Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 апреля 2017 г. N 619
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Яковлева Ю. Н., Надеина А. Ю.,
от уполномоченного органа - Обуховой А. Ю.,
от ООО "Скорость" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Скорость", на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000187 "выполнение работ по устройству искусственного электроосвещения на участке автомобильной дороги Новоалександровск Кропоткин (в границах Ставропольского края), км 7+800 км 8+450 (пос. Южный, Новоалександровский район) для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заявитель считает, что действия заказчика, уполномоченного органа при формировании документации нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
Представители заказчика, уполномоченного органа пояснили следующее:
Документация электронного аукциона соответствует нормам Закона. Все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
Комиссия, выслушав доводы сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "Скорость", Комиссией установлено следующее:
1. В Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить, в том числе, сведения о химическом составе товара и показатели результатов испытания таких товаров.
Например, в позиции N7 Песок природный "Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 10 мм Требования установлены % по массе, до 5, Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 1,25 мм Требования установлены % по массе, от 5 Требования не установлены Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 5 мм % по массе, не более 15, Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 2,5 мм % по массе, не более 20 Требования не установлены Требования не установлены Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий, 0,63 мм % по массе, min 30 Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 1,25 мм % по массе, до 35 Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 0,63 мм % по массе, до 45 Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий, 0,315 мм % по массе, от 45 Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 0,315 мм % по массе, до 55 Зерновой состав песка полный остаток, на ситах c размером отверстий 0,16 мм Требования не установлены % по массе, от 85" - Требования к полным остаткам на ситах, которые определяются согласно отдельного ГОСТа на испытания песка.
2. В позиции N14. Лак битумный БТ-123 заказчиком указано - "Массовая доля нелетучих веществ Не менее 37%".
3. Позиция 3. Болты с гайками и шайбами: Механические свойства гаек - твердость по Бринеллю - не менее двести двадцать девять.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем - требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Таким образом, установление вышеуказанных требований к составу заявок участников закупки противоречит положениям Закона о контрактной системе.
4. В инструкции установлено: При указании конкретного показателя по максимальному или минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" верхнее/ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель согласно настоящей инструкции по заполнению заявки, при этом крайние значения "х" включены в интервал во всех случаях, за исключением наличия единиц измерения в графе "Требуемые показатели и характеристики" по требуемому параметру. Данный пункт инструкции является необъективным.
5. В аукционной документации установлено:
"12.5. Положения Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является госу-дарственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии".
Данное положение аукционной документации нарушает положения ч. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ.
6. "6.3. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок, при проведении электронных аукционов перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.
Реквизиты для перечисления денежных средств за участие в электронном аукционе на электронной площадке:
Получатель |
ООО "РТС-тендер" |
Наименование банка |
ВТБ БАНК ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО |
Расчетный счет |
40702810200260000532 |
Корреспондентский счет |
30101810700000000187 |
БИК |
044525187 |
ИНН |
7710357167 |
КПП |
770701001" |
Однако, с 20 марта 2017 года изменился расчетный банк для приема средств гарантийного обеспечения при участии в закупках на площадке РТС-тендер.
В связи с этим с 20 марта 2017 года при внесении средств гарантийного обеспечения для участия в закупках на площадке РТС-тендер необходимо указывать следующие реквизиты:
Площадка для государственных и муниципальных закупок:
Получатель: ООО "РТС-тендер"
Наименование банка: МОСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ПАО "СОВКОМБАНК" Г. МОСКВА
Расчетный счёт: 40702810200005001158
Корр. счёт: 30101810945250000967
БИК: 044525967
ИНН: 7710357167
КПП: 773001001
7. Заказчик в позиции 14. Лак битумный БТ- 123 устанавливает по показателю "Расход на 1 слой", Минимальные значения показателей Требования не установлены, а затем по тому же показателю "Расход на 1 слой" установлены Минимальные значения показателей Требования установлены. "Не более 110 г/м2". Аналогично с требованиями относительно того же показателя "Расход на 1 слой" Максимальные значения показателей, при установлении минимальных значений заказчик утверждает, что верхняя граница отсутствует, т.е., требования не установлены для максимальных значений показателя, однако затем устанавливает максимальные значения показателя.
В части остальных доводов жалобы - действия заказчика не нарушают требований действующего законодательства.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 96, ч. 6 ст. 66 Закона N 44-ФЗ.
Следует отметить, что на участие в данном электронном аукционе поступила 1 заявка от участников закупки (данная заявка допущена), нарушения допущенные заказчиком не повлияли на результат рассмотрения заявок.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено - В случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость", на действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения электронного аукциона N 0121200004717000187 "выполнение работ по устройству искусственного электроосвещения на участке автомобильной дороги Новоалександровск Кропоткин (в границах Ставропольского края), км 7+800 км 8+450 (пос. Южный, Новоалександровский район) для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - частично обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия государственного заказчика - Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, и уполномоченного органа - Комитет Ставропольского края по государственным закупкам нарушившим требования ч. 1 ст. 33, ч. 8 ст. 96, ч. 6 ст. 66 Закона N44-ФЗ.
3. В соответствии с п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 и тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты закупки - предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии Е. А. Соколов
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 21 апреля 2017 г. N 619
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017