Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 апреля 2017 г. N 2-57-3885/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей КП "УГС": П.А. Штанникова, Е.А. Лукьяновой а также при участии представителя ИП О.В. Серегина: А.А. Ермакова,
рассмотрев жалобу ИП Серегина О.В. (далее - Заявитель) на действия КП "УГС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Выполнение подрядных работ по модернизации систем вентиляции, кондиционирования, водоснабжения и канализации офисных помещений административного здания по адресу: г. Москва, ул. Тверская, д.7 (Закупка N 0573200010817000005) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N 10/17195 от 12.04.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1. описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
1) Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, так как в соответствии с положениями законодательства, в требованиях к материалу, должны указываться минимальные показатели, максимальные показатели и/или показатели, значения которых не могут изменяться. В Аукционной документации такое требование нарушается.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчик в аукционной документации установил некорректную Инструкцию по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о показателях используемых участником закупки товаров (материалов) (далее - Инструкция по заполнению заявок) а именно: Инструкция по заполнению заявок содержит взаимоисключающие положение, а также требования, содержащиеся в Инструкции по заполнению заявок, ограничивают доступ к участию в аукционе.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы Заявителем не указано, к каким товарам в приведенных в аукционной документации Заказчика требованиях содержатся формулировки вводящие участника закупки в заблуждение, не указано какие положения Инструкции являются взаимоисключающими, а также не указано к каким товарам Заказчиком не установлены требования к характеристикам.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Комиссией Управления рассмотрен довод жалобы Заявителя на предмет установления неконгруэнтности требований к количеству необходимых значений для одного показателя.
В аукционной документации Заказчиком установлены следующие требования к товарам, например товару по п. 668 "Растворы":
- В качестве заполнителя: [Золы-уноса], пористые пески; [золы-уноса]; [золы-уноса], песок для строительных работ ;
- Содержание золы-уноса: 20 и не более 20; 20 и 0: % массы цемента;
- Расход цемента на 1 м3 сухого песка при сухом и нормальном режимах помещения: Не менее 100; не нормируется: кг.
Согласно жалобе участнику закупки не ясно, как трактовать требования к показателю "содержание золы-уноса", а именно не ясно, что означает "20 и не более 20" или "20 и 0", если содержание золы-уноса - один показатель с одним значением, а в требованиях к нему приведено 2 значения, разделенные союзом "и", и на основании инструкции необходимо приводить оба значения, что невозможно. Также участнику закупки не ясно, как приводить показатель "расход цемента на 1 м3 сухого песка", если песок в качестве заполнителя не применяется.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с вышеуказанной нормой законодательства об осуществлении закупок, участником закупки 07.04.2017 направлялся в адрес Заказчика запрос о разъяснении положений Аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком, размещен в единой информационной системе в соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, ответ на вышеуказанный запрос, в соответствии с которым Заказчик разъясняет суть положений Аукционной документации.
Кроме того, согласно возражениям Заказчика в аукционной документации отсутствует неконгруэнтность, поскольку требуется два растворы, при этом в одном случае в обоих растворах в качестве заполнителя может быть только [золы-уноса] с содержанием "20 и не более 20", при этом параметры, связанные с песком в качестве заполнителя, не нормируются.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3) По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, используемый при выполнении работ:
- п. "Резина техническая (пластины)": Относительная остаточная деформация при сжатии на (20+5)% в воздухе при 70 °С в течение 24 ч: Не более 80;
- п. "Краски масляные": Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2) °С: Не менее 0.5: ч; Твердость пленки по маятниковому прибору: типа М-3: Не менее 0.12: условные единицы;
- п. "Олифа оксоль": Время высыхания до степени 3 при температуре (20 _ 2) °С: Не более 24: ч;
- п. "Винты самонарезающие": Глубина слоя химико-термической обработки: 0.05_0.23; не используется: мм;
- п. "Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем": Прочность на сжатие при 10%-ной линейной деформации после сорбционного увлажнения: Не менее 3.5; не нормируется: кПа;
- п. "Резина техническая (пластины)": Изменение массы образца после воздействия сред в течение 24 ч: Стандартного масла СЖР-2 при температуре 100 °С: -5_+25, не нормируется: %;
- п. "Лента самоклеящаяся": Стойкость к воздействию температуры: - 50*_+ 80*: °С.
- п. "Электроды": Механические свойства наплавленного металла при нормальной температуре: Временное сопротивление разрыву: Не менее 42: кгс/мм2;
- п. "Болты в комплекте с гайками": Временное сопротивление болтов при нормальной температуре: Не менее 510: Н/мм2;
- п. "Сталь тонколистовая холоднокатаная с дифференцированным цинковым покрытием": Предел текучести стали: Не менее 230: Н/мм2 и так далее.
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 5 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации, таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
4) Комиссией Управления рассмотрен довод жалобы Заявителя на предмет некорректного приведения Заказчиком порядка определения цена контакта, в частности, согласно жалобе Заказчиком не предусмотрено применение понижающего коэффициента и фиксации отсутствия в цене контракта НДС, для тех Исполнителей, которые могут применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), что проиводит к перерасходу бюджетных средств, ввиду непредусмотренной возможности оплаты НДС исполнителем, который применяет УСН.
Также, по мнению Заявителя, в составе аукционной документации Заказчика не содержатся проектные решения по параметрам работ, являющимися предметом закупки.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Представитель Заказчика пояснил, что, в соответствии с п. 2.8 Проекта контракта "В случае если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проектные решения по вышеуказанной закупки не разрабатывались.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В составе жалобы Заявителя в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не указано в какой части Заказчиком нарушен Закон о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Серегина О.В. на действия аукционной комиссии КП "УГС"" обоснованной в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, посколько выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Е.И. Ушкова
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 апреля 2017 г. N 2-57-3885/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2017