Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2017 г. N 44-1525/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (далее - Заказчик):
ЗАО РНПЦ "Специалист" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 8845/17 от 12.04.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации столбов и цоколя Ограды, входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения "Собор Воскресения Христова ("Спас на крови")" (Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, 2-а) (извещение номер 0372200231717000071) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200231717000071. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 513 700,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Томом 3 "Техническое задание" конкурсной документации предусмотрены следующие положения:
"Работы выполнять в соответствии с настоящим Техническим заданием, а также Проектной документацией "Проект реставрации ограды Собора Воскресения Христова ("Спас на крови"). Участок вдоль ризницы г. Санкт-Петербург, Центральный район, наб. канала Грибоедова, д. 2а" (рег. N 3-11692 согл. КГИОП 28.12.2015 г.) Раздел 3 "Проектная документация" Книга 1 "Пояснительная записка", Проектной документацией "Проект реставрации ограды Собора Воскресения Христова ("Спас на крови"). Участок вдоль ризницы г. Санкт-Петербург, Центральный район, наб. канала Грибоедова, д. 2а" (рег. N 3-11693 согл. КГИОП 28.12.2015 г.) Раздел 3 "Проектная документация" Книга 2 "Архитектурные решения. Конструктивные решения", Проектной документацией "Проект реставрации ограды Собора Воскресения Христова ("Спас на крови"). Участок вдоль ризницы г. Санкт-Петербург, Центральный район, наб. канала Грибоедова, д. 2а" (рег. N 3-11694 согл. КГИОП 28.12.2015 г.) Раздел 3 "Проектная документация" Книга 3 "Технологии реставрации строительных и отделочных материалов фасадов", которые являются Приложениями N 5, 6, 7 к Техническому заданию документации и в соответствии с Протоколом заседания Научно-технического совета СПб ГКУ "Дирекция заказчика", который является Приложением N 2.1. к Техническому заданию документации".
Также данным томом конкурсной документации установлен перечень приложений, являющихся неотъемлемой частью технического задания:
"1. Расчет начальной (максимальной) цены контракта:
1.1. Сводный сметный расчет.
1.2. Локальная смета N 3 (в составе сметного расчета рег. N 3-11696 согл. КГИОП 25.12.2015 г.) с пересчетом.
2. Требования, установленные Заказчиком к материалам (товарам), используемым при выполнении работ по контракту.
2.1. Протокол заседания Научно-технического совета СПб ГКУ "Дирекция заказчика" от 14.02.2017 г. N 110/17-Н.
3. Задание КГИОП N 2-167-1 от 03.06.2015 г.
4. Ситуационный план.
5. Проектная документация "Проект реставрации ограды Собора Воскресения Христова ("Спас на крови"). Участок вдоль ризницы г. Санкт-Петербург, Центральный район, наб. канала Грибоедова, д. 2а" (рег. N 3-11692 согл. КГИОП 28.12.2015 г.) Раздел 3 "Проектная документация" Книга 1 "Пояснительная записка".
6. Проектная документация "Проект реставрации ограды Собора Воскресения Христова ("Спас на крови"). Участок вдоль ризницы г. Санкт-Петербург, Центральный район, наб. канала Грибоедова, д. 2а" (рег. N 3-11693 согл. КГИОП 28.12.2015 г.) Раздел 3 "Проектная документация" Книга 2 "Архитектурные решения. Конструктивные решения".
7. Проектная документация "Проект реставрации ограды Собора Воскресения Христова ("Спас на крови"). Участок вдоль ризницы г. Санкт-Петербург, Центральный район, наб. канала Грибоедова, д. 2а" (рег. N 3-11694 согл. КГИОП 28.12.2015 г.) Раздел 3 "Проектная документация" Книга 3 "Технологии реставрации строительных и отделочных материалов фасадов".
8. Проектная документация "Проект реставрации ограды Собора Воскресения Христова ("Спас на крови"). Участок вдоль ризницы г. Санкт-Петербург, Центральный район, наб. канала Грибоедова, д. 2а" (рег. N 3-11695 согл. КГИОП 28.12.2015 г.) Раздел 3 "Проектная документация" Книга 4 "Проект организации строительства (реставрации)".
Согласно ч. 1 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Учитывая изложенное, подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с утвержденной проектной документацией, поскольку такая обязанность установлена требованиями конкурсной документации и Законом об объектах культурного наследия.
В силу ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Пунктом 25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Анализ части II "Специальная часть" конкурсной документации показал, что в рамках критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" Заказчиком использованы следующие показатели:
"Показатель N 1: качество работ
Значимость показателя - 30%
Коэффициент значимости показателя - 0,3.
Показатель N 2: качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса
Значимость показателя - 20%
Коэффициент значимости показателя - 0,2.
Показатель N 3: качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса
Значимость показателя - 30%
Коэффициент значимости показателя - 0,3.
Показатель N 4: качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению эффективности проекта производства работ, являющихся предметом конкурса
Значимость показателя - 10%
Коэффициент значимости показателя - 0,1.
Показатель N 5: соответствие экологическим нормам
Значимость показателя - 10%
Коэффициент значимости показателя - 0,1".
Также Заказчиком установлен порядок оценки в отношении каждого из использованных показателей, например:
"4.3.1. Порядок оценки заявок по показателю "качество работ"
Под мероприятиями по улучшению контроля качества за выполняемыми работами на объекте, являющимся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание участником конкурса в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, мероприятий по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса, направленных на улучшение качества работ, предусмотренных техническим заданием конкурсной документации, включающих следующие мероприятия:
1) по проведению участником конкурса входного контроля применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - входной контроль материалов и оборудования);
2) по проведению участником конкурса входного контроля проектной и сметной документации (далее - входной контроль проектной документации);
3) по проведению участником конкурса операционного контроля выполнения отдельных технологических операций при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия для обнаружения и устранения дефектов в процессе выполнения указанных работ (далее - операционный контроль);
4) по проведению участником конкурса внутреннего приемочного контроля выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - приемочный контроль);
5) по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - инспекционный контроль);
6) по проведению контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - предложения по всем мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами).
Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения внешнего осмотра поступающих строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проверки наличия, комплектности и правильности оформления сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество и комплектность строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, с указанием полного перечня таких документов, предусмотренных действующим законодательством, подразделений и (или) персонала (по должностям) участника конкурса, осуществляющего входной контроль или сведений о строительной лаборатории, осуществляющей входной контроль, порядка документирования результатов входного контроля, порядка действий подрядчика при обнаружении дефектов или брака строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.
Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля проектной документации должны быть описаны с указанием перечня документов, подлежащих входному контролю проектной документации, функций такого контроля, подразделений и (или) персонала (по должностям) участника конкурса, осуществляющего входной контроль проектной документации, порядка действий подрядчика при обнаружении дефектов проектной и (или) сметной документации.
Мероприятия по проведению участником конкурса операционного контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, конкретных мероприятий операционного контроля, включающих описание основных этапов выполнения работ, применяемых основных методов контроля, контрольно-измерительного инструмента, при помощи которого проводят операционный контроль, персонала (по должностям), осуществляющего операционный контроль, по видам работ, предусмотренных таблицей N 3 части 2 конкурсной документации (по каждому виду работ отдельно).
Мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего приемочного контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего внутренний приемочный контроль.
Мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения такого контроля, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего внутренний инспекционный контроль, и графика (сроков) проведения такого контроля.
Мероприятия по проведению контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, персонала участника конкурса, осуществляющего такой контроль (по должностям).
Предложения по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами должны подтверждаться представленными в составе заявки копиями следующих действующих документов участника конкурса по улучшению контроля качества за выполняемыми работами: копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения входного контроля материалов и оборудования (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения входного контроля проектной документации (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля проектной документации); копия действующего сертификата участника конкурса системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001 и/или копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения операционного и внутреннего приемочного контроля (в отношении мероприятий по проведению участником конкурса операционного и внутреннего приемочного контроля); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения внутреннего инспекционного контроля (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ (в отношении мероприятия по проведению контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ). В случае если указанные положения (порядки) участника конкурса утверждены локальными правовыми актами участника конкурса, то в составе заявки должны быть также представлены копии, соответствующих локальных правовых актов. Копии вышеуказанных документов участника конкурса по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами далее для целей предмета оценки именуются "копии документов по улучшению контроля качества".
Сведения, содержащиеся в предложениях по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, и сведения, содержащиеся в документах по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, должны совпадать.
Участник конкурса вправе представить предложения по проведению одного или более мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами или не представлять предложения по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами. Предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами считается представленным участником конкурса только в том случае, если участником конкурса представлена в составе заявки копия соответствующего предусмотренного конкурсной документацией действующего соответствующего требованиям конкурсной документации документа участника конкурса по улучшению контроля качества. Каждое предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами должно содержать все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга и требованиям конкурсной документации. Предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, которое не содержит все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, и (или) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и (или) законодательства Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации, и (или) не соответствует представленным копиям документов по улучшению контроля качества, не засчитывается как предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами.
Порядок определения баллов
по показателю "качество работ":
100 баллов - участником конкурса представлены предложения по всем мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
75 баллов - участником конкурса представлены предложения по пяти любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
60 баллов - участником конкурса представлены предложения по четырем любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
45 баллов - участником конкурса представлены предложения по трем любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
30 баллов - участником конкурса представлены предложения по двум любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
15 баллов - участником конкурса представлены предложения по одному любому мероприятию по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
0 баллов - участником конкурса представлено не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации предложение по одному и более любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки, и (или) участником конкурса вообще не представлены предложения по мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению).
4.3.2. Показатель "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса"
Под мероприятиями по повышению безопасности при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание мероприятий:
1) по повышению пожарной безопасности;
2) по повышению безопасности строительной площадки;
3) по повышению безопасности при складировании материалов и конструкций;
4) по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента;
5) по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля путем организации производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - все мероприятия по повышению безопасности).
Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть описаны, в том числе с указанием должностного лица (работника, работников) участника конкурса, ответственного за пожарную безопасность при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия, назначенного приказом (распоряжением) участника конкурса (по должности); порядка проведения противопожарного инструктажа, перечня должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на проведение противопожарного инструктажа, перечня работников участника конкурса - специалистов-реставраторов (по специальностям), допущенных к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, прошедших противопожарный инструктаж с указанием года и месяца прохождения противопожарного инструктажа; перечня руководителей, работников участника конкурса - специалистов-реставраторов (по специальностям), допущенных к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, прошедших пожарно-технический минимум с указанием года и месяца прохождения минимума; информации о наличии квалификационной комиссии участника конкурса по проверке знаний требований пожарной безопасности; порядка осуществления мер пожарной безопасности при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия.
Мероприятия по повышению безопасности строительной площадки должны быть описаны, в том числе с указанием порядка ограждения строительной площадки, порядка организации проездов и проходов на строительной площадке, порядка устройства и оборудования санитарно-бытовых зданий и помещений, порядка освещения строительной площадки.
Мероприятия по повышению безопасности при складировании материалов и конструкций должны быть описаны, в том числе с указанием мер, принимаемых при выполнении работ на объекте культурного наследия против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов, должностных лиц (работников) участника конкурса, уполномоченных на обеспечение безопасности при складировании материалов и конструкций.
Мероприятия по повышению безопасности при эксплуатации производственного оборудования, средств механизации, оснастки, приспособлений и инструмента должны быть описаны, в том числе с указанием подразделений и (или) персонала участника конкурса, эксплуатирующего средства механизации, оснастку, приспособления и ручные машины (по специальностям); мероприятий по обеспечению безопасности производственного оборудования, предусмотренного конкурсной документацией и используемого для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, являющего предметом конкурса, включая меры по обеспечению пожарной безопасности указанного оборудования; указанием электротехнического персонала (по специальностям), имеющего соответствующую квалификационную группу по электробезопасности (при наличии).
Мероприятия по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля путем организации производственного контроля участника конкурса за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - мероприятия по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля) должны быть описаны, в том числе с указанием объектов производственного контроля; перечня должностных лиц участника конкурса (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля; перечня форм учета и отчетности участника конкурса, установленной по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля.
Предложения по проведению мероприятий по повышению безопасности должны подтверждаться представленными в составе заявки копиями следующих собственных действующих документов участника конкурса по повышению безопасности: копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения противопожарного инструктажа работников участника конкурса - специалистов-реставраторов, допущенных к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, и копия действующего локального правового акта участника конкурса о создании и составе квалификационной комиссии участника конкурса по проверке знаний требований пожарной безопасности (в отношении мероприятия по повышению пожарной безопасности); копия действующей программы (плана) производственного контроля, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, утвержденной руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами, предусматривающей объекты производственного контроля в области сохранения объектов культурного наследия предложение (в отношении мероприятия по обеспечению безопасности для человека от вредного влияния объектов производственного контроля).
Сведения, содержащиеся в предложениях по проведению мероприятий по повышению безопасности, и сведения, содержащиеся в документах участника конкурса по повышению безопасности, должны совпадать. Копии вышеуказанных документов участника конкурса по повышению безопасности далее для целей предмета оценки именуется "копии документов участника конкурса по повышению безопасности". Предложение по проведению мероприятия по повышению безопасности считается представленным участником конкурса только в том случае, если участником конкурса представлена в составе заявки копия соответствующего документа участника конкурса по повышению безопасности.
Участник конкурса вправе представить предложения по проведению одного или более мероприятий по повышению безопасности, указанных в предмете оценки, или не представлять предложения по проведению мероприятий по повышению безопасности, указанных в предмете оценки.
Предложение по проведению мероприятия по повышению безопасности, которое не содержит все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, и (или) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и (или) законодательства Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации, и (или) не учитывающее индивидуальные особенности объекта, являющегося предметом конкурса, предусмотренные конкурсной документацией, и (или) не соответствующее копиям документов участника конкурса по повышению безопасности, не засчитывается как предложение по проведению мероприятия по повышению безопасности.
Под индивидуальными особенностями объекта, являющегося предметом конкурса, предусмотренными конкурсной документацией, для целей предмета оценки по показателю "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса" понимаются предусмотренные конкурсной документацией объект культурного наследия, конкретное производственное оборудование, средства механизации, оснастки, приспособления и инструмент, материалы и конструкции, специальности специалистов-реставраторов, наличие которых участнику конкурса следует учитывать при подготовке предложений по проведению мероприятий по повышению безопасности.
Порядок определения баллов по показателю "качественные характеристики объекта закупки, выраженные в предложениях в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса":
100 баллов - участником конкурса представлены предложения по всем мероприятиям по повышению безопасности, указанным в предмете оценки;
80 баллов - участником конкурса представлены предложения по четырем любым мероприятиям по повышению безопасности, указанным в предмете оценки;
60 баллов-участником конкурса представлены предложения по трем любым мероприятиям по повышению безопасности, указанным в предмете оценки;
40 баллов-участником конкурса представлены предложения по двум любым мероприятиям по повышению безопасности, указанным в предмете оценки;
20 баллов-участником конкурса представлены предложения по одному любому мероприятию по повышению безопасности, указанному в предмете оценки;
0 баллов - участником конкурса представлено не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации предложения по 1 и более любым мероприятиям по повышению безопасности, указанным в предмете оценки, и (или) участником конкурса вообще не представлены предложения по мероприятиям по повышению безопасности, указанным в предмете оценки.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению)" и т.д. в отношении иных показателей, использованных в рамках критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
Согласно порядку оценки критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" участник закупки в конкурсной заявке для получения максимального количества баллов по показателям должен представить описание мероприятий по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса, направленных на улучшение качества работ, предусмотренных техническим заданием конкурсной документации и др. Порядок оценки также содержит перечень мероприятий, в отношении которых участник закупки должен представить описание.
Вместе с тем, согласно порядку оценки конкурсная комиссия Заказчика оценивает факт наличия или отсутствия в конкурсной заявке описания в отношении указанных в документации мероприятий, а также присваивает количество баллов в зависимости от наличия описания по всем или не по всем мероприятиям.
Комиссия УФАС установила, что согласно порядку оценки конкурсных заявок конкурсная комиссия Заказчика оценивает исключительно факт наличия или отсутствия описания. Следовательно, например, в случае предоставления в конкурсной заявке участником закупки краткого описания в отношении всех мероприятий, конкурсная комиссия Заказчика обязана присвоить такой заявке по показателю максимальный балл, при этом в случае наличия в конкурсной заявке подробного описания в отношении не всех мероприятий, такой заявке будет присвоено меньшее количество баллов. Таким образом, порядок оценки конкурных заявок не позволяет конкурсной комиссии Заказчика производить рассмотрение заявок в части содержания описания.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, при этом в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 55528-2013 "Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования" проект реставрации и приспособления содержит основные разделы в соответствии с действующим законодательством по сохранению объектов культурного наследия, а также в части, определенной Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление) в качестве обязательных разделов проектной документации, но не противоречащих положениям Закона об объектах культурного наследия.
Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Из анализа Постановления следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.
Согласно Постановлению текстовая часть проектной документации должна содержать, в том числе:
- сведения о производственной программе и номенклатуре продукции, характеристику принятой технологической схемы производства в целом и характеристику отдельных параметров технологического процесса, требования к организации производства, данные о трудоемкости изготовления продукции - для объектов производственного назначения;
- перечень мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований по охране труда при эксплуатации производственных и непроизводственных объектов капитального строительства и т.д.
Проектная документация содержит информацию необходимую и достаточную для организации производства работ, обеспечения безопасности и т.д.
При этом какие-либо изменения в проектную документацию не допускаются, поскольку они влекут за собой фактическое изменение объекта закупки ввиду того, что конкурсной документацией и Законом об объектах культурного наследия предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Таким образом, предложение участников закупки в отношении качества работ, качественных характеристик объекта закупки, выраженных в предложениях по повышению безопасности работ при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, качественных характеристик объекта закупки, выраженных в предложениях по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ, являющихся предметом конкурса, качественных характеристик объекта закупки, выраженных в предложениях по повышению эффективности проекта производства работ, являющихся предметом конкурса, соответствии экологическим нормам в рассматриваемом случае не могут быть предметом оценки для выявления лучших условий исполнения контракта, поскольку все необходимые и достаточные сведения уже содержатся в разработанной и утвержденной проектной документации, изменений которых недопустимо.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке порядка оценки, который не позволяет объективно оценить конкурсные заявки и выявить лучшие условия исполнения контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 32, 33, 50, 51, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО РНПЦ "Специалист" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 44-1524/17 от 19.04.2017.
4. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 44-1524/17 от 19.04.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2017 г. N 44-1525/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017