Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 18 апреля 2017 г. N 597
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов комиссии:
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. - Начальника отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Заместителя начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу от "ТО ПРОФЕССИОНАЛ" (далее - Заявитель) на действия Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкалы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0103300019717000007 на Выполнение работ по ремонту автомобильных дорог и улиц в Кировском районе по программе приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" Махачкалинской городской агломерации на 2017 год (далее - Аукцион),
в присутствии представителя Заказчика - Раджабова О.М. (по доверенности)
в отсутствии представителя Заявителя (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
11.04.2017 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация электронного аукциона не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) и выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
27.03.2017 Заказчиком в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 127 200 000 ,00 рублей.
1. В жалобе Заявителя указывается, что Заказчиком размещена закупка с требованиями к товару, используемому при выполнении работ, которые можно определить только при испытании определенной партии товара.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, например:
"Содержание пылевидными глинистым частиц в смеси должно быть по массе до 5%";
"Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, % по массе, до 1,0.";
"Фракция крупного заполнителя нужна от 5 до 10 или от 3 до 10 или от 5(3) до 10 и св.10 до 20 или от 5(3) до 10, св.10 до 20 и св.20 до 40 или от 5 (3) до 10, св. 10 до 20, св. 20 до 40 и св. 40 до 80 или от 5 (3) до 10, св. 10 до 20, св. 20 до 40, св. 40 до 80, св. 80 до 120.";
"Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать следующие контрольные нагрузки: контрольная нагрузка, кН (тс), при проверке прочности в зависимости от марки камня должна быть от 5,38 (0,55) до 14,53 (1,48) Контрольная нагрузка, кН(тс) при проверке трещиностойкости в зависимости от марки камня должна быть от 2,96 (0,30) до 7,99 (0,82)";
"Предел прочности при сжатии при температуре 20 °С, МПа, не менее 2,2";
"Глубина проникновения иглы, 0,1 мм: при 25°С от 61 до 130 и др.".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, при описании характеристик товаров Заказчиком не соблюдены требования к составу первой части заявки.
Таким образом, Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, жалоба Заявителя обоснована.
При этом, как пояснил представитель Заказчика, к ним поступил запрос на разъяснение положений документации об Аукционе, по позициям которые, по мнению Заявителя, являются избыточными и определяются только путем проведения испытаний.
Заказчиком в ответ на поступивший запрос были опубликованы разъяснения, в которых сообщалось о возможности исключения из состава заявки показателей определяемых методом испытания определенной партии товара.
Как установлено Комиссией, 08.04.2017 Заказчиком, в единой информационной системе размещены разъяснения положений документации об электронном Аукционе с описанием требований к товарам, используемым при выполнении работ, без детализации показателей определяемых методом испытания и указанием на возможность использования данных сведений при заполнении первой части заявки на участие в электронном Аукционе.
Комиссией также установлено, что участники закупки подали заявки в соответствии с требованиями указанными как в техническом задании документации об Аукционе, так и в описанных Заказчиком разъяснениях.
При этом, заявки участников закупки не были отклонены за предоставление показателей товара описанных как в техническом задании документации об Аукционе, так и в опубликованных разъяснениях Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. По результатам проведенной на основании поступившей жалобы в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2.1. В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ КОТОРОЙ В КОНТРАКТЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ЗАКАЗЧИКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ" Заказчик обязан установить следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства
Как установлено Комиссией, Заказчиком в проекте контракта не установлены требования предусмотренные частями 23 и 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2.2. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено Комиссией, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе для битума марок БНД-60/90, БНД 90/130 установлено следующее, в том числе: "Растяжимость, см, требуется менее: при 25о С 55 см."; "Битум должен соответствовать ГОСТ 222445-9".
Согласно таблице 1 ГОСТа 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", Растяжимость, см, при 25о С не менее: для битума марки БНД-60/90 - 55 см, а для марки БНД 90/130 - 65 см соответственно.
Таким образом, действия Заказчика выразившиеся в установлении в п. "Битум" Технического задания документации об Аукционе требований к товару, используемому при выполнении работ не соответствующих ГОСТу 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком была допущена опечатка, и вместо "требуется не менее: при 25о С 55 см", указано "требуется менее: при 25о С 55 см".
Кроме того, участником под порядковым номером N 3, в первой части заявки на участие в Аукционе указано следующее значение:
Растяжимость, см, при 25о С
для марки БНД-60/90 - 64;
для БНД 90/130 - 86.
Указание значения показателя в соответствии с ГОСТом 22245-90 не явилось основанием для отклонения заявки данного участника закупки.
Как установлено комиссией, участник под порядковым номером N 3, в первой части заявки на участие в закупке, указал показатель битума "Растяжимость, см, при 25о С" в соответствии с ГОСТ 22245-90, при этом указание данного показателя в соответствии с ГОСТ, не явилось основанием для отклонения данного участника закупки.
Кроме того, как установлено Комиссией, участники закупки не были отклонены по вышеуказанным доводам.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
2.3. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено Комиссией, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе для смеси асфальтобетонной крупнозернистой установлены следующие требования, в том числе:
Щебень |
|
|
|||
N п/п |
Наименование показателя |
Значение |
|||
1 |
Зерновой состав щебня (полный остаток), % по массе в пределах: |
|
|
||
|
|
|
d |
от 90 до 100; |
|
|
|
|
0,5(d+D) |
от 30 до 60 |
|
|
|
|
О |
до 10 |
|
|
|
|
1,250 |
до 0,5 |
Согласно таблице 1 ГОСТа 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" установлены следующие показатели:
Диаметр отверстий контрольных сит, мм |
d |
0,5(d+D) |
D |
1,25D |
Полные остатки на ситах, % по массе |
От 90 до 100 |
От 30 до 60 |
До 10 |
До 0,5 |
Таким образом, действия Заказчика выразившиеся в установлении требований не соответствующих ГОСТу 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия", нарушают п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком была допущена опечатка, и вместо "D, 1,25D", указано "О, 1,250".
Кроме того, участником под порядковым номером N 3, в первой части заявки на участие в Аукционе указано следующее значение:
Щебень |
|
|||
N п/п |
Наименование показателя |
Значение |
||
1 |
Зерновой состав щебня (полный остаток), % по массе в пределах: |
|
||
|
|
|
d |
97,05 |
|
|
|
0,5(d+D) |
56,83 |
|
|
|
D |
6,47 |
|
|
|
1,25D |
0,00 |
Указание значения показателя в соответствии с ГОСТом 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" не явилось основанием для отклонения заявки данного участника закупки.
Как установлено комиссией, участник под порядковым номером N 3, в первой части заявки на участие в закупке, указал показатель щебня "зерновой состав щебня (полный остаток), % по массе" в соответствии с ГОСТ 8267-93, при этом указание данного показателя в соответствии с ГОСТ, не явилось основанием для отклонения данного участника закупки.
Кроме того, как установлено Комиссией, участники закупки не были отклонены по вышеуказанным доводам.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты Аукциона.
Руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 23, 24 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание в данной части не выдавать.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения ч. 23, 24 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
А.М. Мамеднебиев
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
А.Ш. Магомедов
Исп.: Багамаев Т.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 18 апреля 2017 г. N 597
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2017