Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 апреля 2017 г. N 419
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Анищенко О.Д. на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края" (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Администрации Емельяновского района Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Приобретение жилого помещения (1 квартира) в собственность муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, путём проведения электронного аукциона, для последующего обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, с предоставлением жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Емельяновском районе Красноярского края в 2017 году" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 13.04.2017 поступила жалоба Анищенко О.Д. (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300033817000005.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель подателя жалобы Киселев Валентин Иванович (доверенность N 1 от 18.04.2017, удостоверение личности);
- представители заказчика Золотайко Оксана Леонидовна и Бахарева Ольга Сергеевна (доверенности б/н от 18.04.2017, удостоверения личностей);
- представитель уполномоченного органа Бахарева Ольга Сергеевна (доверенность N77 от 18.04.2017, удостоверение личности);
- представитель заинтересованного лица - ООО "Доступное жилье" Перевалова Наталья Рашидовна (доверенность б/н от 18.03.2017, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения части 1 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а именно необоснованно установлено требование к новизне объекта закупки: год ввода в эксплуатацию не ранее 2015 года. Податель жалобы отмечает, что заказчик документально не обосновал установление в аукционной документации указанного требования.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме и в устном порядке возражения, согласно которым в оспариваемых положениях документации об электронном аукционе были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик необходимого к приобретению товара. Закон о контрактной системе позволяет заказчику при формировании описания объекта закупки устанавливать требование к новизне товара, не обязывает заказчика документально обосновывать описанную им потребность в аукционной документации. На основании вышеизложенного, по мнению заказчика, уполномоченного органа, доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения (1 квартира) в собственность муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, путем проведения электронного аукциона, для последующего обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения, с предоставлением жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в Емельяновском районе Красноярского края в 2017 году (извещение о проведении электронного аукциона от 03.04.2017 N0119300033817000005).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Статьей 33 Закона о контрактной системе также предусмотрено правило о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки (пункт 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в разделе 12 рассматриваемой документации (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в указанном разделе аукционной документации заказчиком был указан предмет контракта, требования к жилому помещению, в том числе его функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики, а именно: место расположения дома, в котором находится предлагаемое жилое помещение (квартира), категория дома, требования к новизне жилого помещения (квартиры), требования к отделке жилого помещения (квартире), к видам инженерных систем, обеспеченность жилого помещения (квартиры) внутренними инженерными системами, к общей площади жилого помещения (квартиры), к количеству жилых комнат в жилом помещении (квартире), к оборудованию специальных помещений, к типам заполнения оконных и дверных проёмов, к электрическому счетчику, к социальной инфраструктуре в границах населенного пункта, в котором располагается жилое помещение.
В позиции 3 пункта 5 Описания объекта закупки заказчик предусмотрел следующее требование к новизне жилого помещения (квартиры): год ввода в эксплуатацию не ранее 2015 года.
Системное толкование норм права Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика, за исключением требования об объективном характере описания объекта закупки. Также Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика каким-либо образом обосновывать свои потребности и причины, обусловившие ее, при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Следовательно, условия аукционной документации, предъявляющие требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками ровно в том объеме, в котором существует потребность заказчика, не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе, с учетом того обстоятельства, что у Комиссии отсутствуют доказательства установления условия, предусмотренного позицией 3 пункта 5 Описания объекта закупки, специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.
Возможность указания в аукционной документации в виде показателя такой качественной характеристики как новизна товара прямо предусмотрено законодательством о контрактной системе (пункт 7 части 1 стать 33 Закона о контрактной системе). Вместе с этим, Закон о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в определении рассматриваемой характеристики, следовательно, заказчиком может быть определен иной показатель такой характеристики как новизна товара, при условии соответствия такого показателя требованию о его объективном, а не оценочном характере.
Таким образом, включение заказчиком, уполномоченным органом в аукционную документацию требования к году создания (ввода в эксплуатацию) объекта закупки не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
Законом Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" определены гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, к числу которых статьей 17 данного закона отнесено предоставление благоустроенных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений. В связи с чем, орган местного самоуправления наделяется полномочиями по обеспечению таких лиц жилыми помещениями, в том числе посредством их приобретения в муниципальную собственность с последующим предоставлением (статьи 12 указанного закона).
Согласно пункту 10 раздела 10 аукционной документации источником финансирования проведения электронного аукциона является субвенция федерального и краевого бюджета на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", за счет средств краевого бюджета, выделенных в 2017 году.
В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Реализуя гарантии прав детей, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах.
Установив в аукционной документации требование к жилому помещению в части установления года ввода дома в эксплуатацию, заказчиком, уполномоченным органом определены тем самым характеристики жилого помещения, исходя из потребностей, обусловленных реализацией полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пояснениям заказчика, уполномоченного органа в Описании объекта закупки ими была учтена необходимость конечного результата - обеспечение получателей (детей-сирот) жилыми помещениями, были использованы объективные характеристики, не допускающие их двоякого толкования либо оценки соответствия/несоответствия таким требования заявок на участие в закупке, исходя из какого-либо субъективного толкования перечисленных требований.
Комиссии не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком, уполномоченным органом требования не являются объективными, либо привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, либо снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта на приобретение жилого помещения N 1 (1 квартира) в собственность муниципального образования Емельяновский район Красноярского края, возможности поставить товар по характеристикам, соответствующим потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы Анищенко О.Д. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 апреля 2017 г. N 419
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017