Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14 апреля 2017 г. N 02-06/57-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
заместитель Председателя Комиссии -. - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителей:
заказчика - администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск",
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", общество), надлежащим образом уведомленных о месте, дате и времени рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильной дороги от д. 56"в" по ул. Гагарина до ул. Западная с устройством парковочной площадки от ул. Западная до ул. 40 лет Октября в г. Козьмодемьянске (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0108300014617000028 от 24.03.2017),
установила:
Администрацией муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" проводится электронный аукцион на выполнение работ по строительству автомобильной дороги от д. 56"в" по ул. Гагарина до ул. Западная с устройством парковочной площадки от ул. Западная до ул. 40 лет Октября в г. Козьмодемьянске (номер извещения на официальном сайте 0108300014617000028 от 24.03.2017).
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы (вх. N 4154 от 13.04.2017).
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона, аукционная документация на выполнение работ по строительству автомобильной дороги от д. 56"в" по ул. Гагарина до ул. Западная с устройством парковочной площадки от ул. Западная до ул. 40 лет Октября в г. Козьмодемьянске размещены на официальном сайте 24.03.2017.
Электронная площадка для проведения аукциона - http://www.sberbank-ast.ru.
Начальная максимальная цена контракта - 8 728 770,00 рублей.
Оценив доводы, изложенные в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия Марийского УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 22 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации.
В соответствии с вышеназванным пунктом информационной карты участник аукциона должен предоставить названное свидетельство саморегулируемой организации в составе второй части заявки на участие в аукционе.
По мнению подателя жалобы, вышеуказанное требование заказчика установлено с нарушением положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона о контрактной системе. Так, в требованиях к свидетельству саморегулируемой организации отсутствует указание на определенный вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта по предмету закупки, а также не определён под вид работ допуск к которым надлежит иметь участнику закупки.
Согласно перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень) пункт 33 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" включает в себя следующие виды работ:
33.1. Промышленное строительство
33.2. Транспортное строительство
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи
33.9. Объекты морского транспорта
33.10. Объекты речного транспорта
33.11. Объекты гидроэнергетики
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других лиц.
При этом в силу положений части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Объектом данной закупки является выполнение работ по строительству автомобильной дороги.
Таким образом, в составе второй части заявки на участие в аукционе участникам закупки, в том числе, необходимо представить копию действующего свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, с допуском к виду работ в соответствии с пунктом 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)": 33.2. "Транспортное строительство", под вид: 33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта".
В ином случае победителем аукциона может стать лицо, не имеющее права в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнять работы, являющиеся предметом закупки.
В ходе внеплановой проверки Комиссия Марийского УФАС России установила, в документации отсутствует условие о том, что предельная стоимость выполнения работ по организации строительства должна быть не ниже цены контракта, предлагаемой участником закупки в ходе проведения аукциона.
В силу статьи 55.16 ГрК РФ в зависимости от суммы взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации подрядчик вправе заключать договоры на организацию строительства на различные суммы, в зависимости от размера взноса.
Таким образом, аукционная документация не содержит положений, обязывающих предоставлять в составе второй части заявки копию свидетельства по организации строительства с допуском к виду работ в соответствии с пунктом 33. "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании контракта с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)": 33.2. "Транспортное строительство", под вид 33.2.1 "Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта" Перечня, с предельной стоимостью выполнения работ по организации строительства не ниже цены контракта, предлагаемой участником закупки в ходе проведения аукциона, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона
В пункте 22 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) заказчиком установлено требование о предоставлении во вторых частях заявок названного идентификационного номера налогоплательщика без слов "при наличии".
Следовательно, заказчик, установив подобные требования к составу заявки, нарушил положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 22 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) содержатся требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В приложении 2 к аукционной документации (техническое задание) заказчик установил, конкретные показатели к товарам, используемые в процессе выполнения работ, не указав при этом максимальные и минимальные показатели товаров. Так, например, заказчиком указаны товары: трубы полиэтиленовые низкого давления (ПНД) с наружным диаметром 110 мм (пункт 6 раздел 1.1), кабель до 35 кВ в проложенных трубах, блоках и коробках, масса 1 м кабеля до 2 кг (пункт 8 раздел 1.1), люк чугунный тяжелый в количестве 1 шт. (пункт 7 раздел 1.4.), люки чугуные легкие в количестве 2 шт. (пункт 14 раздел 1.4).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
- согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги (пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе);
-при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (пункт 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Согласно пояснениям заказчика, в пункте 22 информационной карты (раздел 2 аукционной документации) была допущена техническая ошибка в части предоставления участниками электронного аукциона в первой части заявки конкретных показателей товара.
Таким образом, с учетом особенностей перечисленных в приложении 2 к аукционной документации (техническое задание), заказчику требовалось предоставить в первой части заявки на участие в электронном аукционе согласие участника на выполнение работы или оказание услуги с товаром, без предоставления конкретных показателей товара. Следовательно, заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не повлияли на результаты определения победителя электронного аукциона, в составе второй части заявки ОАО "Марий Эл Дорстрой" представлено свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 3 000 000 000, 00 рублей.
Учитывая изложенное, основания для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" обоснованной.
2. Признать в действиях администрации муниципального образования "Городской округ "город Козьмодемьянск" нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Требование о приостановлении процедуры закупки в части заключения контракта отменить.
5. Передать материалы дела N 02-06/57-17 уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 14 апреля 2017 г. N 02-06/57-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2017