Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 апреля 2017 г. N 44-1547/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ФГБУН Институт озероведения РАН (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Строительно-Монтажная Академия" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 9445-ЭП/17 от 18.04.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт по замене окон здания ИНОЗ РАН по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Севастьянова, д. 9 (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.11.2016 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100016616000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 739 100,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2017 N0372100016616000002-6 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе (порядковый номер 30) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "1) Отсутствуют конкретные значения показателей для товаров, например, для товара N15 "Канифоль". В документации установлено: "Товар под номером 15 в приложении N2 должен соответствовать ГОСТ 19113-84". В заявке отсутствует указание о соответствии товара N 15 "Канифоль" ГОСТ 19113-84. 2) Несоответствие указанных характеристик товара требованиям документации. Товар N 3 "Хомут стальной оцинкованный с саморезом" - "Область применения: для монтажа труб". 3) Товар N 21 "Лента липкая" в заявке указано: Номинальная толщина: не более 0,20 мм - не менее 0,14 мм" - отсутствуют конкретные показатели товара согласно требованиям документации об аукционе.".
Заявитель в жалобе указал на несоответствие содержания протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2017 N0372100016616000002-6 требованиям Закона о контрактной системе в части отсутствия указания на нормы Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми первой части заявки Заявителя отказано в допуске к участию в аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
- о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
- о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
- о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 7 ст. 67 Закона о контрактной системе указанный в ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Таким образом, на основании ч. 6 ст. 67 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлено требование об указании в протоколе рассмотрения первых частей заявок норм Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2017 N0372100016616000002-6 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "1) Отсутствуют конкретные значения показателей для товаров, например, для товара N15 "Канифоль". В документации установлено: "Товар под номером 15 в приложении N2 должен соответствовать ГОСТ 19113-84". В заявке отсутствует указание о соответствии товара N 15 "Канифоль" ГОСТ 19113-84.".
Комиссия УФАС установила, что первая часть заявки Заявителя не содержит указания на соответствие товара по п. 15 Приложения N 2 к техническому заданию ГОСТ 19113-84, требование о соответствии показателей которому установлено Заказчиком в документации о закупке (п. 4 Раздела IV документации о закупке).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, которая должна позволять участникам закупки:
1) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
2) определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
3) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в Части II (ИУЗ 13.1.) документации о закупке.
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для выполнения работ товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно технической части документации об аукционе. В случае установления требований о соответствии товара взаимоисключающим ГОСТам, товар должен соответствовать тому ГОСТу, который распространяется на товар в соответствии с конкретными значениями показателей которого данный товар выбран участником для представления в составе первой части заявки на участие в аукционе. В случае, если необходимый для производства работ товар не производится по ГОСТ либо ГОСТ на него отсутствует или устарел - показатели принимаются заказчиком на основании мониторинга рынка, проводимого для товаров, использованных при определении начальной максимальной цены. Данные требования обязательны для выполнения и приняты заказчиком с целью расширения доступа к участию в аукционе для товаров, не сертифицированных по ГОСТ, но имеющих требуемые заказчиком характеристики, а так же для описания товаров, на которые отсутствуют ГОСТ.".
Таким образом, согласно положениям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе участник закупки в первой части заявки обязан предоставить показатели, соответствующие государственным стандартам. При этом инструкция не содержит указание на то, что первая часть заявки помимо конкретных показателей, соответствующих государственным стандартам, должна содержать номер государственного стандарта, на основании которого участник закупки предоставил показатели в заявке.
Следовательно, отказ в допуске первой части заявки Заявителя на основании отсутствия в первой части заявки указания на государственный стандарт не соответствует положениям документации о закупке.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2017 N0372100016616000002-6 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Несоответствие указанных характеристик товара требованиям документации. Товар N 3 "Хомут стальной оцинкованный с саморезом" - "Область применения: для монтажа труб".".
Согласно п. 3 Приложения N 2 к техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Хомут стальной оцинкованный с саморезом. Минимальная рабочая температура: не более -33°С. Область применения: должна быть для монтажа окон/труб/профилей. Материал изготовления хомута: должен быть сталь. Уплотнитель: должно быть в наличии. Материал изготовления уплотнителя: должен быть резина. Толщина защитного покрытия: не менее 9 и не более 12 мкм. Максимальная рабочая температура хомута: должна быть не менее 112°С. Защитное покрытие от коррозии: должно присутствовать.".
Согласно инструкции Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения показателей, требования к которым установлены Заказчиком с использованием символа "/": "в случае установления требования к значению показателя в Приложении N2 к настоящему Техническому заданию с применением слов/знаков "или", "и/или", "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, при указании марки товара) потребностям Заказчика удовлетворяет каждый из вариантов таких значений (что обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара, используемого привыполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика); в случае использования "или", "/" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать одно из альтернативных значений показателя, а в случае использования "и/или" - одно или несколько значений через запятую.".
Таким образом, Заявителем в первой части заявки по показателю области применения хомута стального оцинкованного с саморезом Заявителем в первой части заявки на участие в аукционе предоставлено одно значение показателя из варианта значений, установленных Заказчиком в документации о закупке.
Следовательно, отказ в допуске по данному основанию не соответствует инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2017 N0372100016616000002-6 первой части заявки Заявителя на участие в аукционе отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Товар N 21 "Лента липкая" в заявке указано: Номинальная толщина: не более 0,20 мм - не менее 0,14 мм" - отсутствуют конкретные показатели товара согласно требованиям документации об аукционе.".
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчиком установлен, в том числе следующий порядок заполнения: "в случае установления в Приложении N2 к настоящему Техническому заданию соответствующего максимального и минимального значения показателя товара (требование к нижней и верхней границе диапазона значений) с использованием в представленном порядке слов/словосочетаний/символов "не менее_ - не менее_", "более ... - не более_", "не более_ - более_", "...-...", "более_ - менее_.", "менее_- более", "не более_ - не более_", "не менее_ - менее_" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона). Во всех иных случаях требования к показателям товаров в Приложении N2 к настоящему Техническому заданию, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Технического задания.".
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не содержит указания на порядок заполнения первой части заявки в случае установления Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию требований к значениям показателей с использованием слов "не более ... - не менее...".
Согласно инструкции в случае, если инструкция не содержит прямого указания на порядок заполнения показателей, такие показатели являются неизменными.
На основании положений инструкции по заполнению заявки Заявителем в первой части заявки предоставлены значения показателя номинальной толщины ленты липкой без изменений.
Комиссия УФАС установила, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.04.2017 N0372100016616000002-6.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-1546/17 от 25.04.2017.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-Монтажная Академия" частично обоснованной в части довода о неправомерном отказе в допуске к участию в аукционе первой части его заявки.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-1546/17 от 25.04.2017.
4. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика не передавать в связи с передачей их в рамках рассмотрения дела N 44-1546/17 от 25.04.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 апреля 2017 г. N 44-1547/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017