Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на закупку работ в целях капитального ремонта государственного имущества (капитальный ремонт зданий по адресу: г. Пермь, ул. Грачева, д. 12, лит. А1, А2, В, В1). (изв.N 0356100010417000098),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100010417000098 Заказчиком проводился электронный аукцион на закупку работ в целях капитального ремонта государственного имущества (капитальный ремонт зданий по адресу: г. Пермь, ул. Грачева, д. 12, лит. А1, А2, В, В1).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель указывает, что в документации не установлено требование о наличии в свидетельстве СРО п.33.3.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Комиссия отмечает, что 17.04.2017 г. в документацию о закупке были внесены соответствующие изменения.
Требования к составу второй части заявки (в редакции документации от 17.04.2017 г.) обозначены в п.24 Раздела 1 аукционной документации.
Так, в составе второй части заявки необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона следующим требованиям: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона следующим требованиям: -действующее свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 624. Виды работ, на которые участник обязан иметь действующее свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), указаны в части II. "Техническое задание" документации об аукционе.
Согласно требованиям Технического задания в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 года N 624, Подрядчик обязан иметь действующее свидетельство о допуске к выполнению работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), на следующие виды работ:
1. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
1.1. Жилищно-гражданское строительство.
2. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций:
2.1. Опалубочные работы;
2.2. Арматурные работы;
2.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
3. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:
3.1. Монтаж объемных блоков, в том числе вентиляционных блоков, шахт лифтов и мусоропроводов, санитарно-технических кабин.
4. Монтаж металлических конструкций:
4.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
5. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов):
5.1. Антисептирование деревянных конструкций;
5.2. Гидроизоляция строительных конструкций;
5.3. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
5.4. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 от 30.12.2009 г "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624).
Исходя из смысла указанных норм права, Комиссия приходит к выводу о том, что если условия документации о закупке предусматривают проведение работ, для которых необходимо свидетельство СРО, то данное требование должно содержаться в аукционной документации, а участник электронного аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.
Приказ N 624 содержит п. 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.3 - Жилищно-гражданское строительство.
С учетом указанных выше норм права, лицо, с которым по итогам аукциона будет заключен контракт, является лицом, осуществляющим строительство и в силу прямого указания закона должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации строительства, причем вне зависимости от того, будет ли привлекать данное лицо в ходе выполнения работ по контракту других лиц или выполнять строительные работы самостоятельно.
Из изложенного следует, что для подтверждения соответствия требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации (в данном случае) к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства участнику закупки необходимо представить копию действующего свидетельства СРО с допуском к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.33.3, наличие которого позволит привлечь к выполнению работ субподрядную организацию.
Поскольку в документации о закупке установлено требование о наличии в свидетельстве СРО конкретных допусков, а п.33.3 обозначен как п.1.1, Заказчиком нарушено требование, содержащееся в п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что обозначенному подобным образом допуску, согласно Приказу N 624, соответствует допуск 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства, что может ввести участников закупки в заблуждение.
В п. 13.1 проекта контракта указано следующее: Настоящий Контракт составлен на русском языке, подписан в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон, оба экземпляра имеют одинаковую силу.
Согласно ч.7 ст.70 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (ч.8 названной статьи).
Исходя из положений Закона о закупках, контракт заключается в электронном виде и подписывается ЭЦП Заказчика и Победителя закупки. Поскольку заключение контракта в бумажном виде не предусмотрено, Заказчиком нарушено положение, обозначенное в ч.8 ст.70 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о закупках в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что 04.04.2017 г. Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений аукционной документации, однако, предмет запроса не указан.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение ч.4 ст.65 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, на сайте Оператора электронной площадки запрос участника закупки размещен.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на закупку работ в целях капитального ремонта государственного имущества (капитальный ремонт зданий по адресу: г. Пермь, ул. Грачева, д. 12, лит. А1, А2, В, В1). (изв.N 0356100010417000098) обоснованной в части доводов относительно проекта контракта, не указания предмета запроса.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.70 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.65 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
5.Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "МФЦ "РЕГУЛ" (вх. N 005733-17 от 13.04.2017 г.).
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017