Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ДорТехСтрой" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на летнее содержание дорог Кунгурского района Лот N 1 (извещение N 0156300057717000011),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300057717000011 Управлением развития инфраструктуры Кунгурского района (далее - Заказчик), администрацией Кунгурского района (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на летнее содержание дорог Кунгурского района Лот N 1.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок подателю жалобы отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, обозначены в Приложении N 1.1 к Техническому заданию.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 1.1.
Согласно инструкции по заполнению заявки предлагаемые участником закупки конкретные значения должны соответствовать требованиям нормативной документации, указанной Заказчиком в требованиях к товару, или требованиям Заказчика, при отсутствии указания на нормативную документацию; В случае, если позиция требования к используемым материалам содержит требования одновременно к двум и более материалам, объединенным едиными требованиями нормативной документации или требованиями заказчика, участнику закупки необходимо предоставить конкретные значения по каждому материалу отдельно.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В ходе рассмотрения жалобы основания для отказа в допуске к участию в закупке, отраженные в протоколе рассмотрения заявок, нашли свое подтверждение.
В Приложении N 1.1 установлены требования к пиломатериалам: Пиломатериалы хвойных пород (сосны или ели или пихты или лиственницы или кедра) по ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы
хвойных пород. Технические условия и ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры. Доски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, все ширины от 75 до 150 мм, толщиной 32 и 40
мм, II сорта. Пиломатериалы должны быть антисептированы по ГОСТ 10950-2013.
В заявке подателя жалобы указан, в частности, следующий показатель - Доски обрезные хвойных пород длиной 6 м, шириной 75 мм, толщиной 40 мм.
Пунктом 1.1 ГОСТ 8486-86 установлено, что термины и определения указаны в ГОСТ 18288. В соответствии с ГОСТ 18288-87, доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Таким образом, Заявителем в заявке предоставлены недостоверные сведения, и, как следствие, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки исключительно на соответствие требованиям, установленным в аукционной документации (с учетом положений инструкции по заполнению заявки) нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Довод подателя жалобы о том, что в документации нет ссылки на ГОСТ 18288-87, отклоняется как несостоятельный, основанный на неверном толковании положений ГОСТ.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает следующее.
С учетом положений инструкции по заполнению заявки, требований Заказчика - все ширины от 75 до 150 мм, толщиной 32 и 40 мм, II сорта, ГОСТ 24454-80, участнику закупки было необходимо предложить пиломатериалы шириной (мм) 75, 100, 125 и 150 и предоставить показатели по каждому материалу отдельно, что и было сделано подателем жалобы. Однако, доски шириной 75 мм, толщиной 40 мм. не существует, данный материал является бруском.
В письменных пояснениях Заказчик указывает, что в соответствии с требованиями документации должны быть использованы доски как толщиной 32 мм., так и доски толщиной 40 мм., то есть часть досок должна быть толщиной 32 мм, а часть досок толщиной 40 мм., при этом зависимость толщины досок от других параметров Заказчик относит на усмотрение участников закупки, то есть участник сам решает доски какой ширины будут 32 мм., а какие 40 мм., главное, чтобы доски обоих толщин присутствовали при выполнении работ и соответствовали ГОСТ.
Комиссия отмечает, что данные пояснения не коррелируют с четко установленными в документации о закупке требованиями, согласно которым, в заявке должны быть указаны показатели досок, в том числе, шириной 75 мм., толщиной 40 мм.
Антимонопольный орган обращает внимание на то, что установленные таким образом требования, в отсутствие соответствующих положений инструкции, ввели участника закупки в заблуждение, привели к отказу в допуске к участию в закупке, чем нарушены его права и законные интересы.
При указанных обстоятельствах Заказчиком, Уполномоченным органом допущено необъективное описание объекта закупки, и, как следствие, нарушена норма, содержащаяся в п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, Уполномоченного органа, утвердивших аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДорТехСтрой" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на летнее содержание дорог Кунгурского района Лот N 1 (извещение N 0156300057717000011) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017