Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2017 г. N 481
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СК Прогресс" (далее - ООО "СК Прогресс", податель жалобы) на действия аукционной комиссии муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Детский оздоровительный комплекс "Таёжный" (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт отопления спальных корпусов" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300376517000008, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России 24.04.2017 поступила жалоба ООО "СК Прогресс" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией неправомерного решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе.
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, аукционной комиссии, муниципального заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Детский оздоровительный комплекс "Таёжный" (далее - заказчик), оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Аукционной комиссии было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы и заказчик не обеспечили. Подателем жалобы, заказчиком в адрес Красноярского УФАС России заблаговременно представлены ходатайства о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Из содержания жалобы следует, что заявка подателя жалобы (заявка номер 10) не допущена к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине несоответствия информации, предоставленной в первой части заявки на участие в электронном аукционе, требованиям документации о таком аукционе, поскольку в нарушение требований аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник электронного аукциона не указал конкретные показатели по позиции 6.
Податель жалобы считает указанное решение аукционной комиссии необоснованным, поскольку, по его мнению, положения аукционной документации, в частности пункты 4.2, 4.5 Информационной карты аукционной документации, имеют двусмысленное толкование, заказчиком четко не установлено, что является наименованием показателя или характеристики (части наименования показателя или характеристики), а что значением показателя. Подателем жалобы в связи с указанным обстоятельством был направлен запрос на разъяснение положений документации в адрес заказчика (в частности по позиции 6 Технического задания). Однако разъяснение положений документации об электронном аукционе, размещенное в единой информационной системе, не содержало ответов, не вносило ясность и не поясняло положения аукционной документации, в отношении которых подателем жалобы был подан запрос.
Податель жалобы полагает, что данное обстоятельство привело к отказу ему в допуске к участию в электронном аукционе и к ограничению конкуренции между участниками закупки.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, из которых следует, что он не согласен с доводом подателя жалобы, так как решение аукционной комиссии об отказе в ему допуске к участию в электронном аукционе является законным и обоснованным, поскольку в первой части заявки на участие в электронном аукционе податель жалобы по позиции 6 Технического задания "Электроды типа Э42А" указал "максимальное содержание в наплавленном металле серы и фосфора", что в соответствии с положениями аукционной документации с учетом требований инструкции по заполнению заявки и требований ГОСТ 9467-75 расценивается аукционной комиссией как неуказание конкретного значения показателя.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение капитального ремонта отопления спальных корпусов.
Довод подателя жалобы о недостатках аукционной документации и разъяснений положений документации об электронном аукционе не рассматривался Комиссией, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. То есть подателем жалобы пропущен срок, установленный частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.37 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, в случае если одним из доводов жалобы является обжалование положений документации о закупке после окончания установленного срока подачи заявок, рассмотрение данного довода жалобы не проводится.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из смысла пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки заказчиком должно носить объективный характер. В описании объекта закупки заказчиком указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе предусматривает следующие основания для отказа в допуске участнику электронного аукциона к участию в нем:
1) непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
На основании Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.04.2017 N 1749769 подателю жалобы (заявка номер 10) отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине несоответствия информации, предоставленной в первой части заявки на участие в электронном аукционе, требованиям документации о таком аукционе, поскольку в нарушение требований аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник электронного аукциона не указал конкретные показатели по позиции 6.
Согласно пункту 4.5 Информационной карты аукционной документации, содержащему требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара и выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Кроме того, Комиссия установила, что в указанном пункте 4.5 Информационной карты аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки, которая содержит следующие требования по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Представленные показатели товара не должны допускать двусмысленных толкований, употребление в заявке слов и их однокоренных слов: "около", "ориентировочно", "превышать", "примерный", "максимальный", "минимальный", "расчетный", "в среднем", "должен", "может", "допустимый", "в пределах", "рекомендуемый" расценивается комиссией как не указание конкретного значения показателя. Исключением являются случаи, в которых в описании объекта закупки слова и их однокоренные слова: "около", "ориентировочно", "превышать", "примерный", "максимальный", "минимальный", "расчетный", "в среднем", "должен", "может", "допустимый", "в пределах", "рекомендуемый" применяются в качестве наименования показателя или характеристики (части наименования показателя или характеристики). Таким образом участнику закупки необходимо указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименование показателя или характеристики (части наименования показателя или характеристики) в неизменном виде".
Согласно пунктам 1.7, 2.3, 2.4 Информационной карты аукционной документации описание объекта закупки, количество товара, объем оказания услуг, выполнения работ, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки содержатся в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (далее также - Описание объекта закупки).
Также в пунктах 2.5, 4.2 Информационной карты аукционной документации заказчиком указано, что технические требования, предъявляемые к материалам, используемым при выполнении работ, а именно, показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, указаны в пункте 2 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Проанализировав Техническое задание, являющееся описанием объекта закупки, Комиссия установила, что в данном разделе аукционной документации содержатся ведомость объемов работ на капитальный ремонт отопления спальных корпусов оздоровительных лагерей для нужд МБУ "ДОК "Таёжный" (пункт 1) и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (пункт 2).
В содержании пункта 2 Технического задания Комиссия установила предъявление заказчиком следующих требований к товару по позиции 6, подлежащему использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки:
6. |
Электроды типа Э42А, для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости; диаметр электродов 4 мм, относительное удлинение металла шва или наплавленного металла при нормальной температуре не менее 22 %, ударная вязкость металла шва или наплавленного металла не менее 15 кгс·м/см2, максимальное содержание в наплавленном металле серы не более 0,030%, фосфора не более 0,035%. |
ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" |
ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" распространяется на металлические покрытые электроды для ручной дуговой сварки углеродистых, низколегированных и легированных конструкционных и легированных теплоустойчивых сталей.
Проанализировав ГОСТ 9467-75, Комиссия установила, что согласно пункту 3 указанного ГОСТа химический состав металла, наплавленного электродами для сварки конструкционных сталей, должен соответствовать требованиям технических условий или паспортов на электроды конкретных марок. При этом содержание серы и фосфора в наплавленном металле не должно превышать указанного в табл. 1.
Анализ указанной таблицы также позволил установить, что "содержание в наплавленном металле" серы и фосфора для электродов типа Э42А должно составлять не более 0,030 % и 0,035 % соответственно.
Таким образом, учитывая требования к описанию объекта закупки, установленные заказчиком в Техническом задании, сведения ГОСТ 9467-75, а также требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе во взаимодействии с требованиями инструкции по заполнению заявки, согласно которой употребление в заявке слова "максимальный" расценивается комиссией как не указание конкретного значения показателя за исключением случая, когда слово "максимальный" применяется в качестве наименования показателя (в этом случае участнику закупки необходимо указать в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименование показателя в неизменном виде), участнику электронного аукциона в первой части заявки на участие в электронном аукционе надлежало представить конкретное значение показателя товара "Электроды типа Э42А" - "содержание в наплавленном металле" серы, фосфора, соответствующее значениям, установленным в Техническом задании, поскольку в данном случае используемое в техническом задании слово "максимальный" не является частью наименования показателя товара.
Исследовав содержание первой части заявки подателя жалобы (заявка N 10), Комиссия установила, что указанным участником закупки в содержании первой части заявки на участие в электронном аукционе было осуществлено следующее предложение в отношении товара по позиции 6 Технического задания:
N п/п |
Наименование, конкретные показатели используемого товара, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии)* |
Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ |
Наименование страны происхождения товара |
6. |
Электроды типа Э42А, для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву 42 кгс/мм2, когда к металлу сварных швов предъявляют повышенные требования по пластичности и ударной вязкости; диаметр электродов 4 мм, относительное удлинение металла шва или наплавленного металла при нормальной температуре 22 %, ударная вязкость металла шва или наплавленного металла 15 кгс·м/см2, максимальное содержание в наплавленном металле серы 0,020%, фосфора 0,030%. |
ГОСТ 9467-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы" ГОСТ 9466-75 "Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки сталей и наплавки. Классификация и общие технические условия" |
Россия |
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание вышеуказанные положения аукционной документации, пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, сведения ГОСТ 9467-75, Комиссия пришла к выводу о том, что подателем жалобы в первой части заявки на участие в электронном аукционе не предоставлен конкретный показатель товара "Электроды типа Э42А" "содержание в наплавленном металле серы, фосфора", поскольку подателем жалобы данный показатель указан в сопровождении слова "максимальный", что не является конкретным значением показателя товара "Электроды типа Э42А" и противоречит требованиям инструкции по заполнению заявки, содержащейся в пункте 4.5 Информационной карты аукционной документации.
В результате сопоставления сведений аукционной документации, первой части заявки подателя жалобы (заявка N 10), Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.04.2017 N 1749769, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционной комиссией было принято обоснованное решение о признании первой части заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям аукционной документации, было принято правомерное решение об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе по причине несоответствия информации, предоставленной в первой части заявки на участие в электронном аукционе, требованиям документации о таком аукционе, поскольку в нарушение требований аукционной документации в первой части заявки на участие в электронном аукционе участник электронного аукциона не указал конкретные показатели по позиции 6.
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях аукционной комиссии по принятию решения об отказе подателю жалобы в допуске к участию в электронном аукционе отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО "СК Прогресс" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 25 апреля 2017 г. N 481
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2017