Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2017 г. N 03-10.1/91-2017
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - "_";
"_" - "_";
"_" - "_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кура" (далее - заявитель, Общество, ООО "Кура") на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании (Реестровый номер 33.0139.17) (извещение N 0152300011917000153),
в присутствии представителей:
заявителя - "_";
уполномоченного органа - "_";
в отсутствие представителя заказчика, извещенного о дате времени и месте рассмотрения жалобы
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 3085э от 18.04.2017) жалоба заявителя, в которой указано, что единой комиссией были нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при признании заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-2794э от 19.04.2017) уполномоченным органом были представлены материалы электронного аукциона, свидетельствующие о том, что 27.03.2017 официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1877444,20 руб.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 10.04.2017 указано, что на участие в электронном аукционе поступила 21 заявка, к участию в электронном аукционе допущены 18 участников закупки.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 13.04.2017 в электронном аукционе приняли участие 7 участников, наименьшее ценовое предложение 1211000 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 13.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.04.2017 следует, что заявка участника с порядковым номером 13 - ООО "Кура" признана не соответствующей требованиям установленным документацией об электронном аукционе. Победителем признан участник с порядковым номером заявки 5 - ИП "_".
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей сторон, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя дословно указано: "17.04.20117 г. На почтовый адрес Заявителя пришло извещение о отклонении второй части заявки электронного аукциона N 0152300011917000153, а именно "По результатам рассмотрения вторых частей заявок в отношении Вашей заявки на участие N 101347875, порядковый номер 13, принято решение о несоответствии заявки требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Причина отклонения заявки: "на основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ (предоставление недостоверной информации об участнике электронного аукциона: в составе заявки участником закупки предоставлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Однако согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/) на дату подписания протокола (17.04.2017), ООО "Кура" (ИНН 5451202390) не включено в указанный реестр)."."
В свое оправдание ООО "Кура" сообщает следующие, в документации об электроном аукционе на выполнение ремонтных работ в здании (Реестровый номер: 33.0139.17) в пункте 3.1. не говорится о едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, тем самым нами были прикреплена декларация о СМП. Из этого следует что комиссия нарушает часть 3 статьи 30 44-ФЗ".
Согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении подрядчика (поставщика, исполнителя), установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе установлено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В пункте 3.1 "Сведения о предоставлении преимуществ участникам закупки" документации об электронном аукционе указано: "Преимущества предоставляются:
1) субъектам малого предпринимательства;
2) социально ориентированным некоммерческим организациям".
При этом в пункте 3.2 "Сведения об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" указано: "Ограничения установлены - участниками закупки могут быть только:
1) субъекты малого предпринимательства;
2) социально ориентированные некоммерческие организации.
Данное ограничение установлено в связи с необходимостью исполнения заказчиком требований части 1 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ".
Аналогичная информация содержалась в извещении N 0152300011917000153: "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ".
Из указанного следует, что участниками закупки (извещение N 0152300011917000153) могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
При этом из буквального толкования части 3 статьи 30 Федерального закона о контрактной системе следует, что участники закупки обязаны только декларировать свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Аналогичное требование ко второй части заявки было установлено в подпункте 8 пункта 4.1 раздела 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, порядок подачи" документации об аукционе.
На основании части 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Федерального закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 7 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
В протоколе подведения итогов электронного аукциона от 17.04.2017 дословно указано, что заявка участника с порядковым номером 13 ООО "Кура" признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе по следующему основанию:
"ООО "Кура", Не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе на основании пункта 1 части 6 статьи 69 ФЗ N44-ФЗ (предоставление недостоверной информации об участнике электронного аукциона: в составе заявки участником закупки предоставлена декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. Однако согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/) на дату подписания протокола (17.04.2017), ООО "Кура" (ИНН 5451202390) не включено в указанный реестр)".
Изучив заявки всех участников закупки и документы, содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке, Комиссия установили, что во второй части заявки Общества был предоставлен документ "Принадлежность к СМП.BMP" следующего содержания:
"Декларация принадлежности участника аукциона к субъектам малого Предпринимательства (в соответствии 2-ой части заявки)
Участник аукциона ООО "КУРА" декларирует свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства с соблюдением следующих условий:
N п/п |
Наименование условия |
Данные участника аукциона |
1 |
Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должен превышать 25% (за исключением активов акционерных ответственных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. |
0% |
2 |
Доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%. Ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимися бюджетными, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, а также на юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, представляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "Онауке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в указанный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев: юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета). |
0% |
3 |
Категория субъекта малого и среднего предпринимательства |
микропредприятие |
4 |
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значени средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий: б) до 100 человек включительно для малых предприятий; в) среди малых предприятий выделяют микропредприятия - до 15 человек. |
9 |
5 |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.20 16 N 265): - микропредприятия - не выше 120 млн рублей; - малые предприятия - до 800 млн рублей; - средние предприятия - до 2 млрд рублей. |
менее 120 млн.рублей |
На заседании Комиссии представителем Общества даны пояснения о том, что документацией об электронном аукционе не были установлены требования о наличии сведений об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, кроме того, предоставлены копии форм налоговой отчетности за 2016 год:
- формы по КНД 1152017 "Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" с указанием суммы полученного дохода;
- формы по КНД 1110018 "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год".
Здесь следует особо отметить, что из представленной формы следует, что среднесписочная численность ООО "Кура" по состоянию на 01.01.2017 составляет 1 человек, что противоречит декларации Общества, представленной в заявке в подтверждение принадлежности к субъектам малого предпринимательства, согласно которой в средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет 9 человек.
Представителем уполномоченного органа на заседании Комиссии даны пояснения о том, что основанием для признания заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, послужило представление Обществом недостоверных сведений - в составе заявки содержалась декларация о принадлежности Общества к субъектам малого предпринимательства в то время как в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения об ООО "Кура" отсутствуют, при этом представлена копия ответа Федеральной налоговой службы на запрос Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (исх. N ГД-4-14/3905@ от 03.03.2017), в котором, в том числе указано, что "подтверждение принадлежности юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства после включения в него сведений о субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом от 24 июня 2017 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", также представителем.
Комиссия отмечает, что частью 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства) предусмотрено, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 указанного Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с указанной статьей.
В соответствии с частью 9 статьи 4.1 Федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства сведения, содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети "Интернет" на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) и являются общедоступными в течение пяти календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений в сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России.
Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что первое размещение сведений, содержащихся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России, осуществляется 1 августа 2016 года. Дальнейшее размещение сведений, содержащихся в указанном реестре, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ФНС России осуществляется ежемесячно начиная с 10 сентября 2016 года.
Комиссией определено, что согласно сведениям, содержащимся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/), ООО "Кура" (ИНН 5451202390) не включено в указанный реестр.
При этом Комиссия отмечает, что действуя разумно и добросовестно в рамках гражданско-правовых отношений, Общество могло предвидеть последствия отсутствия сведений о нем в реестре субъектов малого предпринимательства соответственно:
- могло добровольно и дополнительно предоставить во второй части своей заявки на участие в аукционе документальные доказательства своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства - именно те, которые были представлены на заседании Комиссии Омского УФАС России;
- либо могло обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением и представить этому органу сведения о среднесписочной численности работников, что позволяло бы этому органу исполнительной власти внести соответствующую запись об Обществе в реестр.
Таким образом, бездействие и самонадеянность самого Общества повлекло для него неблагоприятные последствия, связанные с признанием второй части заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, единая комиссия уполномоченного органа, действуя разумно и добросовестно, на этапе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе осуществила проверку наличия сведений об Обществе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, на официальном сайте ФНС России в сети "Интернет" (https://rmsp.nalog.ru/) и, не имея иных документальных подтверждений отнесения Общества к субъектам малого предпринимательства, могла принять обжалуемое заявителем решение, указанное в протоколе подведения итогов от 17.04.2017 N ППИ 0152300011917000153.
На основании изложенного, Комиссия считает действия уполномоченного органа правомерными, а жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Кура" на действия Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его единой комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение ремонтных работ в здании (Реестровый номер 33.0139.17) (извещение N 0152300011917000153).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 апреля 2017 г. N 03-10.1/91-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2017