Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 апреля 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Векстройпроект" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение проектных и изыскательских на ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 196+000 - км 201+000, Кировская область, ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 320+000- км 338+000, Кировская область (извещение N 0315100000317000012),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0315100000317000012 Заказчиком проводился открытый конкурс на проведение проектных и изыскательских на ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 196+000 - км 201+000, Кировская область, ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 320+000- км 338+000, Кировская область.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
В силу ст. 24 Закона о закупках одним из способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен открытый конкурс, под которым понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 1, 3 ст. 48 Закона о закупках).
Положениями ст. 51 Закона о закупках предусмотрен порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, согласно ч. 2 которой, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией).
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о закупках заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В силу ч. 3 ст. 53 Закона о закупках конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В ч.5 ст.53 Закона о закупках обозначено, что Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия (ч.7 названной статьи).
Единые требования к участникам закупки обозначены в ч.1 ст.31 Закона о закупках.
В частности, в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.п. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о закупках заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В документации о закупке установлены требования к составу в заявки. Так, в составе заявки необходимо предоставить документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки: - Копия действующего свидетельства о допуске к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО) в соответствии с приказом Минрегиона РФ от 30 декабря 2009 года N 624, выданного саморегулируемой организацией, на виды работ: II. Виды работ по подготовке проектной документации. 13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к таким видам работ.
Часть 5 статьи 48 ГрК РФ предусматривает, что лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
Следовательно, выполнение работ по проектированию всегда предполагает деятельность по организации работ по подготовке проектной документации и лицо, осуществляющее данный вид деятельности должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации работ по подготовке проектной документации.
Согласно ст. 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий; в этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
То есть работы по инженерным изысканиям, выполняемым на этапе архитектурно-строительного проектирования, организуются и контролируются лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 настоящего кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Согласно ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным органом является Министерство регионального развития Российской Федерации, Приказом N 624 от 30.12.2009 утвердившее Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Названные работы по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) поименованы в п. 13 перечня, утвержденного Приказом N 624.
Согласно ч.3 ст.49 ГрК РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, а также в отношении модифицированной проектной документации. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе (ч.3.4 названной статьи).
Глава 5 Техническое задание содержит Задание на выполнение проектно-изыскательских работ. В Задании Заказчиком установлены виды работ, требования к разработке проектной документации и т.д.
Согласно п.2.1 Задания, основанием для проектирования является задание на выполнение проектно-изыскательских работ и экспертизу проектов на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользовании федерального значения на 2017 г. по ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства".
В материалы дела представлена выписка из объемов работ для государственных нужд за счет средств Федерального дорожного фонда на 2017-2018 гг. Проектные и изыскательские работы на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по Федеральному казенному учреждению, в которой поименована спорная закупка.
В рассматриваемом случае, с учетом указанного документа, Комиссия приходит к выводу о том, что объектом закупки является выполнение проектных и изыскательских работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и, как следствие, требование о предоставлении в составе заявки свидетельства СРО, установлено правомерно.
Иное не доказано. Доводы подателя жалобы отклоняются как несостоятельные.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.6 ст.48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
В п.11 Задания содержатся исходные данные для проектирования: Исходные данные, передаваемые Заказчиком:
- Данные о результатах диагностики участка автомобильной дороги (при наличии);
- Выкопировка из проекта организации дорожного движения;
- Статистические данные о дорожно-транспортных происшествиях по годам;
- Данные по интенсивности движения по годам;
- Информация о наличии правоустанавливающих документах на земельный участок в пределах полосы отвода;
- Материалы предыдущих проектно-изыскательских работ по объекту (при наличии);
- Утвержденное в установленном порядке задание на разработку проекта планировки территории (при необходимости);
- Порядок определения сметной стоимости.
11.2 Исполнитель в соответствии с п. 5.2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации определяет объем, перечень и ведет сбор необходимых исходных данных, технических условий, несет ответственность за их полноту и сроки получения. Исполнитель при необходимости запрашивает и получает от Заказчика доверенность на право получения технических условий и исходных данных.
Комиссия признает заслуживающим внимания довод представителя подателя жалобы о том, что в документации отсутствуют сроки и порядок передачи исходных данных.
Более того, в случае, если документы имеются у Заказчика в наличии, они должны быть опубликованы в ЕИС, поскольку условия документации должны быть четкими и понятными, не должны допускать неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в конкурсе имел четкое представление о том, какие документы ему будут переданы.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в нарушение требований п.4.8 ГОСТ 32836 "Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования" в документации о закупке отсутствует следующая информация: сведения об этапах дорожно-строительных работ, сроках проектирования, строительства и эксплуатации объекта; требование о составлении и представлении программы ИИ на согласование заказчику (застройщику);состав инженерных изысканий; характеристика ожидаемых воздействий объектов дорожного строительства на природную среду с указанием пределов этих воздействий в пространстве и во времени; перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить ИИ (установлены лишь требования к точности, составу, сдаче отчета на основе положений ГОСТ 32836-2014 и ГОСТ 32869-2014), сведения о ранее выполненных ИИ и исследованиях, данные о наблюдающихся в районе объекта строительства осложнений в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог; требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности данных и характеристик, получаемых при ИИ;- требования к прогнозу изменений природных и техногенных условий, риску, оценке опасности риска от природных и техногенных процессов.
Согласно п.4.9 названного ГОСТ к техническому заданию должны прилагаться графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения ИИ на соответствующей стадии (этапе) проектирования: копии инженерно-топографических планов (при необходимости); ситуационных планов (схем) с указанием границ участков и направлений трасс; с контурами проектируемых сооружений; картограммы; копии решений органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения площадок (трасс) и копии решения органа исполнительной власти или местного самоуправления о предоставлении земель для проведения изыскательских работ (если последнее не входит в состав договорных работ) и др.
В нарушение указанных требований в документации о закупке отсутствуют копии инженерно-топографических планов (отсутствие необходимости не доказано), ситуационных планов (схем) с указанием границ участков и направлений трасс, с контурами проектируемых сооружений, картограммы, копии решений органов местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения площадок (трасс) и копии решения органа исполнительной власти или местного самоуправления о предоставлении земель для проведения изыскательских работ.
Обратное не доказано.
Таким образом, Заказчиком нарушено положение, закрепленное в п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
В действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки административного нарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно п.10 Задания необходимо выполнить, в частности, инженерно-геодезические изыскания.
Поскольку именно такое наименование изысканий содержится в Приказе N 624, в данной части нарушений требований Закона о закупках антимонопольный орган не усматривает.
Комиссия отмечает, что согласно протоколу вскрытия конвертов от 19.04.2017 г., на участие в закупке было подано девять заявок, то есть спорные положения документации позволили участникам сформировать свое предложение. У подателя жалобы свидетельство СРО, наличие которого необходимо для выполнения работ по контракту, отсутствует.
С учетом п.3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Векстройпроект" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса на проведение проектных и изыскательских на ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 196+000 - км 201+000, Кировская область, ремонт автомобильной дороги Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 320+000- км 338+000, Кировская область (извещение N 0315100000317000012) обоснованной в части отсутствия сроков и порядка передачи исходных данных, в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 апреля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017