Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 апреля 2017 г. N 588
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.
В присутствии представителей:
от заказчика - Праведнов В.А.
от ООО "Гермес-СТ" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Гермес-СТ" на действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100017617000093 Выполнение работ по капитальному ремонту 5 (пятого) корпуса Санаторий "Смена" ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Кисловодске.
По мнению заявителя, действия заказчика при формировании документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона N44-ФЗ.
Комиссия, выслушав доводы стороны, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0321100017617000093 Выполнение работ по капитальному ремонту 5 (пятого) корпуса Санаторий "Смена" ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Кисловодске.
Требования к товару по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. Как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ:
1. В информационной карте заказчик установил срок окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации: 09.04.2017 г. включительно.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 65 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По смыслу вышеуказанного положения статьи последний день для направления участником запроса выпадает на 09.04.2017 - выходной день, и, соответственно, этот срок переносится на первый рабочий день, следующий после выходного, то есть на 10.04.2017. В течение двух дней после получения данного запроса заказчик должен разместить в ЕИС разъяснения положений документации, то есть до 12.04.2017 года.
Таким образом, заказчик нарушил ст. 65 Закона 44-ФЗ.
2. В позиции "цементный раствор" заказчиком установлено: "морозостойкость - способность свежего раствора выдерживать пять последовательных циклов замерзание/разморозка без потери свойств. У раствора марки М-150 должен быть, равен F50". При этом заказчиком установлено соответствие ГОСТу 28013-98. Пункт 6.9 ГОСТ 28013-98: "Прочность на сжатие, морозостойкость и среднюю плотность затвердевших растворов определяют по ГОСТ 5802-86". В соответствии с пунктом 10.4. ГОСТ 5802-86: "За марку раствора по морозостойкости принимают наибольшее число циклов попеременного замораживания и оттаивания, которое при испытании выдерживают образцы". Таким образом марки требуемой марке по морозостойкости F
50 соответствует 50 циклов попеременного замораживания и оттаивания, заказчик же установил пять. Подготовить заявку, одновременно соответствующую ГОСТ 28013-98 и требованиям заказчика не предоставляется возможным.
В этой же позиции цементный раствор заказчиком установлено:
"Технические характеристики необходимого для применения цементного раствора М-150 по ГОСТу 28013-98.
Основными маркёрами, отражающие свойства и состав смеси являются:
-марка - специфическая разметка продукции М
150;
-класс бетона - фактическая, гарантированная прочность не менее В12,5, что физически соответствует пределу не менее 165 кг*с/кв.см;
Рецепт, для приготовления 1 м3 раствора М
150:
цемент (М400) - не менее 230 кг (1 доля);
песок (смесь крупинок до 5 мм) - не менее 805 кг (3,5 доли);
щебень (дроблный кирпич или измельч
нные бетонные конструкции) - не менее 1311 кг (5,7 доли);
вода- не менее 115 л (0,5 доли)".
Наименование позиции "цементный раствор" противоречит описанию "_класс бетона_". Кроме того, в соответствии с пунктом 4.14.7 ГОСТ 28013-98 щебень (дроблёный кирпич или измельчённые бетонные конструкции) как заполнитель не может быть использован.
3. При описании позиции "светильники светодиодные" заказчик использовал ссылки на ГОСТ Р 51318.15-99; ГОСТ Р 51317.3.2-2006; ГОСТ Р 51317.3.3-2008; ГОСТ 17677-82.
ГОСТ Р 51318.15-99 Дата окончания действия: 01 марта 2015;
ГОСТ Р 51317.3.2-2006 Дата окончания действия: 01 января 2014;
ГОСТ Р 51317.3.3-2008 Дата окончания действия: 01 января 2014;
ГОСТ 17677-82 Дата окончания действия: 01 июля 2012.
Перечисленные ГОСТы являются не действующими стандарты, их заменяющие отсутствуют в открытом доступе.
Что является нарушением ст. 33 Закона 44-ФЗ.
На участие в аукционе подано 2 заявки, которые были допущены к участию в аукционе.
Как установила комиссия при начальной (максимальной) цене контракта 3 349 745, 06 рублей, победитель предложил цену контракта 2 763 539,61 рублей, т.е. снижение цены составляет 17,5%.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия считает, что данные нарушения не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3.В действиях заказчика установлены нарушения требований Закона 44-ФЗ:
В "Информационной карте" и "Техническом задании" указано:
"Место и сроки (периоды) выполнения работ: Ставропольский край, г. Кисловодск, пр. Дзержинского, 18, срок выполнения работ: с момента заключения контракта до 21 июля 2017 г.", Однако, в п. 4.1 проекта контракта, Заказчик зачем-то указывает невыполнимый срок окончания работ: "Подрядчик обязуется выполнить работы, предусмотренным пунктом 1.1 настоящего контракта с момента заключения контракта и до 31 января 2017 г".
В проекте контракта п. 5.1.8 установлено, что "Подрядчик обязан обеспечить по требованию Заказчика установку на Объекте камер видеонаблюдения с возможностью трансляции в режиме реального времени. Размещение камер должно обеспечивать обзор всей зоны производства работ. Расходы на приобретение, монтаж, содержание в работоспособном состоянии систем видеонаблюдения, а также расходы на передачу данных с камер видеонаблюдения несет Подрядчик". При этом в Смете отсутствуют наименования камер или систем видеонаблюдения, что безусловно означает, что при формировании и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, заказчик не учел возможные расходы Подрядчика на приобретение, установку, монтаж, содержание системы видеонаблюдения.
Что является нарушением ст. 34 Закона 44-ФЗ.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гермес-СТ" на действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100017617000093 Выполнение работ по капитальному ремонту 5 (пятого) корпуса Санаторий "Смена" ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Кисловодске - частично обоснованной;
2. Признать действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100017617000093 Выполнение работ по капитальному ремонту 5 (пятого) корпуса Санаторий "Смена" ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Кисловодске не соответствующими требованиям ст. 34 Закона 44-ФЗ, в связи с чем заказчику выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
Члены комиссии И.Г. Лыков
С.И. Рошевский
Заказчик:
ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России
357600, Ставропольский край, Ессентуки г, ул. Советская, 24.
Заявитель:
ООО "Гермес-СТ"
350000, г. Краснодар, ул. им. Бабушкина, 252, пом. 15, оф. 1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по Ставропольскому краю
ул. Ленина, 384, г. Ставрополь, 355003
тел. (8652) 35-51-19, факс (8652) 35-51-19
e-mail: Stmap@statel.stavropol.ru
_______________ N ________________
На N __________ от _______________
ПРЕДПИСАНИЕ N 247
по делу N РЗ-588-2017 о нарушении законодательства о закупках
19.04.2017 года г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.
На основании своего Решения от 19.04.2017 года по делу N РЗ-588-2017, принятого Комиссией по итогам рассмотрения жалобы ООО "Гермес-СТ" на действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321100017617000093 Выполнение работ по капитальному ремонту 5 (пятого) корпуса Санаторий "Смена" ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Кисловодске и руководствуясь ч. 3, 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ),
предписывает:
Заказчику - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России устранить нарушения требований ст. 34 Закона N44-ФЗ, в связи с чем:
При заключении контракта:
- исключить из государственного контракта п. 5.1.8 в соответствии с доводами, указанными в решении.
- пункт 4.1 контракта привести в соответствии документацией аукциона.
Срок исполнения предписания - в течение 10 дней с момента его размещения на официальном сайте для размещения информации о размещении заказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru, об исполнении которого в обязательном порядке сообщить в Ставропольское УФАС России в течение 7 дней с момента его исполнения.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Неисполнение настоящего предписания в соответствии со ст. 107 Федерального закона о размещении заказов, влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Е. А. Соколов
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 апреля 2017 г. N 588
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017