Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 апреля 2017 г. N 592
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Яковлева Ю. Н.,
от ООО "Маккон" - Волчуковой Н. В., Маковеевой Л. Е.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Маккон" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000717000008 "Выполнение работ по строительному контролю при выполнении работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Зеленокумск - Соломенское - Степное, км 0+200 - км 4+200".
Заявитель считает, что действия заказчика при формировании документации нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представитель заказчика пояснил следующее:
Документация электронного аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Маккон", Комиссией установлено следующее:
1) Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено - Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В размещенной заказчиком конкурсной документации к открытому конкурсу N0121200000717000008 в информационной карте конкурсной документации (инструкция участникам) в пункте 11.3. содержится требование обязательного предоставления в составе конкурсной заявки: "....Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге)1:
действующего Свидетельства об аттестации лаборатории на право проведения физико-механических испытаний и измерений с перечнем средств измерений;
перечня испытательного оборудования, подлежащего аттестации в соответствии с ГОСТ Р 8.568-97, выданных Госстандартом и подтверждающих компетентность собственной лаборатории для выполнения услуг в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ32731-2014.
Требование государственного заказчика предоставить копию действующего Свидетельства об аттестации лаборатории на право проведения физико-механических испытаний и измерений с перечнем средств измерений является нарушающим требования ч. 2 ст. 8, ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как
в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательным требованием к организации, осуществляющей строительный контроль в дорожной области является наличие собственной лаборатории (п.п. 5.1. п. 5 межгосударственный стандарт ГОСТ32731-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля").
Правительством РФ, агентством по техническому регулированию и метрологии РФ не устанавливаются никаких требований к наличию у участника закупки конкретно только Свидетельства об аттестации лаборатории на право проведения физико-механических испытаний и измерений с перечнем средств измерений. Согласно законодательству РФ, компетентность строительной лаборатории может подтверждаться как Свидетельством об аттестации лаборатории на право проведения физико-механических испытаний и измерений с перечнем средств измерений, так и Аттестатом аккредитации испытательной лаборатории.
Таким образом, государственный заказчик имеет право требовать в составе конкурсной заявки участника закупки любой из двух документов, подтверждающих компетентность собственной лаборатории - Свидетельство об аттестации либо Аттестатом аккредитации испытательной лаборатории.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края установлены нарушения требований ч. 2 ст. 8, ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Маккон" на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса N 0121200000717000008 "Выполнение работ по строительному контролю при выполнении работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Зеленокумск - Соломенское - Степное, км 0+200 - км 4+200" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края нарушившим требования ч. 2 ст. 8, ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи, с чем выдать заказчику, обязательное для исполнения предписание для устранения допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е. А. Соколов
И.Г. Лыков
предписывает:
Заказчику - Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края устранить нарушения требований ч. 2 ст. 8, ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем:
1. Документацию об открытом конкурсе N 0121200000717000008 - привести в соответствие с требованиями Закона N 44-ФЗ;
2. Внести соответствующие изменения в конкурсную документацию N 0121200000717000008 путем размещения соответствующей информации на официальном сайте;
3. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Известить участников, подавших заявки на участие в данном открытом конкурсе о внесении изменений в конкурсную документацию N 0121200000717000008.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е. А. Соколов
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 апреля 2017 г. N 592
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017