Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "УралКапиталСтрой" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Заполье-Октябрьский" (изв.N 0356300037517000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300037517000016 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги "Заполье-Октябрьский".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок подателю жалобы отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках обозначено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, обозначены в Приложении N 1 к Техническому заданию.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Приложении N 1.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что основания для отказа в допуске к участию в закупке, отраженные в протоколе рассмотрения заявок, нашли свое подтверждение.
В п. 3, 4, 5 Приложения N 1 установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
П. 3 Раствор цементный Гост 28013-2014, норма подвижности по погружению конуса должна быть от 1 до 12 см.;
П. 4 Гравий ГОСТ 8267-93, средняя плотность зерен должна быть от 2,0 до 3,0 г/см3.;
П. 5 Песок ГOСТ 8736-2014, песок по группе крупности зернового состава должен быть средний, крупный, модуль крупности (Мк) песка должен быть св.2,0 до 3,0.
В заявке подателя жалобы по данным пунктам указаны следующие показатели: норма подвижности по погружению конуса минимальное значение составляет 8 см, максимальное 12 см.; средняя плотность зерен 2,0 г/см3; песок по группе крупности крупный, модуль крупности (Мк) минимальный показатель 2,5 максимальный 3,0 .
В инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, например, установлены следующие положения:
- Знак "," следует читать как "или", что обозначает необходимость указания одного из установленных требований или необходимых значений. Исключением является требование в предложении которого, все значения показателей и характеристик перечислены через запятую, но в конце предложения которого стоит знак "*", "от ... до" означает необходимость указать значение показателя в виде диапазона значений и включает крайние значения без сопровождения предлогов "от" "до".
- "Св. _.до" означает необходимость указать значение показателя в виде диапазона значений где первое значение (минимальное) "св." не включает крайние значения, а второе значение (максимальное) "до" включает крайнее значение, без сопровождения предлогов "св." "до". Исключение составляет указание с помощью предлогов "св. _.до" фракции материалов щебня, песка, гравия.
Комиссией установлено, что с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, спорные показатели не соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии, рассматривающей заявки исключительно на соответствие требованиям, установленным в аукционной документации (с учетом положений Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе), нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что положения Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют оформить заявку в соответствии с требованиями аукционной документации и законодательства РФ. Так, например, указанные выше положения Инструкции не позволяют участникам закупки указать значение показателя "норма по подвижности", в соответствии с ГОСТом, а именно, в сочетании со словом "свыше" и "до". Кроме того, Комиссия отмечает, что положение Инструкции по заполнению заявки, согласно которому "," означает "или", не соответствует орфографическим правилам и также вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "УралКапиталСтрой" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги "Заполье-Октябрьский" (изв.N 0356300037517000016) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "Сити Строй" (вх. N 005479 от 10.04.2017 г.).
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017