Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 апреля 2017 г. N 78/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Тихенького О.Л. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В. - начальник отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей от заявителей, заказчика и уполномоченного органа уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Профит-Плюс" и ООО "Перспектива" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школы N 2 г. Шахтерска Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт крыши МБОУ СОШ N 2 г. Шахтерска" (извещение N 0361300004617000040),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили ООО "Профит-Плюс" (далее - Заявитель 1) и ООО "Перспектива" (далее - Заявитель 2) на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школы N 2 г. Шахтерска Сахалинской области (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт крыши МБОУ СОШ N 2 г. Шахтерска" (извещение N 0361300004617000040) (далее - аукцион).
По мнению Заявителей, аукционная документация утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
24.03.2017 16:29 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Заказчиком.
Заявитель-1 в своей жалобе указывает следующие доводы:
1. В аукционной документации не установлены требования пунктов 7, 7.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в связи с чем остается возможность допуска участников попадающих под запрет.
2. Заказчик подготовил документацию о закупке с нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, включение заказчиком в техническое задание требований к товарам не являющихся объектом закупки, к результатам работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, после его производства, является излишним. Следовательно, при описании характеристик товаров заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Заказчиком представлены письменные возражения на жалобы, согласно которым, считает, что аукционная документация и установленные в ней требования соответствуют и не противоречат Закону о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 7 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единое требование:
отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование:
участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
Указанные нормы вступили в силу с 09.01.2017.
В пункте 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так в пункте 26 информационной карты аукционной документации установлены следующие требования к участникам электронного аукциона.
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения илиунитарногопредприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
7) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об участнике закупки - юридическом лице, в том числе сведений об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - для юридического лица;
8) участник закупки не является офшорной компанией.
Дополнительные требования к участникам закупки соответствие участника пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На основании вышеизложенного Комиссия Сахалинского УФАС России установила, что требования предъявляемые Заказчиком к участникам электронного аукциона не соответствуют действующим положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, первый довод заявителя признан обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 7, 7.1 части 1 статьи 31, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В силу положений Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке показатели товара, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.
При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми, а также при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Комиссией установлено, что Заказчиком при составлении перечня товаров использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, которая касается технических и качественных характеристик товара, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения, которые не могут изменяться. Все эти стандартные показатели установлены в технических регламентах, стандартах и иных требованиях законодательства РФ о техническом регулировании. Указанным показателям заказчик старался придерживаться и не противоречить им. Ссылки на нормативно-технические документы в Техническом задании (ГОСТы, ТУ) также имеются. Излишних, чрезмерных (выходящих за дозволенные законом рамки) требований к поставляемой продукции, помимо показателей, указанных в нормативно-технических документов, заказчиком не установлены.
Предоставление информации и документов по проведенным испытаниям, подтверждающих соответствие товара, материалов, заказчиком в аукционной документации также не установлены.
Так например, на рулонные кровельные материалы согласно ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные", заявленные показатели качества рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов (разрывная сила при растяжении, масса вяжущего или покровного состава или масса 1м2 материала, водопоглощение, водонепроницаемость и т. д.) являются обязательными (Приложение А, таблица 1). Аналогично и на другие материалы.
Следовательно, на основании вышесказанного необходимость в проведении испытаний отсутствует.
Вместе с тем, заявителем не представлены надлежащие доказательства того, что установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а также надлежащие доказательства того, что установленные в описании объекта закупки требования влекут ограничение количества участников закупки.
Все материалы, указанные в Техническом задании указаны в диапазоне от минимального до максимального показателя. Кроме того, по окончанию подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 15 (пятнадцать) заявок.
Таким образом, второй довод Заявителя не нашел своего подтверждения, в связи с чем Комиссией Сахалинского УФАС России признан необоснованным.
Согласно жалобе Заявителя-2, последний указывает следующие доводы:
1. В нарушение требований Закона о контрактной системе Заказчик в Техническом задании использовал нестандартные показатели, а именно в пункте (кг/см2).
2. В аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления Участникам разъяснений положения документации.
3. В пункте 27 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 без учета внесенных изменений.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В пункте 4 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлен показатель, марки раствора (ГОСТ 28013-98) по прочности на сжатие не менее 100 кг/см2, прочность сцепления с основанием - не менее 0,5 МПа, время использования раствора - не более 1 часа, крупность заполнителя - не более 2,5 мм, средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте - не менее 1500 кг/м3, марка по морозостойкости - не менее F100.
Изучив документацию, в части установление физических величин характеристик прочности сжатия кг/см2, Комиссия пришла к следующему выводу.
Требования к материалам в Техническом задании установлены в соответствии с ГОСТами. Следовательно, заявка, подаваемая на участие в электронном аукционе должна соответствовать не только аукционной документации, но и ГОСТу.
Учитывая, что Заказчиком допущена опечатка, указанно вместе 100 кг/см2, 100 кг/см2, количество поданных заявок (пятнадцать) на участие в электронном аукционе свидетельствующие о состоявшейся конкуренции, а также, что отклонений по данному основанию не было, Комиссия Сахалинского УФАС России решила признать довод необоснованным.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией в ходе изучения аукционной документации установлено, что в пункте 25 информационной карты содержится срок направления запроса о даче разъяснений положений настоящей документации об электронном аукционе с 24.03.2017 по 05.04.2017.
Таким образом, второй довод заявителя Комиссией признан необоснованным.
3. Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ и услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работ, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частью 6 вышеназванной статьи и Закона заказчика не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В пункте 27 Информационной карты аукционной документации установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе.
Так, вторая часть заявки должна содержать соответствие участника пункту 3 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, а именно:
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе;
Комиссией установлено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 вступившее в силу 25.11.2016 были внесены следующее изменения:
копия исполненного контракта (договора);
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Таким образом, Заказчиком установлены требования к участникам закупки без учета внесенных изменений. Данный факт не отрицается Заказчиком, так, согласно письменным возражения Заказчик считает, что не внесенные изменения в документацию в соотвествии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 N1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 никоем образом не нарушает интересы участника закупки, так как требования будут предъявляться согласно требованиям, указанным в документации.
Исходя из вышесказанного, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, в обоснованности третьего довода Заявителя-2 в связи с чем Заказчик признается нарушившим пункт 1 части 2 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 2 г. Шахтерска Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт крыши МБОУ СОШ N 2 г. Шахтерска" (извещение N 0361300004617000040) -обоснованной частично.
2. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации, утвержденной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N 2 г. Шахтерска Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт крыши МБОУ СОШ N 2 г. Шахтерска" (извещение N 0361300004617000040) - обоснованной частично.
2. Признать Заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 2 г. Шахтерска Сахалинской области нарушившим пункт 3 части 2 статьи 31, пункты 7, 7.1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, пункт 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
3. Заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 2 г. Шахтерска Сахалинской области выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лица (лиц) допустившего (их) нарушения, указанные в п. 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии К.В. Солонин
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 13 апреля 2017 г. N 78/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017