Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 18 апреля 2017 г. N 14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
членов |
- ведущего специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.; - ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П., |
в присутствии |
- от ГУЗ ЦГКБ г. Ульяновска: - Д<_> (доверенность N 72-01-13 от 17.04.2017 г.), - от ПАО "САК "ЭНЕГОГАРАНТ": - Б<_> А.П. (доверенность N 02/510 от 01.12.2017 г.), - от Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области: - М<_> (доверенность N 72 от 09.01.2017 г.) |
|
|
рассмотрев дело N 14 088/03-2017 по жалобе Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" (далее - заявитель) на положения документации открытого конкурса N 0168200002417001000 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (заказчик - Государственное учреждение здравоохранения "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска", далее - заказчик, уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, далее - уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта - 179 759,43 руб.; срок окончания подачи заявок - 12.04.2017 в 11 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 2400 от 11.04.2017 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" на действия заказчика про проведении открытого конкурса N 0168200002417001000.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Заявитель считает, что заказчиком неверно был произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта, нарушающий требования Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указания БР). Конкурсная документация содержит условия, исходя из которых страховщик должен предложить цену выше, чем это предусмотрено законодательством. По мнению заявителя, документация не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии 17.04.2017 г. представитель Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Представитель заказчика на заседании Комиссии 17.04.2017 г. не согласился с доводами жалобы, представил письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.
Максимальное значение цены контракта было определено на основании Указаний БР от 19.09.2014 г. N 3384-У. При этом заявитель жалобы также подавал заявку на участие в указанном конкурсе.
На заседании Комиссии 17.04.2017 г. представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.
Документация содержит исчерпывающую информацию, необходимую для расчета размера страховой премии. Начальная (максимальная) цена контракта была рассчитана на основании Указаний БР от 19.09.2014 г. N 3384-У.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 18.04.2017 г. для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 21.03.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении открытого конкурса N 0168200002417001000 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (начальная (максимальная) цена контракта - 179 759,43 руб.).
27.03.2017 г. в конкурсную документацию на основании решения заказчика были внесены изменения.
24.03.2017 г. и 06.04.2017 г. были опубликованы разъяснения положений документации.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 12.04.2017 г. для закупки N 0168200002417001000 по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе было подано четыре заявки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 14.04.2017 г. для закупки N 0168200002417001000 победителем признано АО "Страховое общество газовой промышленности".
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод заявителя о том, что заказчиком произведен расчет обоснования начальной (максимальной) цены контракта с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией Ульяновского УФАС России не рассматривается.
2. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" установлено, что при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта в случае заключения контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования.
Таким образом, при заключении контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) заказчик должен указать в контракте формулу цены и максимальное значение цены контракта, указанные в заявке участника, с которым заключается контракт.
Согласно извещению о проведении конкурса N 0168200002417001000 объектом закупки является оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), следовательно, при проведении указанного Конкурса применяются положения Постановления Правительства N 19.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в конкурсной документации (приложение N 2 к документации) и в проекте контракта (пункты 3.1 и 4.1 раздела 6 документации) указана формула цены и максимальное значение цены контракта, что соответствует Постановлению Правительства N 19 и части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" в указанной части является необоснованной.
3. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 8 раздела 1 "Общие сведения о конкурсе" конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения о конкурсе" конкурсной документации описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к документации.
Приложение N 1 к документации "Описание объекта закупки и количество" содержит таблицу N 1 с указанием марки и модели транспортного средства, идентификационного номера (VIN), года выпуска, регистрационного номера ТС, категории, территории преимущественного использования транспортного средства, даты окончания страхования по 22 позиции ТС.
Пунктом 11 раздела 1 "Общие сведения о конкурсе" документации установлены сроки оказания услуг, в том числе, срок выдачи страхового полиса: в течение следующего дня после окончания срока действующего страхового полиса, но не ранее даты подписания контракта.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с Законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.
Согласно пункту 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об ОСАГО.
Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
В соответствии со подпунктом "б" части 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
В силу части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.
В соответствии с частью 10 статьи 15 Закона об ОСАГО при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.
Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии частью 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Указания БР) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).
Так, в соответствии с пунктом 2 приложения 2 Указаний БР коэффициент страховых тарифов рассчитывается в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).
В соответствии с примечанием (пункт 3) пункта 2 приложения 2 Указаний БР сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения).
В силу Указаний БР установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги. Тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые устанавливаются в зависимости от: территории преимущественного использования транспортного средства (КТ); наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ); наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО); технических характеристик транспортных средств; иных существенно влияющих на величину страхового риска обязательств.
Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что описание объекта закупки содержит все необходимые сведения для расчета страховой премии в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У.
Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и жалоба Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" в указанной части является необоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" необоснованной.
2. Жалобу Ульяновского филиала ПАО "САК "Энергогарант" в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Е.И. Мартиросян
Ю.П. Кузьминова |
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 18 апреля 2017 г. N 14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2017