Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2017 г. N А76-04/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ЧистоГрадАлания" на действия государственного заказчика - ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания при осуществлении закупки на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, уборку снега с дорожного полотна, территории ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания и подсыпку песко-соляной смесью (Запрос котировок N0310200000317000401) (далее - Запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
12 апреля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧистоГрадАлания" (далее - Заявитель) о нарушении государственным заказчиком - ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания при проведении Запроса котировок Закона о контрактной системе.
Заявитель в совей жалобе указал, что:
1. 03.04.2017 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) была опубликована закупка N0310200000317000401 в форме запроса котировок с нарушениями Закон о контрактной системе, приводящими к ограничению участников закупки и конкуренции.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в документации о закупке должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Кроме того, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Также статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как указано в извещении о проведении закупки объектом закупки является оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, уборку снега с дорожного полотна, территории ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания и подсыпку песко-солянной смесью. Закупаемой услуге Заказчиком присвоен код, согласно общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности классификатору ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 38.21.21.000 - Услуги по санитарному захоронению мусора.
Для услуг по уборке снега с дорожного полотна в ОКПД2 определена группировка 81, которая включает, помимо прочего: мытье бутылок, уборку улиц, удаление снега и льда, услуги по уходу за территорией.
Таким образом, Заказчик смешал два разных вида деятельности, один из которых является лицензируемым, в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности содержится в разделе Техническое задание документации Запроса котировок.
Такое объединение услуг в одном лоте является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В документации отсутствуют показатели, согласно которым участник может рассчитать свои расходы и предложить лучшие условия исполнения договора. Так, в документации не указано количество контейнеров, которое необходимо вывозить за один раз, а также отсутствует график вывоза мусора.
Данная информация не позволяет рассчитать участнику закупки свои затраты на оказание услуг.
Заказчик указал в своих возражениях на жалобу следующее:
1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
По мнению Заказчика, требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе были им соблюдены, т.к. в описание объекта закупки не были включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, а также требования к работам, услугам, ограничивающие количество участников закупки. Объединение в объект одной закупки оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов и оказание услуг по уборке снега с дорожного полотна и территории ГБУЗ РПТД М3 РСО-Алания и подсыпке песко-соляной смесью, было произведено для того, чтобы минимизировать расходы и трату времени при проведении торгов, а также для удобства работы Заказчика с одним Исполнителем.
2. Произвести точный расчет объема твердых бытовых отходов в данный момент не представляется возможным в связи с намечающимся сносом зданий и строительством на территории ГБУЗ РПТД М3 РСО-Алания, поэтому в документации и установлены такие показатели, согласно которым участник может рассчитать свои расходы.
После того, как можно будет определить средний объем мусора, подлежащего вывозу, документация будет приведена в соответствие с требования Закона о контрактной системе.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 03 апреля 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) разместило извещение N0310200000317000401 о проведении запроса котировок на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, уборку снега с дорожного полотна, территории ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания и подсыпку песко-соляной смесью с приложениями к нему, (далее - Извещение).
Согласно Техническому заданию, приложенному к Извещению о проведении запроса котировок, работы должны выполняться организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, при этом, в ходе исполнения контракта необходимо:
- оказывать услугу по вывозу твердых бытовых отходов IV-V класса опасности;
- осуществлять уборку снега с дорожного полотна территории, подсыпку песко-солянной смесью.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 части 1 статьи 73 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса котировок должно содержать наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, согласно Извещению о проведении запроса котировок, при выполнении условий контракта исполнителем одновременно должны оказываться несколько видов услуг, которые технологически и функционально не взаимосвязаны между собой, и при этом, для оказания одной из услуг необходимо наличие лицензии, то есть, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 73 и пункта 2 статьи 42 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Извещение о проведении запроса котировок содержит требования к услугам, которые ограничивают количество участников закупки.
Действия должностного лица ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания, выразившиеся в установлении в описании объекта закупки требований к услугам, которые ограничивают количество участников закупки, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в документации о закупке должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Извещение о проведении запроса котировок не содержит показателей, позволяющих определить качество оказанной услуги.
Действия должностного лица ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания, выразившиеся в определении содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. На основании пункта 1 части 1 статьи 73 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении запроса котировок должно содержать краткое изложение условий контракта, информацию о количестве и месте оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также график оказания услуг.
Согласно пунктам 1 и 4 Технического задания, приложенного к Извещению о проведении запроса котировок, услуги будут предоставляться в количестве и объеме по необходимым фактически возникшим потребностям заказчика с момента подписания контракта, в течение 12 месяцев согласно согласованного графика, включая воскресенье и праздничные дни, исполнитель обязан исполнять полученные в ходе оказания услуг требования и указания заказчика, а при необходимости, по устной просьбе заказчика, оперативно в течение 1 часа принимать меры по наведению порядка на убираемой площади.
То есть, Извещение о проведении запроса котировок не содержит однозначного срока оказания услуги, то есть не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 73 и пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания, выразившиеся в определении содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, установленных пунктом 1 части 1 статьи 73 и частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 и частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Однако, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 и части 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, п.4 Технического задания Извещения о проведении запроса котировок содержит требование о том, что услуга должна быть оказана исполнителем своими силами, инструментами, уборочным инвентарем и расходными материалами.
Действия должностного лица ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания, выразившиеся в определении содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "ЧистоГрадАлания" на действия государственного заказчика - ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания при осуществлении закупки на оказание услуг по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, уборку снега с дорожного полотна, территории ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания и подсыпку песко-соляной смесью (Запрос котировок N0310200000317000401).
2. Признать ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания _ нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 2 статьи 42 и частей 1, 2 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе при проведении Запроса котировок.
3. Выдать ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА76-04/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ГБУЗ РПТД МЗ РСО-Алания, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 19 апреля 2017 г. N А76-04/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017