциона, документации об электронном аукционе, Комиссией Коми УФАС России сделан вывод о том, что действие аукционной комиссии в виде принятия решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку с порядковым номером 1 на участие в электронном аукционе, не противоречит требованиям пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, поскольку аукционная комиссия в соответствии с положениями Закона о контрактной системе принимала решение исходя исключительно из сведений, представленных в заявке на участие в аукционе, и требований документации об аукционе.
Согласно позиции заявителя, в действиях уполномоченного органа в виде недопуска ООО ТД "Биохимсенсор" к участию в электронном аукционе имеются признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Порядок рассмотрения заявлений о нарушении Закона о защите конкуренции установлен статьей 44 данного закона.
Комиссия Коми УФАС России при рассмотрении данной жалобы не вправе делать выводы о наличии (отсутствии) нарушений антимонопольного законодательства.
При таких обстоятельствах, копия жалобы подлежит передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения в части доводов, основанных на нормах антимонопольного законодательства.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "Биохимсенсор" на действия аукционной комиссии Министерства финансов Республики Коми в виде принятия решения об отказе заявителю в допуске к участию в электронном аукционе необоснованной.
2. Передать материалы жалобы ООО ТД "Биохимсенсор" уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для рассмотрения указанной жалобы по признакам нарушения Закона о защите конкуренции.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 апреля 2017 г. N 04-02/3893
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017